Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2016 г. N 44-4274/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ФГБУ "Всероссийский НИИ охраны окружающей среды" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "СтройФаворит" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26785/16 от 29.11.2016) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по разработке научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ по объектам культурного наследия федерального значения "Усадьба Знаменское-Садки, XVIII в.- Главный дом; Конный двор; Парк" по адресу: г. Москва, МКАД 36 км., стр. 1, 3, 4 (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 12.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0373100000216000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 000 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, отклонение его конкурсной заявки на основании протокола предквалификационного отбора от 09.11.2016 NППО1.
В соответствии с ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Протокол предквалификационного отбора от 09.11.2016 NППО1 опубликован Заказчиком в единой информационной системе 10.11.2016.
Жалоба Заявителя подана 29.11.2016.
Таким образом, Заявителем обжалован протокол предквалификационного отбора от 09.11.2016 NППО1 с нарушением сроков, установленных ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
23.11.2016 Комиссией УФАС рассмотрена жалоба ООО "АК-Проект" (вх. N 25729/16 от 16.11.2016), по результатам рассмотрения которой Заказчику и его конкурсной комиссии выдано предписание по делу N 44-4153/16, согласно которому предписано следующее:
"Заказчику - ФГБУ "Всероссийский НИИ охраны окружающей среды" - и его конкурсной комиссии устранить нарушения ч.ч. 3 и 5 ст. 53 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, составленный в ходе проведения конкурса N 0373100000216000035;
- обеспечить возможность участникам закупки повторно внести обеспечение заявки на участие в конкурсе (в случае возврата обеспечения заявок, внесенного в виде платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств);
- не менее чем за 5 (пять) дней уведомить участников закупки о повторном рассмотрении и оценке заявок и необходимости повторного внесения обеспечения заявок на участие в конкурсе (в случае возврата обеспечения заявок, внесенного в виде платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств);
- повторно рассмотреть конкурсные заявки с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0373100000216000035) в соответствии с законодательством о контрактной системе.".
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликовано извещение от 01.12.2016 NОЦП2 об отмене протоколов.
Согласно извещению от 01.12.2016 NОЦП2 об отмене протоколов отмене подлежали следующие протоколы:
- Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 09.11.2016 NПРО2.
- Протокол предквалификационного отбора от 09.11.2016 NППО1.
- Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 09.11.2016 NПВК1.
- Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 09.11.2016 NПРО1.
Таким образом, согласно предписанию Комиссии УФАС по делу N 44-4153/16 от 23.11.2016 Заказчику и его конкурсной комиссии не было предписано отменить протокол предквалификационного отбора от 09.11.2016 NППО1, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 09.11.2016 NПВК1.
Следовательно, Заказчиком и его конкурсной комиссией исполнено предписание Комиссии УФАС ненадлежащим образом в части совершения действий, которые предписание Комиссии УФАС не содержит.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 09.11.2016 NППО2 конкурсная заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "не соответствует дополнительным требованиям, в части отсутствия документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям к участникам закупки на основании п. 12 Информационной карты Конкурсной документации".
Согласно п. 12 Части II "Информационная карта" документации о закупке Заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: "В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99: Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе).Участник закупки должен предоставить не менее одного контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ с приложением к нему акта выполненных работ.
Наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора. А именно необходимо следующее оборудование: принтер формата А3 не менее 1 шт., плоттер А1 не менее 1 шт., цифровая фотокамера не менее 1 шт., электронный теодолит не менее 1 шт., системный блок и монитор или моноблок или ноутбук не менее 2 шт., электронная рулетка не менее 1 шт., сканер не менее 1 шт., принтер не менее 1 шт., нивелир + штатив - 1 шт., угломер не менее 1 шт., прибор для определения толщины защитного слоя бетона не менее 1 шт., наземный лазерный сканер - не менее 1 шт., электронный тахеометр не менее 1 шт., прибор для определения прочности бетона ультразвуковым методом не менее 1 шт.".
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Постановлению при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда к участникам закупки устанавливаются следующие дополнительные требования:
1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
2) наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Постановлению документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств являются:
1) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
2) перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;
3) копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что Заявителем в составе конкурсной заявки представлен контракт на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия Памятник истории и культуры народов Российской Федерации Жилой дом Н.П. Баулина (в основе палаты XVIII века), архитектор Н.Д. Струков, находящийся по адресу: г. Москва, ул. Николоямская, д. 52, стр. 1, с ценой контракта 8 500 000,00 рублей.
Также в составе конкурсной заявки Заявителем представлен договор аренды N 23/16 от 7 марта 2016 года, предметом которого является аренда необходимого для выполнения работ по контракту оборудования.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсной комиссией Заказчика не указано обоснование отклонения конкурсной заявки Заявителя с указанием положений конкурсной заявки, которые не соответствуют требованиям документации о закупке и законодательства о контрактной системе.
Отсылочное указание в протоколе предквалификационного отбора от 09.11.2016 NППО2 на несоответствие конкурсной заявки Заявителя пункту 12 Части II "Информационная карта" конкурсной документации не позволяет установить несоответствие конкурсной заявки Заявителя требованиям документации.
В действиях конкурсной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем повторного формирования протокола предквалификационного отбора в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 32, 50, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройФаворит" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица и конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2016 г. N 44-4274/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2016