Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 марта 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 09.03.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.03.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Вопияшина Я.В. по доверенности от 09.03.2016, Филиппова Е.В. по доверенности от 21.10.2015;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОСЕРВИС" от 29.02.2016 г. N328-ж на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы", при проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по дезинфекции и уборке отделений (морга) в г. Ханты-Мансийске (извещение N0387200002616000033) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик неправомерно отказался от заключения государственного контракта.
2. В документации установлено неправомерное требование о наличии лицензии, выдаваемой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291.
3. Установленный код ОКПД не соответствует предмету закупки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение и котировочная документация о проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по дезинфекции и уборке отделений (морга) в г. Ханты-Мансийске (извещение N0387200002616000033) размещены на официальном сайте в единой информационной системе 28.01.2016.
В ходе заседания представители Заявителя пояснили, что 04.02.2016 по результатам проведения запроса котировок (извещение N0387200002616000033) победителем было признано ООО "ЭКОСЕРВИС".
В соответствии с пунктом 3.4.3 проекта контракта Исполнитель вправе привлекать для оказания услуг соисполнителей.
Согласно техническому заданию, в соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исполнитель должен иметь лицензию на данный вид деятельности.
18.02.2016 Заявителем (ООО "ЭКОСЕРВИС") был подписан и направлен Заказчику проект государственного контракта, а также приложены:
- заверенная копия договора с АО "Станция профилактической дезинфекции" на оказание услуг по дезинфектологии;
- заверенная копия лицензии на медицинскую деятельность NЛО-78-01-006091 от 31.08.2015, выданную АО "Станция профилактической дезинфекции";
- оригинал выписки из ЕГРЮЛ.
19.02.2016 Заказчиком было направлено письмо о необходимости предоставления лицензии выданной ООО "ЭКОСЕРВИС" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291 в срок до 24.02.2016.
25.02.2016 Заказчиком было принято решение об отказе от заключения с ООО "ЭКОСЕРВИС" государственного контракта в связи с не предоставлением ООО "ЭКОСЕРВИС" лицензии на медицинскую деятельность.
На основании вышеизложенного представителями Заявителя был сделан вывод о необоснованном отказе Заказчика от заключения государственного контракта с ООО "ЭКОСЕРВИС".
Возражения по доводам жалобы Заказчиком предоставлены не были.
В ходе изучения доводов Заявителя Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, извещение не содержит.
Как следует из технического задания, для оказания услуг по дезинфекции исполнитель должен соответствовать требованиям предусмотренными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")". В соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исполнитель должен иметь лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно пункту 3.4.3 проекта контракта Исполнитель вправе привлекать для оказания услуг соисполнителей.
При направлении государственного контракта Заявителем был предоставлены дополнительно:
- заверенная копия договора с АО "Станция профилактической дезинфекции" на оказание услуг по дезинфектологии;
- заверенная копия лицензии на медицинскую деятельность NЛО-78-01-006091 от 31.08.2015, выданную АО "Станция профилактической дезинфекции".
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что ООО "ЭКОСЕРВИС" соответствовало требованиям, установленным техническим заданием и проектом государственного контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 78 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта
В нарушение части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе Заказчик отказался от заключения контракта с победителем запроса котировок (ООО "ЭКОСЕРВИС").
2-3. По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно установил требование о наличии у участника лицензии, установленный извещением код ОКПД не соответствует предмету закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением (N0387200002616000033) дата окончания срока подачи котировочных заявок -04.02.2016. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в Ханты-мансийское УФАС России 29.02.2016, то есть после окончания срока подачи заявок.
Таким образом, довод Заявителя о том, что извещение и котировочная документация не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией Управления.
В ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник закупки должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Лицензирование деятельности, связанной с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно приложению к Положению N 291 в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия определены как организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Следовательно, дезинфекционные работы применительно к названному Закону рассматриваются как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 названного Закона). В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н в соответствии со статьей 14 Закона N 323-ФЗ утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по проведению дератизации.
Кроме того, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, отнесена к подклассу 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг".
Установленные техническим заданием услуги не связаны с осуществлением медицинской деятельности и оказания медицинской помощи.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии, выдаваемой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОСЕРВИС" от 29.02.2016 г. N328-ж на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы", при проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг по дезинфекции и уборке отделений (морга) в г. Ханты-Мансийске (извещение N0387200002616000033) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушение части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. В связи с заключением государственного контракта обязательное для исполнения предписание не выдавать.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 марта 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2016