Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 декабря 2016 г. N 2025
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Молодежь-ТВ" на действия Законодательного Собрания Красноярского края при проведении электронного аукциона на оказание услуг по телевизионному вещанию телевизионной программы "Законодательная власть" в средствах массовой информации в течение 2017 года, закупка N 0119200001316000169 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Молодежь-ТВ" на действия заказчика при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заседание комиссии Красноярского УФАС по рассмотрению жалобы было назначено на 05 декабря 2016 года в 16 часов 10 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представители заказчика - Е.А. Дмитриева (доверенность N б/н от 02.12.2016, удостоверение личности), О.В. Шемель (доверенность N б/н от 02.12.2016, удостоверение личности), Ю.А. Нестерова (доверенность N б/н от 02.12.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, поскольку заказчик неправомерно ограничил среду вещания телеканала, до эфирной среды вещания.
Представитель заказчика в письменных пояснениях и озвученных на заседании Комиссии возражениях с доводами жалобы не согласился, поскольку не считает, что аукционная документация не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
До момента рассмотрения жалобы в адрес Красноярского УФАС России поступило дополнение к жалобе, согласно которому ООО "Молодежь-ТВ" считает, что заказчик установил следующие требования, которым должен отвечать телеканал, влекущие за собой ограничение числа участников: "телепередача "Законодательная власть" должна транслироваться в рамках телеканалов, имеющих собственный региональный контент, содержащий общественно-политические, экономические, новостные телепередачи. Доля аудитории местных новостей телеканалов, по данным TNS России (или ее правопреемника), во временной промежуток с 19.00 до 21.00 по аудитории в возрасте старше 18 лет в среднем за период с 10.01.2016 до 01.07.2016 должна составлять в г. Красноярске не менее 10%".
Ввиду того, что вышеуказанные дополнения к жалобе поступили в адрес Красноярского УФАС России непосредственно перед рассмотрением жалобы, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение объявить в своей работе перерыв до 06 декабря 2016 года, 14 часов 40 минут (по местному времени).
После перерыва на заседании Комиссии присутствовали:
- представители заказчика - Е.А. Дмитриева (доверенность N б/н от 02.12.2016, удостоверение личности), О.В. Шемель (доверенность N б/н от 02.12.2016, удостоверение личности), Ю.А. Нестерова (доверенность N б/н от 02.12.2016, удостоверение личности).
- заинтересованные лица - представители ОАО "ТВК - 6 канал" А.Л. Быкова (доверенность N б/н от 11.07.2016, удостоверение личности), Е.Н. Голоденко (доверенность N б/н от 14.09.2016, удостоверение личности), представитель ООО "ТРК Прима-ТВ" (доверенность N 5 от 01.01.2016, удостоверение личности).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения исполнителя путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В связи с возникшей потребностью заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта оказание услуг по телевизионному вещанию телевизионной программы "Законодательная власть" в средствах массовой информации в течение 2017 года, закупка N 0119200001316000169.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании описания объекта закупки заказчику необходимо, если это возможно, использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что описание объекта закупки сформулировано заказчиком в Приложение N2 к информационной карте ЭА 01/17, согласно которому:
"Телеканал должен отвечать следующим требованиям:
- имеет зону покрытия г. Красноярска;
- форма передачи телесигнала: эфирное вещание.
- телепередача "Законодательная власть" должна транслироваться в рамках телеканалов, имеющих собственный региональный контент, содержащий общественно-политические, экономические, новостные телепередачи. Доля аудитории местных новостей телеканалов, по данным TNS России (или ее правопреемника), во временной промежуток с 19.00 до 21.00 по аудитории в возрасте старше 18 лет в среднем за период с 10.01.2016 до 01.07.2016 должна составлять в г. Красноярске не менее 10%.
- телеканал, зарегистрированный в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в рамках рассматриваемой закупки, заказчику необходима услуга по трансляции телевизионной программы "Законодательная власть" в эфире телевизионного канала, осуществляющего вещание на территории города Красноярска.
Однако, по мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно ограничил среду вещания требующегося телеканала до эфирной среды вещания, лишив, таким образом, возможности телеканалы, осуществляющие вещание в городе Красноярске в кабельной сети, участвовать в электронном аукционе.
Кроме того, в качестве подтверждения своей позиции ООО "Молодежь-ТВ" ссылается на официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, согласно котором в 2015 году при приеме телевизионных программ наибольшее предпочтение домашние хозяйства Красноярского края отдавали услугам цифрового, кабельного и спутникового телевидения.
Однако, Комиссия не может признать доводы жалобы, касающиеся среды вещания, как обоснованные, ввиду следующего:
- расширив среду вещания телеканала, на котором должна транслироваться программа о деятельности заказчика, до кабельной среды вещания, заказчик несет риски, что транслируемая на таком канале передача не будет соответствовать принципу доступности к информации о деятельности государственных органов, закрепленному в статьей 4 Федерального закона от 09.02.2009N 8-ФЗ, поскольку, во-первых, для осуществления доступа к кабельному телеканалу необходимо физическое присоединение к сети кабельного телевидения, в которой осуществляет вещание такой телеканал; во-вторых, хоть и кабельные операторы имеют в совокупности зону охвата - город Красноярск (за исключением отдельных микрорайонов), однако, не каждый кабельный телеканал, осуществляет вещание в сетях всех операторов кабельного телевидения города Красноярска (то есть зона вещания не каждого телеканала будет охватывать территорию всего города Красноярска).
- действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников, если следствием данного расширения станет вероятность получения заказчиком услуг, не отвечающих первоначальным потребностям заказчика в части важных для заказчика характеристик.
Кроме того, Комиссия считает необходимым учесть правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 касающуюся того, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Также, Комиссия при рассмотрении жалобы не учитывает довод подателя жалобы, касающийся того, что "Аналоговое телевидение в России будет отключено в 2018 году", поскольку согласно Приложению N2 к информационной карте ЭА 01/17, являющейся частью документации об электронном аукционе заказчиком установлен срок оказания услуг - с января 2017 по 31.12.2017. Таким образом, установленный заказчиком период оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, заканчивается ранее, чем начинается период, на который ссылается податель жалобы.
Согласно дополнительному доводу жалобы аукционная документация содержит характеристику оказания услуг "Доля аудитории местных новостей телеканалов, по данным TNS России (или ее правопреемника), во временной промежуток с 19.00 до 21.00 по аудитории в возрасте старше 18 лет в среднем за период с 10.01.2016 до 01.07.2016 должна составлять в г. Красноярске не менее 10%", которая приводит к необоснованному ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем, заказчик с данным доводом жалобы не согласился, поясняя, что при определении способа трансляции телевизионной программы "Законодательная власть", заказчик учитывал необходимость эффективного использования бюджетных средств, затраченных на трансляцию телевизионной программы, и если рассматривать трансляцию, как услугу, то определить эффективность ее оказания можно единственным способом - определив количество жителей города Красноярска, которые могут воспользоваться такой услугой с высокой долей вероятности. Для этого, во-первых, необходимо определить целевую аудиторию (возраст, социальную активность, тематические предпочтения и т.д.). Во-вторых, определить временные параметры, когда доля телесмотрения является наиболее высокой. В-третьих, определить, какие телеканалы отвечают вышеназванным параметрам и определить рейтинг каналов. При этом инструменты замера и шкала оценок должны быть едиными для всех телеканалов. TNS Россия - крупнейшая исследовательская компания на российском рынке. География деятельности - вся Россия и страны СНГ. TNS Россия более 20 лет на исследовательском рынке: первая компания группы TNS в России (Маркетинговый Информационный Центр) была создана в 1989 году. Исследования TNS Россия предоставляют информацию по объемам аудиторий телеканалов в целом, а также программ и рекламных роликов в частности, данные по структуре и профилю зрителей, их лояльности и продолжительности просмотра. Принцип (методика) замеров TNS основан на снятии сигнала с приборов индивидуального учета (пиплметров), установленных на телеприемниках по специальной репрезентативной выборке. Эффективность этого метода основана на исключении субъективного фактора, который присущ другим методам - телефонным опросам, анкетированию и т.д. То есть, человек включает определенный канал на своем телевизоре и сигнал считывается оборудованием TNS. Сегодня это единственный унифицированный способ замеров, которым пользуется большинство красноярских телеканалов. TNS Россия - одна из первых исследовательских компаний в России, сертифицированных по международному стандарту для компаний индустрии исследований ISO 20252. Стандарт ISO 20252:2012 устанавливает единые требования к услугам на рынке маркетинговых и социальных исследований.
Кроме того, заказчик отметил, что по результатам исследования TNS установленным требованиям заказчика соответствуют три телекомпании города Красноярска.
В качестве подтверждения заказчик представил копию справки по результатам исследования, оформленнуюTNS Россия, в которой указаны данные об аудиторных показателях региональных новостных выпусков телеканалов города Красноярска среди городского населения города Красноярска в возрасте старше 18 лет в среднем за период с 10.01.2016 до 01.07.2016 в рабочие дни во временной промежуток с 18.55 до 21.05.
Вместе с тем, согласно статьи 24.1 Федерального закона от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации" (с поправками от 03.07.2016) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, должен уполномочить организацию, проводящую исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач).
Для отбора уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) компетентным федеральным органом исполнительной власти создается комиссия. Порядок создания и деятельности данной комиссии, ее состав, а также условия отбора уполномоченной организации устанавливаются компетентным федеральным органом исполнительной власти.
Срок полномочий уполномоченной организации составляет три года.
Вместе с тем, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с Порядком создания и деятельности Комиссии по отбору уполномоченной организации по исследованию объёма зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), утверждённым приказом Роскомнадзора от 28 июля 2016 года N 197 проведет заседание Комиссии по отбору уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) только 15 декабря 2016 года.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что на момент рассмотрения жалобы, в Российской Федерации официально уполномоченная организация на исследование объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) отсутствует.
Таким образом, Комиссия не может признать довод жалобы, касающийся рейтингов телеканалов, как обоснованный, ввиду следующего:
- доля телесмотрения телеканала в установленный временной период является для заказчика значимым показателем, который позволяет отследить эффективность использования бюджетных средств;
- на момент рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона "О средствах массовой информации" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи не уполномочил организацию, которая будет проводить официальные исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) (доли телесмотрения);
- действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников, при этом задачей законодательства о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, и будет отвечать потребности заказчика;
- по результатам исследования TNS установленным требованиям заказчика соответствуют три телекомпании города Красноярска;
- учитывая в совокупности четыре вышеперечисленных фактора Комиссия не может квалифицировать действия заказчика, установившего требование к доли аудитории местных новостей телеканала, по данным TNS России (или ее правопреемника), во временной промежуток с 19.00 до 21.00 по аудитории в возрасте старше 18 лет в среднем за период с 10.01.2016 до 01.07.2016 должна составлять в г. Красноярске не менее 10%, как нарушение Закона о контрактной системы.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.35, 3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "Молодежь-ТВ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 декабря 2016 г. N 2025
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2016