Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2016 г. N 44-4245/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития N 1" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "А1" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 26393/16 от 24.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в СПб ГБСУСО "Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития N 1" (извещение N 0372200100216000083) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200100216000083. Начальная (максимальная) цена контракта 24 975 017,07 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в:
- установление ненадлежащего порядка оценки по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- установлении требования о предоставлении для оценки сертификата, подтверждающего членство участника в саморегулируемой организации;
- отсутствии ограничения допуска пищевых продуктов, включенных в перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств;
- неверном установлении величин значимости критериев оценки конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Частью 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса заявка на участие в открытом конкурсе может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в том числе могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п. 11 Правил.
Пунктами 10 и 11 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Положениями конкурсной документации в отношении показателя "деловая репутация участника закупки" установлен следующий порядок оценки:
"При вычислении индекса деловой репутации участника конкурса для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", учитываются следующие факторы:
1) фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия участника конкурса на рынке (x1);
2) фактор "Репутация профессиональной деятельности", определяемый наличием у участника закупки системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) (x2);
3) фактор "Награды и поощрения", характеризующий наличие у участника конкурса положительных отзывов от государственных или муниципальных заказчиков за надлежащее исполнение контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания (x3).
8.1.1. Для определения значения фактора "История", конкурсная комиссия исходит из продолжительности присутствия участника конкурса на рынке предоставления услуг по организации питания на дату окончания подачи заявок с учетом правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения, в соответствии с представленными участником конкурса в составе конкурсной заявки сведениям, начиная с дата заключения первого контракта (договора с бюджетным учреждением) такого участника на оказание услуг по организации питания.
Подтверждающими документами фактора "История" являются: заполненный участником конкурса раздел I формы "Деловая репутация участника конкурса" (по форме приложения N 4 к специальной части), копия первого контракта (договора с бюджетным учреждением) заключенного участником закупки на предоставление услуг по организации питания независимо от даты заключения и стоимости4.
В случае если контракт (договор), подтверждающий продолжительность присутствия участника конкурса на рынке предоставления услуг по организации питания соответствует контракту (договору), представленному в подтверждение установленным пунктом4 специальной части дополнительным требованиям к участникам конкурса, повторное представление документов не требуется.
4 Для подтверждения исполнения, участник представляет копии всех оформленных актов приемки услуг к контракту (договору). В случае наличия дополнительных соглашений и изменений к контракту (договору), участник конкурса также представляет такие соглашения и изменения.
Значение фактора "История", характеризующего продолжительность присутствия участника конкурса на рынке будет определяться в зависимости от присутствия участника закупки на рынке предоставления услуг по организации питания. Для участника закупки, продолжительность присутствия которого составляет менее одного года, значение фактора "История" будет составлять ноль целых две десятых. Для участника закупки, продолжительность присутствия которого составляет от одного года включительно, но менее двух лет, значение фактора "История" будет составлять ноль целых три десятых. Для участника закупки, продолжительность присутствия которого составляет от двух лет включительно, но менее трех лет, значение фактора "История" будет составлять ноль целых четыре десятых. Для участника закупки, продолжительность присутствия которого составляет от трех лет включительно, но менее четырех лет, значение фактора "История" будет составлять ноль целых пять десятых. Для участника закупки, продолжительность присутствия которого составляет от четырех лет включительно, но менее пяти лет, значение фактора "История" будет составлять ноль целых восемь десятых. В случае, если продолжительность присутствия участника закупки составит пять лет и более, значение фактора "История" будет являться максимальным и будет равняться единице_
_8.1.3. Для определения значения фактора "Награды и поощрения" конкурсной комиссией учитывается количество полученных участником конкурса положительных отзывов от государственных или муниципальных заказчиков за надлежаще исполненные контракты (договоры) на оказание услуг по организации питания начиная с 2013 года по дату окончания подачи заявок.
Участник конкурса заполняет раздел III формы "Деловая репутация участника конкурса" (по форме приложения N 4 к специальной части).
Значение фактора "Награды и поощрения" определяется исходя из заявленных участником конкурса положительных отзывов путем применения формулы: х3 = (Pi / Pmax) где:
Pi - количество полученных положительных отзывов, представленных участником конкурса, заявка которого оценивается;
Pmax - максимальное количество полученных положительных отзывов из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками конкурса. Сведения, содержащиеся в отзывах, должны в обязательном порядке подтверждаться, входящими в состав заявки участника конкурса, копиями следующих документов: надлежаще исполненного контракта (договора) с ценой такого контракта (договора) не менее десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта со всеми приложениями, дополнениями, изменениями (при наличии) и всех оформленных актов оказанных услуг к нему.
Положительные отзывы на частичное исполнение услуг по контракту (договору) или полученные в количестве более одного за оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), для расчета баллов по настоящему показателю критерия оценки учитываться не будут. Если положительный отзыв выдан на несколько контрактов (договоров), то заказчик будет учитывать его как один отзыв, при условии, что он должен быть подтвержден копиями всех контрактов (договоров) содержащихся в нем и удовлетворяющих условиям настоящей конкурсной документации.
Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, в рамках исполнения по которому, отсутствуют судебные разбирательства и отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника.
В случае если контракт (договор), подтверждающий наличие у участника конкурса положительных отзывов от государственных или муниципальных заказчиков за надлежащее исполнение контрактов (договоров) на оказание услуг по организации питания соответствует контракту (договору), представленному в подтверждение квалификации установленным пунктом 8.1.1 специальной части требованиям и/или пунктом 4 специальной части дополнительным требованиям к участникам конкурса, повторное представление документов не требуется.
Применяемые для целей определения индекса деловой репутации коэффициенты весомости факторов (d1...dn) установлены конкурсной документацией в целях выявления лучших условий исполнения контракта. Для выявления лучших условий исполнения контракта, весомость фактора "История" составляет ноль целых одна десятая. Для выявления лучших условий исполнения контракта, весомость фактора "Награды и поощрения" составляет ноль целых семь десятых. Для выявления лучших условий исполнения контракта, весомость фактора "Репутация профессиональной деятельности" составляет ноль целых две десятых.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что данный фактор установлен Заказчиком на основании ГОСТ Р 66.0.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы", согласно п. 5.8 которого положения государственного стандарта применяются при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с конкурсной документацией предоставление для оценки по показателю "деловая репутация участника закупки" документов не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки победителя конкурса, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данные документы или нет.
Доказательства, свидетельствующие о том, что установленный порядок оценки ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, Заявитель на Комиссию УФАС не предоставил. Более того, возможность получить положительные баллы по спорному показателю не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении шкалы оценки заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации требования о предоставлении для оценки по показателю "деловая репутация участника закупки" свидетельства о членстве участника конкурса в саморегулируемой организации.
Анализ конкурсной документации показал, что обжалуемые положения в ней не содержатся, следовательно, данный довод жалобы является несостоятельным.
3. Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на отсутствие в конкурсной документации ограничения допуска пищевых продуктов, включенных в перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, а также Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень) утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 832).
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации питания больных стационара. Данный вид деятельности включен в код ОКПД 55.52.13.190 ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности") - Услуги по приготовлению и поставке кулинарной продукции по заказам на прочие предприятия и учреждения, не включенные в другие группировки.
Таким образом, действие Постановления N 832 не распространяется на данную закупку, следовательно, данный довод жалобы также является несостоятельным.
4. Четвертым доводом жалобы Заявитель обжалует неверное установление величин значимости критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно положениям конкурсной документации для оценки заявок Заказчиком использован стоимостной критерий "Цена контракта" с величиной значимости 60 % и нестоимостной "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с величиной значимости 40 %.
Согласно приложению "Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к Правилам при закупке работ и услуг (за исключением отдельных видов работ, услуг) минимальная значимость стоимостных критериев оценки должна составлять 60 %, а максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40 %.
Таким образом, величины значимости критериев оценки конкурсных заявок установлены Заказчиком в строгом соответствии с Правилами, следовательно, данный довод жалобы также является несостоятельным.
5. В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запроса на разъяснения конкурсной документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 14, 32, 50, 51, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "А1" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2016 г. N 44-4245/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2016