Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 декабря 2016 г. N 2023
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярскдорремстрой" (далее - ООО "КДРС") на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Свердловского района города Красноярска в 2017 году" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 29.11.2016 поступила жалоба ООО "КДРС" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019816001370.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Дудко Елена Владимировна (доверенность б/н от 17.11.2016, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Лузан Надежда Федоровна (доверенность N 1 от 11.01.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Бондаренко Иван Михайлович (доверенность N 61 от 16.12.2015, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, объединение в один объект закупки (один лот) выполнения работ по содержанию 173 автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения г. Красноярска и его пригородов, влечет ограничение количества участников закупки, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С вышеуказанным доводом подателя жалобы в письменных пояснениях и в устном порядке представители заказчика, уполномоченного органа не согласились, ходатайствовали о признании жалобы необоснованной, т.к., по их мнению, положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель подателя жалобы отметила, что не только объединение в один объект закупки (один лот) выполнения работ по содержанию 173 автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения г. Красноярска и его пригородов, влечет ограничение количества участников закупки, а также объединение в один лот лицензируемых видов работ с не подлежащими лицензированию работами.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Свердловского района города Красноярска в 2017 году (извещение с изменениями от 15.11.2016 N 0119300019816001370).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией было установлено, что функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком, уполномоченным органом в разделе 4 аукционной документации, из содержания которого следует, что работы, являющиеся объектом закупки, должны выполняться согласно Ведомости объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) и Техническому заданию (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) с использованием материалов согласно Перечню используемых товаров (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе).
Работы выполняются согласно требованиям Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", Распоряжения администрации г. Красноярска от 22.09.2016 N 91-гх "О порядке работы в городе Красноярске по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеорологических условий в рамках муниципальных полномочий", а также указанным в Перечне нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (Приложение N 4 к документации об электронном аукционе).
Ведомость объемов работ (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) содержит в себе перечисление работ, подлежащих выполнению, с включением, в том числе следующих работ: Очистка тротуаров, площадок от снега, Распределение противогололедных материалов, Очистка дороги от снега автогрейдерами, Подметание дорожного полотна, Очистка тротуаров, площадок от мусора, Мойка ограждения от пыли и грязи, Установка отдельных участков металлического ограждения, Укрепление обочин (ширина обочины 1,5 м), Обеспыливание, подметание и мойка проезжей и прилотковой части дорог, Текущий и периодический осмотр автомобильных дорог, Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог однослойного толщиной 50 мм площадью ремонта до: 5 м2, Заделка трещин (дорожной битумно-полимерная мастикой) в асфальтобетонных покрытиях с очисткой трещин и засыпкой поверхности песком с уплотнением.
Техническое задание (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) содержит в себе требования заказчика, уполномоченного органа к порядку выполнения работ, с указанием на то обстоятельство, что задача содержания улично-дорожной сети состоит в постоянном обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений, поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.
Перечень объектов улично-дорожной сети, в том числе автомобильных дорог местного значения с ограждениями, площадями, тротуарами, парковочными площадками, лестницами, остановками общественного транспорта, в том числе конечными остановками, и урнами, парковочными карманами, включенных в содержание автомобильных дорог Свердловского района города Красноярска содержится в Приложении N 6 к документации об электронном аукционе, в котором перечислены 175 объектов.
Перечень используемых товаров (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе) содержит в себе перечисление тех товаров, материалов, которые имеют принципиальное значение для заказчика при выполнении работ, являющихся объектом закупки, поскольку в отношении них установлены максимальные и (или) минимальные показатели, позволяющие определить потребность заказчика.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком, уполномоченным органом характеристик и показателей работ, которые являются объектом закупки (в том числе перечисление 175 объектов, на которых необходимо выполнить такие работы), в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки (раздел 4 аукционной документации с поименованными в нем приложениями), не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, влекущими ограничение количества участников закупки, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
В соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком, при проведении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. Допускается также возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
Согласно пояснениям заказчика технологическая и функциональная взаимосвязь работ, являющихся объектом закупки, а также объединение вышеуказанного количества объектов, в отношении которых необходимо выполнить такие работы, обусловлены потребностью заказчика в обеспечении сохранности дорог и дорожных сооружений Свердловского района г. Красноярска, поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года, что обосновано Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, согласно пункту 2 которой она устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ таких дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В свою очередь, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят:
- поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах;
- очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
- устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
- восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м;
- обеспыливание проезжей части автомобильных дорог;
- погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация и пр. (пункты 6, 7 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402).
Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на Администрацию г. Красноярска.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Устава города Красноярска к вопросам местного значения города Красноярска относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 Положения о порядке утверждения реестров содержания в городе Красноярске, утвержденным распоряжением Администрации города Красноярска от 29.11.2012 N 243-р, в целях реализации полномочий Администрации города Красноярска по содержанию автомобильных дорог местного значения в городе Красноярске Департаментом городского хозяйства Администрации города Красноярска утверждаются реестры содержания дорог местного значения.
Указанные реестры разграничивают полномочия по содержанию дорог между Администрациями районов в городе Красноярске и Департаментом городского хозяйства.
На основании пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Поскольку распорядителем бюджетных средств, организацией дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, осуществлением иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, осуществлением муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Красноярска занимается Департамент городского хозяйства Администрации г. Красноярска, осуществлением хозяйственной деятельности в области содержания дорог - заказчик, т.к. в силу Устава заказчика последний осуществляет функцию муниципального заказчика, в том числе на проведения электронного аукциона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, заказчик формирует объем выполняемых работ, в том числе и устанавливает перечень автомобильных дорог, исходя их муниципальной нужды и размера выделанных ассигнований на данный вид работ.
Из Приложения N7 к аукционной документации Комиссией было установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком, уполномоченным органом на основании осуществленного анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости работ, являющиеся объектом закупки, в соответствии с описанием объекта закупки. На указанные запросы в адрес заказчика поступили 3 (три) коммерческих предложений, содержащих ценовые предложения выполнения работ, являющихся объектом закупки, в объеме, предусмотренном описанием объекта закупки, что свидетельствует о наличии конкурентной среды подрядчиков, имеющих возможность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог Свердловского района города Красноярска в 2017 году, перечисленные в описании объекта закупки на 175 объектах.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.12.2016 N0119300019816001370-1, на участие в закупке было подано 3 (три) заявки от участников закупки.
Поскольку комплекс работ по содержанию автомобильных дорог Свердловского района города Красноярска в 2017 году (175 объектов), включенных в объект закупки, проводится заказчиком для достижения единого результата, а именно: для обеспечении сохранности дорог и дорожных сооружений, поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года, следовательно, технологически и функционально связаны между собой, заказчиком принято решение о включении указанных работ в единый предмет закупки.
Включение в предмет контракта оказания одновременно нескольких работ (услуг) и в разные сезоны само по себе не является ни обоснованием, ни доказательством правомерности или неправомерности включения в один лот функционально и технологически не связанных работ.
Анализ перечня работ, входящих в предмет контракта, показал Комиссии, что предметом контракта является единый комплекс работ, связанный единым технологическим и функциональным циклом работ по содержанию автомобильных дорог Свердловского района города Красноярска в 2017 году (175 объектов). Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий заказчика.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что, заказчик, уполномоченный орган при формировании объекта закупки и его описания с установлением, исходя из своей потребности, показателей характеристик работ, являющихся объектом закупки действовали в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок, негативное влияние на конкуренцию таких требований, предусмотренное частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в данном случае не доказано.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "КДРС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 декабря 2016 г. N 2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016