Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 декабря 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу САО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия Котировочной комиссии при проведении запроса котировок на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика владельца восьми транспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0256100000416000096),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100000416000096 ТФОМС Пермского края (далее - Заказчик) проводился запрос котировок на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика владельца восьми транспортных средств (ОСАГО).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Котировочной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта - 83 490,66 руб.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 22.11.2016г., заявка САО "ВСК", равно как и заявка ООО "СФ "Адонис", ПАО СК "Росгосстрах" признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
ООО "СФ "Адонис", чье предложение ор цене контракта составило 75 908,65 руб., признано победителем, САО "ВСК", чье предложение о цене контракта составило 79 428,10 руб. признано участником запроса котировок, предложение которого содержит лучшие условия по цене контракта после победителя. Предложение ПАО СК "Росгосстрах" составило 79 984,27 руб.
Податель жалобы указывает на то, что заявка ООО "СФ "Адонис" не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок, поскольку цена рассчитана не в соответствии с Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч.1 ст.73 Закона о закупах).
В соответствии с ч.1 ст.74 Закона о закупках Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В ч. 1 ст. 78 Закона о закупках установлено, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена (ч.6 ст.78 Закона о закупках).
Согласно ч. 7 ст. 78 Закона о закупках, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 73 Закона о закупках, заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение о цене контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закона об ОСАГО).
Следует отметить, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (части 1, 2 статьи 9 Закона об ОСАГО).
Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что установленные в соответствии с обозначенным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Согласно п. 2.1 Положения "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденное ЦБ РФ 19.09.2014 N 431-П, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Банк России установил Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), Коэффициенты страховых тарифов, Требования к структуре страховых тарифов, а также Порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО (Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядку их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств") (далее - Указание Банка России).
Следовательно, цена контракта должна соответствовать применяемым тарифным ставкам и коэффициентам, утвержденным Указанием Банка.
В извещении о проведении запроса котировок приведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в частности, в п.7 Технического задания указано, что страховая премия определяется в соответствии c указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в действующей редакции и рассчитывается как произведение базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов.
Изменение Правительством Российской Федерации страховых тарифов в течение срока действия заключенного государственного контракта не влечет за собой изменение Исполнителем страховой премии, оплаченной Заказчиком.
Базовые ставки страховых тарифов определяются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств Заказчика, влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Информация, необходимая для определения страховой премии, предлагаемой участником закупки, представлена в Приложении "Перечень и технические характеристики транспортных средств" к техническому заданию на закупку услуг.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована Заказчиком с учетом коэффициентов, в том числе, КБМ, при этом применено максимальное значение ТБ 2830 руб., объектом закупки являлось страхование 8 автотранспортного средства Заказчика.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, в "Перечне и характеристиках транспортных средств" (Приложение к ТЗ на закупку услуг) указаны наименования ТС, категория, мощность, КБМ и др.
В жалобе САО "ВСК" указывает, что расчет ООО "СФ "Адонис" не соответствует Указанию Банка России, поскольку цена должна составлять 75 908,64 руб., а не 75 908,65 руб., как указано в заявке. Данная разница сложилась ввиду того, что полученный размер страховой премии на все автотранспортные средства - 75 908,646 руб., в соответствии с методами математического округления в десятичной системе округления до N-ого знака, был округлен до 65 копеек, и, как следствие, цена контракта составила 75 908,65 руб. Расчет представлен в материалы дела.
Комиссия отмечает, что расчет страховой премии в заявке ООО "СФ "Адонис" отсутствует, вместе с тем, Комиссия, произведя соответствующие расчеты, установила, что предложение ООО "СФ "Адонис" рассчитано с учетом всех коэффициентов, указанных Заказчиком.
При указанных обстоятельствах в действиях Котировочной комиссии нарушений не может быть установлено.
30.11.2016 г. Заказчиком с ООО "СФ "Адонис" заключен контракт.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу САО "ВСК" на действия Котировочной комиссии при проведении запроса котировок на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика владельца восьми транспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0256100000416000096) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016