Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2016 г. N 11-251/16
В связи с поступившей информацией, в том числе от Военной прокуратуры Западного военного округа (вх. 26179/16 от 22.11.2016, вх. 26207-ЭП/16 от 22.11.2016), в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителей:
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" (далее - заказчик),
Военной прокуратуры Западного военного округа (далее - заявитель),
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по предоставлению (передаче) прав на использование программного обеспечения по учету лиц, проходивших военную службу, и членов их семей, а также их пенсионному и социальному обеспечению на условиях простой (неисключительной) лицензии для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016 году (извещение N 0372100050816000013) (далее - конкурс, закупка).
Адрес проверяемой организации: Дворцовая пл., д. 10, Санкт-Петербург, 191055.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении конкурса размещено 14.11.2016 на Официальном сайте Единой Информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 185 000 000,00 руб.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп. г) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В п. 17 Части II документации о закупке заказчиком установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "Наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в которую в том числе включены работы, предусмотренные пунктами 2, 3, 13 и 14 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313.
Вместо указанной лицензии участник закупки может иметь действующую лицензию ФСБ России на разработку, производство, шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, выданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 957, в части разработки защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313, установлен следующий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию:
1. Разработка шифровальных (криптографических) средств.
2. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
3. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
4. Разработка средств изготовления ключевых документов.
5. Модернизация шифровальных (криптографических) средств.
6. Модернизация средств изготовления ключевых документов.
7. Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.
8. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
9. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
10. Производство средств изготовления ключевых документов.
11. Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.
12. Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.
13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
14. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
15. Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.
16. Ремонт шифровальных (криптографических) средств.
17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
18. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
19. Ремонт, сервисное обслуживание средств изготовления ключевых документов.
20. Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
21. Передача шифровальных (криптографических) средств.
22. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
23. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
24. Передача средств изготовления ключевых документов.
25. Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
26. Предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
27. Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.
28. Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.
В документации о закупке установлено требование о наличии у участника закупки Лицензии на следующие виды деятельности:
- Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
- Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
В Части V "Требования к объекту закупки" документации о закупке заказчиком установлено, в том числе следующее:
п. 5.2. Неисключительные права на использование ПО считаются переданными с момента подписания Акта приема-передачи оказанных услуг. Неисключительные права на использование ПО передаются на весь срок действия исключительного права на ПО для использования на территории Российской Федерации, а также за ее пределами (в Латвийской Республике, Литовской Республике, Эстонской Республике, в г. Байконуре и г. Тирасполе).
п. 5.4 Оформление результатов и оплата оказанных услуг по предоставлению (передаче) прав на использование ПО осуществляется после проведения демонстрации ПО на соответствие Требованиям.
5.5.3. Результатом развертывания ПО на пилотных площадках является проведение демонстрации работоспособности поставленного ПО и его соответствия Требованиям.
5.5.4. Исполнитель при развертывании ПО должен обеспечить выполнение следующих работ:
а) настройку ПО без подключения к ведомственным сетям Минобороны России и без организации информационного обмена между экземплярами ПО;
б) настройку ПО в соответствии с ролевыми правами пилотных площадок;
в) введение в ПО условно-постоянной информации по пенсионерам на основании данных, представленных пилотными площадками;
г) развернутое тестирование пользовательских режимов на введенной условно-постоянной информации;
д) инструктаж пользователей пилотных площадок по работе с ПО:
- время проведения инструктажа составляет не менее 20 часов;
- часы, периодичность и сроки проведения инструктажа согласовываются с пользователями пилотных площадок.
В Части IV "Проект контракта" документации о закупке заказчиком установлено, в том числе следующее:
п. 1.1.3. Услуги по предоставлению (передаче) права на использование ПО - фактическая передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности - ПО, посредством передачи Заказчику Лицензий на ПО на носителе с дистрибутивом и (или) иным способом, предусмотренным Контрактом. При этом передача права оформляется Актом оказания услуг (Приложение N 1 к Контракту). Право использования ПО возникает у Заказчика с момента подписания Сторонами Акта оказания услуг (Приложение N 1 к Контракту);
Положения п.п. 5.5.3., 5.5.4. Части V документации о закупке также установлены в проекте контракта.
Таким образом, согласно положениям документации о закупке, в том числе, проекта контракта, объектом закупки не является разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем/телекоммуникационных систем; монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем/телекоммуникационных систем.
Победитель закупки (исполнитель) осуществляет поставку программного обеспечения, а также производит демонстрацию программного обеспечения, которая не включает в себя, согласно положениям проекта контракта и технического задания, установку (инсталляцию) программного обеспечения в информационную систему заказчика.
Следовательно, заказчиком в документации о закупке установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии с указанием видов работ, которые не являются объектом закупки.
В действиях заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в части установления требования к участникам закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. В силу требований п. 1 ч. 3 ст. 49 (п. 2 ст. 42) Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы.
В ч. 10 Информационной карты конкурсной документации заказчиком установлено, что "срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: до 26 декабря 2016 года/ 1 услуга".
Заявитель указывает на то, что объем работ, предусмотренный конкурсной документацией, не выполним в установленный заказчиком срок.
На заседание Инспекции УФАС не представлено должным образом оформленных доказательств невозможности выполнения работ, предусмотренных конкурсной документацией, в установленный заказчиком срок.
Срок выполнения работ определен заказчиком в соответствии с его потребностями и полномочиями, определенными Законом о контрактной системе. При этом срок окончания выполнения работ обусловлен сроком окончания бюджетного периода 2016 года.
Таким образом, в действиях заказчика не усматривается нарушений Закона о контрактной системе в части установления сроков выполнения работ по контракту.
3. Доводы заявителя о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
4. Вопросы возможного дальнейшего исполнения контракта, поставленные в обращении, в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе выходят за пределы компетенции и полномочий Инспекции УФАС, в связи с чем, не подлежат рассмотрению Инспекцией УФАС.
5. Установлено, что ранее Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок в рамках дела от 05.12.2016 N 44-4234/16 по рассмотрению жалобы ООО "Васильченко и партнеры" в действиях заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также выдано предписание о его устранении.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать в связи ранее выданным предписанием по делу от 05.12.2016 N 44-4234/16.
3. Материалы проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2016 г. N 11-251/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2016