Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 декабря 2016 г. N 494/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
членов Комиссии:
Щур О.О. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии представителей: от заказчика - Маркеловой Ю.Ю., доверенность от 06.12.2016; Бушаевой И.Б., приказ от 24.11.2011 N 332-к, уполномоченного органа - Рудиковой С.А., доверенность 09.11.2016; в отсутствии представителей от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу Джаватханова Пайзулы Мутаалиевича на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа" с. Стародубское Долинского района Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт и благоустройство прилегающих территорий МБОУ СОШ в с. Стародубское" (Капитальный ремонт кровли МБОУ СОШ в с. Стародубское)" (извещение N 0161300006316000304),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Джаватханова Пайзулы Мутаалиевича на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа" с. Стародубское Долинского района Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт и благоустройство прилегающих территорий МБОУ СОШ в с. Стародубское" (Капитальный ремонт кровли МБОУ СОШ в с. Стародубское)" (извещение N 0161300006316000304) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заказчика и Уполномоченного органа возражали против доводов заявителя, просили признать жалобу необоснованной. Администрация муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации представила письменное возражение.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
16.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Заказчиком.
Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:
1. Заказчиком в документации об аукционе в позиции 29 Информационной карты установлено: дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме: 30.11.2016, несмотря на то, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 02.12.2016 (время местное) до 10.00.
Заказчиком нарушена ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системы, так как дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации указана неверно.
2.Согласно сведениям, представленным на портале закупок, извещение о проведении аукциона размещено 16.11.2016. Срок начала подачи заявок на участие также установлен как 16.11.2016. В то время как началом срока для подачи заявок необходимо считать 17.11.2016. Следовательно, заказчиком при определении сроков допущены формальные нарушения положений гражданского законодательства.
3.В соответствии с п.6 ч.5 статьи 63 Закона о контрактной системы Заказчик в извещении должен указать требования к участнику и исчерпывающий перечень документов, которые он должен предоставить в соответствии с требованиями. Заказчиком установлены единые требования в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системы, но в нарушение данной статьи Заказчик не указал исчерпывающий перечень документов.
4.В соответствии с Позицией 15 Информационной карты ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42): предусмотрено в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ. Участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и\или Федеральным законом от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В нарушение ч. 15 ст. 44 Закона о контрактной системы в позиции 19 Информационной карты установлен размер обеспечения заявки 3%.
Комиссия контрольного органа проанализировала доводы жалобы, возражения представленные заказчиком и уполномоченным органом и пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 3, 11, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системы в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 16 части II информационной карты аукционной документации указана дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 02.12.2016 (время местное) до 10.00.
В соответствии с п. 29 Информационной карты: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации: дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме: 30.11.2016 года.
Исходя из того, что срок окончания подачи заявок об аукционе установлен - 02.12.2016 до 10:00 включительно (по местному времени), то запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе может быть подан участником закупки за три дня до 02.12.2016, т.е. последний день подачи запроса 28.11.2016 (включительно).
Таким образом, установленный в документации срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе не соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия Сахалинского УФАС России признала данный довод обоснованным.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системы в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системы предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Поскольку нормы Закона о контрактной системы не регулируют данный вопрос, Комиссия применяет положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
На Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона от 16.11.2016 N 0161300006316000304.
Согласно извещению дата и время начала подачи заявок 16.11.2016 16:33.
Таким образом, согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о правилах исчисления сроков, дата начала подачи заявок приходится на 17.11.2016.
При таких обстоятельствах, довод заявителя признан обоснованным.
3. Комиссия установила, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
К таким требованиям относятся в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п.).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещение о проведении электронного аукциона от 16.11.2016 N0161300006316000304 содержит единые требования к участникам о наличии свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системы.
Извещение также содержит ссылку на положения документации об электронном аукционе, где указаны требования о наличии свидетельства о допуске, а именно, пункты 26, 30 Информационной карты Единые требования к участникам электронного аукциона и Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Участник закупки должен предоставить в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и ст.55.8 Градостроительного Кодекса РФ копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
При этом в свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства должна быть указана стоимость, на которую участник закупки имеет право заключать контракт на работы по организации строительства, размер которой не должен быть менее чем размер цены заключаемого Государственного контракта.
Заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе, довод жалобы признается необоснованным.
4. Часть 1 ст. 30 Закона о контрактной системы предусматривает, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 15 ст. 44 Закона о контрактной системы, в случае если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства, либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 15 Информационной карты аукционной документации ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42): предусмотрено в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ. Участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и\или Федеральным законом от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Пункт 19 Информационной карты предусматривает, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено в размере 3% от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, исходя из системного толкования положений Закона о контрактной системы ограничение размера обеспечения, установленное частью 15 статьи 44 Закона N 44-ФЗ, применяется в случае осуществления закупки с ограничением участников, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ. Установление дифференцированного обеспечения в зависимости от принадлежности участника закупки к числу субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.
Довод заявителя Комиссия признала обоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Джаватханова Пайзулы Мутаалиевича на положение аукционной документации утвержденную Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа" с. Стародубское Долинского района Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт и благоустройство прилегающих территорий МБОУ СОШ в с. Стародубское" (Капитальный ремонт кровли МБОУ СОШ в с. Стародубское)" (извещение N 0161300006316000304) - обоснованной частично.
2.Признать Заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с. Стародубское Долинского района Сахалинской области, нарушившим п.11 ч.1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, ч. 15 ст. 44 Закона о контрактной систем, ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.Выдать Заказчику - Муниципального бюджетного общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа" с. Стародубское Долинского района Сахалинской области, уполномоченному органу в лице - Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системы.
4.Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства по делу в отношении должностного лица допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии А.Е. Хлебникова
О.О.Щур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 декабря 2016 г. N 494/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2016