Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 2 декабря 2016 г. N 08-07-1894/2016
Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 декабря 2016 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии представителей:
государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области -
представитель ООО ЧОО "Приоритет" - на заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Приоритет" на действия государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг по круглосуточной охране общественного порядка, материальных ценностей и осуществлению контрольно-пропускного режима в здании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 18А (номер извещения N 0253100000216000093),
УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2016 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Приоритет" (далее - Заявитель) на действия государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по круглосуточной охране общественного порядка, материальных ценностей и осуществлению контрольно-пропускного режима в здании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 18А (номер извещения N 0253100000216000093) (далее - конкурс).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в конкурсной документации установлен неверный размер обеспечения заявки; Заказчиком не указ полный перечень документов, который должен предоставить участник конкурса в подтверждение соответствия условиям, запретам и ограничениям, в случае если такие условия, запреты, ограничения установлены Заказчиком; Заказчиком неправомерно установлен критерий оценки деловой репутации.
Представитель Заказчика просил жалобу Общества признать необоснованной, поддержав доводы письменных пояснений, указал, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
15.11.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса на оказание услуг по круглосуточной охране общественного порядка, материальных ценностей и осуществлению контрольно-пропускного режима в здании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 18А (номер извещения N 0253100000216000093).
Конкурсная документация утверждена Заказчиком.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В соответствии с частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса N 0253100000216000093 начальная (максимальная) цена контракта составляет 1311600, 00 руб. Также, Заказчиком установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе в размере 39348, 00 руб.
В пункте 18 информационной карты конкурсной документации указано: "Заказчиком установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки в размере 3% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 39 348,00 (тридцать девять тысяч триста сорок восемь рублей 00 копеек) рублей".
Проанализировав положения конкурсной документации, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя о неправомерном установлении обеспечения заявки в размере 3 % является несостоятельным, поскольку требование о размере обеспечения исполнения заявки в размере 1%, указанное в части 14 ст. 44 Закона о контрактной системе, применимо только для аукционов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе - документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса N 0253100000216000093 Заказчиком в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 установлен запрет на допуск работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Также, данная информация отражена в пункте 31 информационной карты конкурсной документации.
На основании совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России от 28.04.2016 г. по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми органами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51, пунктом 2 части 5 статьи 66, пунктом 2 части 4 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 88 Закона N° 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе, запросе предложений, закрытом аукционе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия, установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Таким образом, проанализировав положения извещения о проведении открытого конкурса, а также положения конкурсной документации, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень из 4 (четырех) видов критериев.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п. 25 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В пункте 29 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлено следующее: "1. Цена контракта (стоимостной критерий) - 60%. 2. Квалификация участника закупки (нестоимостной критерий) - 40%. Сумма величин значимости критериев оценки составляет сто процентов".
Согласно приложению N 1 к Информационной карте конкурсной документации Заказчиком в составе критерия "Квалификация участника закупки" установлены следующие показатели:
2.2.1. |
Деловая репутация участника закупки, под которой понимается опыт работы в сфере оказания охранных услуг. Указанные сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления копий соответствующих документов, свидетельствующих об опыте оказания охранных услуг. |
100, в том числе: |
1 год и менее |
0 |
|
Более 1 года, но не более 5 лет |
20 |
|
Более 5 лет, но не более 10 лет |
40 |
|
Более 10 лет, но не более 13 лет |
50 |
|
Более 13 лет |
100 |
|
2.2.2. |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, под которым понимается наличие опыта оказания охранных услуг в организациях с государственной формой собственности. Указанные сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления копий соответствующих документов, свидетельствующих об опыте оказания охранных услуг в организациях с государственной формой собственности. |
100, в том числе: |
1 год и менее |
0 |
|
Более 1 года, но не более 5 лет |
20 |
|
Более 5 лет, но не более 10 лет |
40 |
|
Более 10 лет, но не более 13 лет |
50 |
|
Более 13 лет |
100 |
Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав положения информационной карты аукционной документации, полагает установление Заказчиком показателей "Более 10 лет, но не более 13 лет" и "Более 13 лет" в составе критериев оценки заявки на участие в открытом конкурсе, не противоречащим Закону о контрактной системе. Доказательства обратного Заявителем не предоставлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО "Приоритет" на действия государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг по круглосуточной охране общественного порядка, материальных ценностей и осуществлению контрольно-пропускного режима в здании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 18А (номер извещения N 0253100000216000093), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 2 декабря 2016 г. N 08-07-1894/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2016