Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 декабря 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Профит" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (не менее 4 квартир, суммарной общей площадью не менее 119,2 кв.м.) в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенных на территории Добрянского городского поселения, в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Добрянского городского поселения на 2014-2017 г." по этапу 2015 года (извещение N 0156300020316000037),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300020316000037 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение жилых помещений (не менее 4 квартир, суммарной общей площадью не менее 119,2 кв.м.) в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенных на территории Добрянского городского поселения, в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Добрянского городского поселения на 2014-2017 г." по этапу 2015 года.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия находит доводы жалобы на действия Заказчика подлежащими отклонению в полном объеме.
Согласно аукционной документации (п.1 Раздел 3) объектом закупки является приобретение жилых помещений (не менее 4 квартир, суммарной общей площадью не менее 119,2 кв.м.) в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенных на территории Добрянского городского поселения, в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Добрянского городского поселения на 2014-2017 г." по этапу 2015 года.
Описание объекта закупки содержится в Техническом задании. Так, в частности, указано следующее:
Место нахождения жилых помещений: Пермский край, г. Добрянка.
Объектом закупки могут быть жилые помещения, приобретенные у Застройщика.
Всего (жилых помещений) квартир не менее 4 шт.
4.1. Общая/жилая площадь приобретаемых жилых помещений (квартир) - не менее 119,2/77,6 кв.м., а именно:
N п/п |
Количество комнат в квартире не менее |
Количество квартир |
Общая/жилая площадь квартиры не менее, кв.м. |
Стоимость жилого помещения, руб. |
1 |
1 |
1 |
26,1/16,3 |
|
2 |
1 |
1 |
21,9/13,5 |
|
3 |
2 |
1 |
32,4/24,4 |
|
4 |
2 |
1 |
38,8/23,4 |
|
Итого |
|
4 |
119,2/77,6 |
Определяется по итогам аукциона |
Квартиры, общая площадь в которых менее указанных площадей, не подлежат приему в муниципальную собственность муниципального образования "Добрянское городское поселение" и т.д.
Заявитель указывает, что закупка четырех квартир в рамках одного аукциона нарушает Закон о закупках, ограничивает количество участников закупки, также усматривает нарушение в том, что объектом закупки могут быть жилые помещения, приобретенные у Застройщика.
При этом, доказательства в обоснование доводов, изложенных в жалобе, вопреки требованиям ч.9 ст.105 Закона о закупках, к жалобе не приложены, не представлено таких доказательств и при рассмотрении жалобы.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В силу указанных норм Заказчик вправе определить в документации об электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Положения статьи 33 Закона о закупках содержат запрет устанавливать в аукционной документации требование к товарам, работам, услугам, влекущим ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссией установлено, что Заказчиком реализуется адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Добрянского городского поселения на 2014-2017 г.", утвержденную постановлением администрации Добрянского городского поселения от 01.04.2014 N 226 (с изменениями от 16.09.2016 N 1001).
Целью программы является создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан; ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Добрянского городского поселения.
Задачи: 1. Переселение в благоустроенное жилье граждан, проживающих в помещениях, признанных непригодными для проживания.
2. Снос многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными.
3. Улучшение городской среды за счет ликвидации аварийного жилищного фонда и комплексного освоения территории.
Целевые показатели Программы:
1. Площадь сносимого аварийного жилья - 5280,80 кв. м;
2. Количество переселяемых семей - 146;
3. Количество жителей, подлежащих переселению - 463;
4. Объем жилья, требуемый для переселения - 5280,80 кв. м;
5. Стоимость строительства и приобретения 1 кв. м жилья
2014 г. - 28 735,6 руб.
2015 г. - 28 735,6/34274,8 руб.
2016 г. - 36707 руб.
2017 г. - 39129 руб.
2.3. Основные цели и задачи Программы.
2.3.1. Основными целями Программы являются:
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
-обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
3.3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда будет осуществляться следующими способами:
- предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений;
- предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации;
- строительство многоквартирных домов.
При этом, в разделе 6 названной программы " Ожидаемый социальный и экономический эффект от реализации программных мероприятий" содержатся следующие ожидаемые результаты: Переселение 463 человек в благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, уменьшение количества проживающих в ветхом жилищном фонде; Активизация строительства нового жилья приобретаемого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
Антимонопольный орган отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок осуществления закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Исходя из положений Закона о закупках, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию об электронном аукционе условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
Комиссия отмечает, что четыре квартиры должны быть расположены именно в г.Добрянка, а не, например, в Добрянском районе и г.Добрянка и т.п.
В материалы дела представлены доказательства, того, что за период 2015-2016 гг. разрешения на строительство многоквартирных домов на территории г.Добрянка выдано ООО "Жилой комплекс "Сосновый бор" и ОАО "Строй ПанельКомплект".
Доказательств того, что требования Заказчика ограничивают ООО "Профит" в участии в закупке антимонопольному органу не представлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы жалобы доказательства, исходя из целей правового регулирования законодательства о закупках, учитывая то обстоятельство, что в данном случае участником закупки может выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе, и удовлетворяющие потребности Заказчика с учетом предмета закупки, его социальной значимости, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика нарушения требований Закона о закупках отсутствует.
Ссылки Заявителя на решение Арбитражного суда Пермского края, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А50-20211/2015 в данном случае во внимание приняты быть не могут, поскольку отсутствует тождественность обстоятельств, на основании которых они принимались.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Профит" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (не менее 4 квартир, суммарной общей площадью не менее 119,2 кв.м.) в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенных на территории Добрянского городского поселения, в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Добрянского городского поселения на 2014-2017 г." по этапу 2015 года (извещение N 0156300020316000037) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2016