Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 декабря 2016 г. N 2022
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Темучин-Ачинск" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Красноярский краевой Дворец пионеров" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА 6592/16 "Оказание охранных услуг для нужд Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Красноярский краевой Дворец пионеров" на 2017 год" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 28.11.2016 поступила жалоба ООО ЧОП "Темучин-Ачинск" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000116005727.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель уполномоченного органа Пестерников Александр Андреевич (доверенность N 16 от 15.01.2016, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы, заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе.
По мнению подателя жалобы, требование к участникам закупки о наличии лицензии, выданной органами внутренних дел, на осуществление частной охранной деятельности с видом услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", должно сопровождаться информацией о вооруженном типе охраны и требованием о наличии РХИ. Следовательно, заказчику в силу Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Закона РФ "О противодействии терроризму" необходимо было в аукционной документации наряду с вышеуказанным требованием указать тип охраны - вооруженная, с требованием о предоставлении участниками закупки РХИ.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены объективные требования к услугам, являющимся объектом закупки, которые однозначно позволяют определить потребность заказчика.
На основании вышеизложенного, по мнению уполномоченного органа, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг для нужд заказчика на 2017 год (извещение от 18.11.2016 N 0119200000116005727).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пунктов 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта на участие в электронном аукционе" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в Форме N 2 (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что заказчиком были установлены требования к месту, сроку, к гарантийному сроку услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, объему оказания охранных услуг. Из пункта "Объем оказываемых услуг" Описания объекта закупки следует, что услуги необходимо оказывать на следующем объекте в следующем объеме:
Объект охраны - здание Дворца, территория Дворца по адресу: г. Красноярск, ул. Конституции СССР, д. 1.
Площадь охраняемых объектов: Здание Дворца - 11 178,6 м2; Территория Дворца - 40 214 м2.
Вид охраны - 3 поста, невооруженная;
1 и 2 пост - постоянные (24 часа) по одному сотруднику охраны на каждый пост (с 08-00 до 08-00), в том числе 1 пост с выдачей ключей сотрудникам. Количество часов - 17 520
3 пост - подвижный (12 часов) один сотрудник охраны (с 09-00 до 21-00). Количество часов - 4 380. Количество часов всего - 21 900.
В пункте "Дополнительные сведения, требования" Описания объекта закупки определены следующие требования заказчика к организации охраны на объектах:
- совершение обходов в течение суток охраняемых помещений сотрудниками охраны, ежечасный обход прилегающей территории по утвержденному маршруту с целью осмотра, пресечение попыток проникновения посторонних лиц на охраняемый объект;
- осуществление контроля посредством видеонаблюдения;
- при наличии признаков проникновения на объект (в здание, помещения, находящихся под охраной) посторонних лиц: сообщение в органы внутренних дел и заказчику; принятие мер к их задержанию для незамедлительной передачи в органы внутренних дел (полицию); обеспечение охраны места происшествия до прибытия заказчика и представителей органов внутренних дел (полиции);
- не разглашение посторонним лицам сведений о режиме охраны объектов и правил пользования средствами охранной пожарной системой, тревожной сигнализации и связи;
- обеспечение необходимых противопожарных мероприятий, мероприятий по технике безопасности во время оказания услуг;
- соблюдение установленного контрольно-пропускного режима согласно инструкции, которая согласуется с заказчиком;
- материальная ответственность за ущерб, причиненный кражами товарно-материальных ценностей с территории здания, совершенными посредством взлома запоров, замков, окон, иными способами в результате необеспечения надлежащей охраны или вследствие невыполнения исполнителем установленного на охраняемом объекте порядка выноса (вывоза) товарно-материальных ценностей, а также хищениями, совершенными путем грабежа или при разбойном нападении;
- содействие в проведении служебных расследований совместно с заказчиком с целью установления виновных в причинении вреда его имуществу и ценностям на объекте в охраняемое время, оказание практического содействия органам дознания и следствия;
- реагирование на тревожные сообщения охранной и пожарной сигнализации, а в случае обнаружения на охраняемом объекте пожара или срабатывания пожарной сигнализации принимать все возможные меры для ликвидации пожара, спасения людей и ценностей;
- проведение контроля руководством охранной службы за несением службы не реже чем 1 раза в неделю, в том числе в ночной период времени;
- разработка рекомендаций по обеспечению режима охраны и технической укреплённости объекта.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей услуг, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика и невозможности определить такую потребность, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость поддержания надлежащего уровня безопасности граждан на территории, подведомственной заказчику, путем оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что указание заказчиком в Описании объекта закупки типа охраны (вид охраны - 3 поста, невооруженная) не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку свидетельствует о том, что такая характеристика услуг, являющихся объектом закупки, имеет для заказчика принципиальное значение, наряду с иными функциональными, техническими и качественными характеристиками, эксплуатационными характеристиками объекта закупки, которые являются значимыми для заказчика, определяют его потребность, следовательно, позволяют подготовить заявку на участие в электронном аукционе. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
На основании требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в его правовом взаимодействии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 4.5 раздела "Информационная карта на участие в электронном аукционе" аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии, выданной органами внутренних дел, на осуществление частной охранной деятельности или иного документа, подтверждающего право участника закупки оказывать услуги охраны, с предоставлением следующих видов услуг:
- защита жизни и здоровья граждан;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности).
В силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление частной охранной деятельности является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление, в том числе такого вида услуг как охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) физические и юридические лица должны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о противодействии терроризму антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Таким образом, из требований Закона о противодействии терроризму следует, что в отношении объектов (территорий), попадающих под действие Закона о противодействии терроризму, а именно, зданий, строений, сооружений, иных объектов, мест массового пребывания людей, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек, подлежат выполнению обязательные требования к антитеррористической защищенности.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" установлено, что разработка требований и формы паспорта безопасности и внесение в установленном порядке проектов актов об их утверждении в Правительство РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
Правительством РФ специальные требования к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении Министерства образования Красноярского края, которые бы (требования) содержали указание о необходимости обеспечения вооруженной охраны указанных объектов, не разработаны и не утверждены.
Исходя из вышеизложенного, участнику закупки, объектом которой является оказание охранных услуг на объектах (территориях), попадающих под действие Закона о противодействии терроризму, а именно, зданиях, строениях, сооружениях, иных объектах, местах массового пребывания людей, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек, необходимо в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представить, в том числе лицензию на осуществление частной охранной деятельности с предоставлением вида услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Вместе с этим, поскольку специальные требования к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении Министерства образования Красноярского края, которые бы (требования) содержали указание о необходимости обеспечения вооруженной охраны указанных объектов, не разработаны и не утверждены, поскольку из Описания объекта закупки следует потребность заказчика в обеспечении невооруженных постов охраны, то действия заказчика, уполномоченного органа, выразившиеся в неустановлении в аукционной документации требования к участникам закупки о необходимости наличия у них разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что, в том случае, если по своему усмотрению участник закупки имеет намерения в ходе исполнения контракта обеспечить вооруженную охрану, то требование к участникам закупки о необходимости наличия у них разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, так же не подлежит установлению на основании нижеследующего.
Согласно пункту 8 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в ред. от 09.09.2015) (далее - Положение) лицензионным требованием при осуществлении услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств.
Следовательно, предоставление участником закупки в составе второй части заявки лицензии, выданной органами внутренних дел, на осуществление частной охранной деятельности или иного документа, подтверждающего право участника закупки оказывать услуги охраны, с предоставлением следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности, является документом, подтверждающим соответствие такого участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оборот оружия и ведение частной охранной деятельности, к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в его правовом взаимодействии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Следовательно, отсутствует необходимость дополнительно устанавливать к участникам закупки требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, поскольку возможность оказания на законных основаниях участником закупки услуг, являющихся объектом закупки (в том числе, путем обеспечения вооруженной охраны), подтверждает лицензия на осуществление частной охранной деятельности с вышеуказанным видом услуг охраны.
Комиссией было принято во внимание обстоятельство того, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.11.2016 N0119200000116005727-1-1 на участие в электронном аукционе было подано 14 (четырнадцать) заявок от участников закупки, которые были допущены к участию в электронном аукционе. В предусмотренный Законом о контрактной системе срок со стороны участников закупки в адрес заказчика, уполномоченного органа не поступало запросов разъяснений положений аукционной документации, в том числе в отношении Описания объекта закупки. Следовательно, у вышеуказанного количества участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, не возникло затруднений в понимании потребности заказчика, изложенной в Описании объекта закупки, и требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО ЧОП "Темучин-Ачинск" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 декабря 2016 г. N 2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016