Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2016 г. N А326-12/16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу гр. Тихенького Олега Леонидовича на действия государственного заказчика - Министерства внутренних дел по РСО - Алания (далее - МВД по РСО-Алания) при осуществлении закупки на строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул.Весенней (электронный аукцион N 0310100013216000078) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Тихенького Олега Леонидовича (далее - Заявитель) о нарушении МВД по РСО-Алания при проведении Аукциона, Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе Заявитель указал, что:
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе технические характеристики материалов и оборудования установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, например:
- по позиции 5 известь: заказчик требует указать содержание активных компонентов, время гашения, температуру гашения, количество не погасившихся зерен с указанием количественных показателей.
- по позиции 62: в состав портландцемента должен входить измельченный клинкер, гипс и, при необходимости, минеральные добавки. Эти компоненты должны обеспечивать ему быстрый процесс затвердевания в воде и на воздухе. Состав клинкера должен иметь следующие химические составляющие: CaO, FeO, АЮ, MgO, TiO и SiO, Он также должен иметь сложный минеральный состав: алит, белит, алюмоферрит и алюминат. Суммарное содержание минеральных компонентов должно быть не менее 95% не более 97%. Средний показатель удельного веса должен быть не менее 1200 кг/куб,м не более 1300 кг/куб. м. Плотность должна быть не менее 2,9 т/куб.м не более 3,2 т/куб. м. В рыхлом состоянии он плотность должна быть не менее 1 т/куб.м не более 1,1 т/куб. м., а в уплотненном не менее 1,5 т/куб.м не более 1,7 т/куб. м.
Также по позициям 75, 149, 170, 175 Заказчик установил требование помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров.
Заявитель считает, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки такие технические характеристики товаров в составе своих заявок на участие в Аукционе, которые приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Заявитель считает, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Заявитель считает, что отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п.2.4 проекта контракта: в соответствии с требованиями п. 36
Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N1456 "О
мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2016 год" Заказчик вправе произвести авансирование в размере, не превышающем 30% суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации на текущий финансовый год. Порядок авансирования оформляется путем подписания Сторонами дополнительного соглашения к настоящему Контракту. Оплата работ,выполненных на начальном этапе строительства, производится в счёт аванса,перечисленного Заказчиком Подрядчику (в случае, если авансирование предусмотрено дополнительным соглашением, заключенным в соответствии с настоящим пунктом Контракта).
Заявитель считает, что не установив сроки (порядок) выплаты аванса и возможность выплаты аванса по усмотрению заказчика, Заказчик нарушил часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара.
4.Согласно документации об аукционе заказчиком установлен размер обеспечения контракта в размере 22 % НМЦК, что составляет 60 157 285,32 рублей.
Согласно п.2.4. проекта контракта, в соответствии с требованиями п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2016 год" Заказчик вправе произвести авансирование в размере, не превышающем 30% суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации на текущий финансовый год. Порядок авансирования оформляется путем подписания Сторонами дополнительного соглашения к настоящему Контракту.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
По мнению Заявителя, так как проект контракта предусматривает возможность выплаты аванса до 30% от цены контракта, а заказчик установил обеспечение контракта в размере 22% от начальной цены контракта, то следовательно он нарушил часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе,
5.Согласно жалобе, Заказчиком неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки участника Аукциона в части предоставления лицензии МЧС.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1.7.1 документации об аукционе "документации об Аукционе, к участником закупки предъявляется, в том числе, следующее требование: "обязательное наличие у участника соответствующих лицензий при выполнении работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 N99-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности"".
Объектом закупки являются строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул. Весенняя,
При этом, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
Заявитель считает, что Заказчиком, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки участника Аукциона в части предоставления лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с
законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией Свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частями 2-3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик, при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 1.7.1. Аукционной документации "Требования к участникам электронного аукциона, установлены требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: в соответствии с требованиями ст.55.8 Гражданского Кодекса РФ обязательное наличие свидетельства о допуске к следующим видам работ, необходимым для исполнения предмета контракта, выданное саморегулируемой организацией:
* Опалубочные работы;
* Арматурные работы;
* Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
* Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
* Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;
-Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
-Антисептирование деревянных конструкций;
* Гидроизоляция строительных конструкций;
* Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
* Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
* Устройство и демонтаж системы газоснабжения;
* Укладка трубопроводов водопроводных;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
* Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
* Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;
* Укладка трубопроводов канализационных напорных;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
* Устройство канализационных и водосточных колодцев;
* Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
* Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения;
* Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения;
* Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов;
* Очистка полости и испытание газопроводов;
* Монтаж оборудования котельных;
* Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения;
* Пусконаладочные работы сооружений канализации;
Заявитель считает, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование о наличии у участников закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
МВД по РСО - Алания указало, что контрактной службой МВД по РСО-Алания 9 ноября 2016 года в ЕИС было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту капитального строительства "Строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул.Весенняя на сумму 273 442 206,00 рублей.
Запросов на разъяснения положений аукционной документации в части уточнения характеристик материалов, порядка и условия авансирования, а также полноты предоставления Заказчиком проектной документации не поступало.
По существу жалобы пояснило следующее:
1. Заказчик при формировании Технической части аукционной документации руководствовался правилами, изложенными в пп.1 и 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно использовал при описании материалов и оборудования показатели, требования, условные обозначения и терминологию в соответствии с государственными стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Диапазонные значения показателей товара, используемого для выполнения работ по предмету аукциона, соответствуют значениям показателей товара, приведенным в соответствующих ГОСТах. При этом Заказчик не обязывает участника закупки на стадии формирования заявки на участие в аукционе иметь в наличии материалы и оборудование для выполнения работ по данному аукциону. Кроме того аукционная документация содержит инструкцию по заполнению заявки, которая не имеет двусмысленных значений и позволяет любому участнику сформировать заявку в соответствии с требованиями Заказчика.
2. В документации о закупке содержатся технические и качественные характеристики объекта закупки, требования к результатам работ, расчет НМЦК и проектная документация, состоящая их локальных сметных расчетов, сводного сметного расчета и объектной сметы, что позволяет участнику иметь представление об объемах выполняемых работ и определить какие материалы и оборудование необходимо применить для надлежащего исполнения государственного контракта. Следовательно, нарушения Заказчиком требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не имеется.
3. Заказчик в проект государственного контракта в составе документации о закупке включил обязательное условие о порядке и сроках оплаты выполняемых работ (раздел 3 проекта государственного контракта), о порядке сдачи-приемки работ (раздел 5 проекта государственного контракта), что не нарушает требования ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
4. в В соответствии с требованиями п.36 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" Заказчик в проекте контракта предусматривает возможность выплаты Подрядчику аванса в размере, не превышающем 30 % суммы контракта. Учитывая то, что НМЦК превышает пятьдесят миллионов рублей, Заказчик в документации установил требование обеспечения исполнения контракта в размере 22% НМЦК. Лицо, подавшее данную жалобу, неверно истолковало данное условие Заказчика, определив, что размер аванса (при подписании Сторонами контракта соответствующего дополнительного соглашения, о котором говорится в п.2.4 проекта государственного контракта) составит 30 % НМЦК, что превысит размер обеспечения исполнения контракта 22% НМЦК и нарушит требования ч.б. ст.96 Закона о контрактной системе. Следовательно, исходя из условий проекта государственного контракта, конкретный размер аванса указывается только в дополнительном соглашении, право на заключение которого остается за Заказчиком.
5. Заказчик, соблюдая положения п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в аукционной документации установил требование к участнику закупки о наличии у него соответствующей лицензии при выполнении работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данное требование обусловлено тем, что проектная документация содержит локальный сметный расчет на монтаж пожарной сигнализации строящегося здания Заказчика. Вместе с тем, п.6.3.3 проекта государственного контракта предусматривает право Подрядчика привлекать сторонние организации (третьи лица) для выполнения работ по контракту, заключая с ними соответствующие договоры, неся при этом полную ответственность перед Заказчиком за их действия и выполненные таким образом работы. При этом привлечение субподрядчиков не влечет изменение цены контракта и/или объемов работ по контракту. Перечень работ, выполненных сторонними организациями, и их стоимость Подрядчик указывает в отчетной документации, представляемой Заказчику по результатам выполнения работ в порядке, установленном контрактом. Следовательно, Заказчик правомерно установил указанное требование к составу заявки участника аукциона в части предоставления им (или соисполнителем) лицензии МЧС.
6. Заказчиком в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено требование о наличии свидетельства о допуске к некоторым видам работ, необходимым для исполнения предмета контракта, выданное саморегулируемой организацией. Указывая конкретные виды работ, оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительства, Заказчик руководствовался Решением ФАС России по делу NКГОЗ-245/15 о нарушении законодательства РФ в сфере закупок, в котором Федеральной антимонопольной службой установлено, что из положений документации об электронном аукционе не представляется возможным установить, свидетельство о допуске к каким именно видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть представлено участником закупки в составе заявки. Должностное лицо Заказчика было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Учитывая данный недостаток, выявленный ФАС России, Заказчик, с целью недопущения впредь нарушений законодательства РФ при составлении документации, установил требования о наличии у участника свидетельства СРО о допуске к тем видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые указаны в проектной документации. При этом условия документации о закупки предусматривают право Подрядчика при исполнении обязательств по государственному контракту привлекать соисполнителей (субподрядчиков), заключая с ними соответствующие договора субподряда.
На основании изложенного, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 09.11.2016 года в Единой информационной системе в сфере закупок МВД по РСО-Алания разместило извещение N0310100013216000078 о проведении электронного аукциона на строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул.Весенней (далее Аукцион) и Документацию для проведения указанного Аукциона утвержденную 07.11.2016 года руководителем контрактной службы МВД по РСО - Алания (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пункт 3.4 Аукционной документации содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пункту 3.2.2.3.2 Аукционной документации, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Техническое задание, приложенное к Аукционной документации содержит требования к товарам, которые необходимо использовать в ходе выполнения работ.
Так, в ходе исполнения контакта необходимо использовать:
- известь негашеную, комовую, сорт не ниже 1, без добавок время гашения не более 8 мин,. Температура гашения не выше 95гр.С и т. Д. (пункт 5 Технических характеристик материалов и оборудования);
- портландцемент, в состав которого должен входить измельченный клинкер, гипс и, при необходимости, минеральные добавки. Эти компоненты должны обеспечивать ему быстрый процесс затвердевания в воде и на воздухе. Состав клинкера должен иметь следующие химические составляющие: CaO, FeO, АЮ, MgO, TiO и SiO, Он также должен иметь сложный минеральный состав: алит, белит, алюмоферрит и алюминат. Суммарное содержание минеральных компонентов должно быть не менее 95% не более 97% (пункт 62 Технических характеристик материалов и оборудования);
- грунтовку ГФ-021 время высыхания до степени 3 не более 35 мин., способность плёнки шлифоваться и т.д. (пункт 75 Технических характеристик материалов и оборудования);
- эмаль, время высыхания до степени 3 не более 24 часов, условная вязкость по вискозиметру 60-120 и т.д. (пункт 149 Технических характеристик материалов и оборудования);
- трубы стальные в пенополиуретановой изоляции, с радиальной ползучестью не более 2,5 мм и т.д. (пункт 170 Технических характеристик материалов и оборудования);
- флюс сварочный с установленными основными параметрами и характеристиками (пункт 175 Технических характеристик материалов и оборудования); и т.д.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются При описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
То есть, Технические характеристики материалов и оборудования, приложенные к Аукционной документации соответствует требованиям частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
К Аукционной документации приложена проектно-сметная документация, проектно-сметные расчеты, техническое задание, технические характеристики материалов и оборудования, то есть, заказчик установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, достаточные для формирования предложения при участии в Аукционе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При этом, в силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара.
Согласно пункту 2.4 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, в соответствии с требованиями п. 36
Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N1456 "О
мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2016 год" Заказчик вправе произвести авансирование в размере, не превышающем 30% суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации на текущий финансовый год. Порядок авансирования оформляется путем подписания Сторонами дополнительного соглашения к настоящему Контракту. Оплата работ,выполненных на начальном этапе строительства, производится в счёт аванса,перечисленного Заказчиком Подрядчику (в случае, если авансирование предусмотрено дополнительным соглашением, заключенным в соответствии с настоящим пунктом Контракта).
При таких обстоятельствах, аванс в проекте контракта, приложенном к Аукционной документацией, не может считаться установленным, то есть, Аукционная документация не соответствует требованиям части 1 статьи 95 и части 13 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица МВД по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении аукционной документации с нарушением требований части 1 статьи 95 и части 13 статьи 96 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Согласно пункту 22 Информационной карты Аукционной документации, установлено обеспечение исполнения контракта в размере 22 %, что составляет 60 157 285, 32 рублей 32 копейки.
Поскольку аванс в Аукционной документации не установлен, Аукционная документация соответствует требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
6. Согласно подпункту 1 пункта 1.7.1 Аукционной документации, заказчиком установлены следующие требования к участникам Аукциона:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: в соответствии с требованиями ст.55.8 Гражданского Кодекса РФ обязательное наличие свидетельства о допуске к следующим видам работ, необходимым для исполнения предмета контракта, выданное саморегулируемой организацией:
* Опалубочные работы;
* Арматурные работы;
* Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
* Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
* Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;
-Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
-Антисептирование деревянных конструкций;
* Гидроизоляция строительных конструкций;
* Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
* Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
* Устройство и демонтаж системы газоснабжения;
* Укладка трубопроводов водопроводных;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
* Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
* Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;
* Укладка трубопроводов канализационных напорных;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
* Устройство канализационных и водосточных колодцев;
* Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
* Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения;
* Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения;
* Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов;
* Очистка полости и испытание газопроводов;
* Монтаж оборудования котельных;
* Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения;
* Пусконаладочные работы сооружений канализации;
2) наличие лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Однако, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и пункту 3.3.1.2. Аукционной документации, вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Работы, являющиеся предметом Аукциона, входят в п. 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" Перечня.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с Извещением объектом закупки является строительство объекта. Следовательно, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству.
Таким образом, при исполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению подрядчика, имеющего соответствующую лицензию на вид деятельности по пункту 33 Перечня.
Таким образом, подпункт 1 пункта 1.7.1 Аукционной документации не соответствует требованиям пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как содержит требования к участникам Аукциона, не предусмотренные законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Действия должностного лица МВД по РСО-Алания, выразившиеся в установлении требований к участникам Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, по сведениям, полученным из ЕГРИП на официальном сайте Федеральной налоговой службы России https://egrul.nalog.ru/, Заявитель не является индивидуальным предпринимателем, то есть в силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не может являться участником Аукциона.
7. Частями 1, 2 и 4 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе предоставляются, помимо прочего, при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения электронного аукциона, в извещении об осуществлении закупки устанавливается ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно извещению о проведении Аукциона и п. 20 Информационной карты Аукционной документации, установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства.
Поскольку согласно Аукционной документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 273 442 206 рубле, ограничение, установленное в извещении о проведении Аукциона и пункте 20 Информационной карты Аукционной документации, не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 30 закона о контрактной системе.
Действия должностного лица МВД по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 30 закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В то же время, согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, однако, в извещении о проведении Аукциона указано, что преимущества, предусмотренные статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, при проведении Аукциона, не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу гр. Тихенького Олега Леонидовича на действия государственного заказчика - Министерства внутренних дел по РСО - Алания при осуществлении закупки на строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул.Весенней (электронный аукцион N 0310100013216000078).
2. Признать Министерство внутренних дел по РСО - Алания нарушившим пункт 1 части 1 статьи 30, пункт 1 части 1 и часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 95 и часть 13 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Министерству внутренних дел по РСО - Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА326-12/16 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства внутренних дел по РСО - Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2016 г. N А326-12/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016