Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2016 г. N А328-12/16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок , рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Микслайн - Центр" на действия государственного заказчика - Министерства внутренних дел по РСО - Алания при осуществлении закупки на строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул. Весенней (электронный аукцион N 0310100013216000078) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Микслайн - Центр" (далее - Заявитель) о нарушении МВД по РСО-Алания при проведении Аукциона, Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Так, в жалобе Заявитель указал, что:
09 ноября 2016 года в ЕИС была опубликована закупка N N0310100013216000078 на строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул. Весенней.
По мнению Заявителя, при формировании Аукционной документации допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, которые не позволяют участникам закупки подготовить заявку на участие в Аукционе, а именно:
1. В позиции N1 технического задания установлено:
Морозостойкость должна быть не менее F 50 и не более F100.
Согласно действующего ГОСТа 26633-2015:
4.3 Характеристики бетона
4.3.1 По показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости;
- на марки по первому базовому методу;
- на марки по второму базовому методу.
По мнению Заявителя, установленные Заказчиком марки бетона противоречат действующему нормативному документу и не позволяют предоставить достоверную информацию. Аналогично по позиции N 2.
2. В позиции N1 технического задания установлено:
Фракция крупного заполнителя в зависимости от наибольшей крупности заполнителя от 5 до 10 мм; свыше 10 до 20 мм; св. 20 до 40 мм в соответствии с ГОСТ 26633-2012.
Вместе с тем, ГОСТ 26633-2012 - не действует на территории РФ. Аналогично по позиции N2.
3. В позиции N 3 технического задания установлено:
Номинальная площадь поперечного сечения арматуры не менее 110 и не боллее 115 мм. Слово "не боллее" не описано в инструкции по заполнению заявки и не позволяет определить потребность заказчика. Является не стандартным, необходимость применения такого показателя в документации не обоснована.
4. В позиции N15 технического задания установлено:
Марка бетона должна быть М200 или М300. Указанные марки не регламентированы ни одним из действующих нормативных документов, определить потребность заказчика не предоставляется возможным.
В позиции N15 технического задания установлено:
Вес перемычки не более 0.285 тн, единица измерения "тн" не существует. Такое сокращение также не предусмотрено ни одним нормативным документом, является не стандартным. Является не стандартным, необходимость применения такого показателя в документации не обоснована. Аналогично по позиции 16, 17.
6.В позиции N51 технического задания установлено:
Плотность пленки не мене 96 и не более 110 г/м2.
Слово "мене" не описано в инструкции по заполнению заявки и не позволяет определить потребность заказчика. Является не стандартным, необходимость применения такого показателя в документации не обоснована.
7. В позиции N113 технического задания установлено:
Габариты: не менее 520 и не более 540; не менее 600 и не более б5Омм; не менее 230 и не более 260мм.При этом, отсутствует возможность соотнести и определить к каким именно габаритам установлены данные требования - ширина, длина, высота, глубина.
8. В позиции N127 технического задания установлено:
Розетки должны иметь простой дизайн и безупречное качество. Данные требования являются не объективными, противоречат ст. 33Закона о контрактной системе и не позволяют определить реальную потребность заказчика, и произвести приемку товара.
9. В позиции N128 технического задания установлено:
Выключатель должен быть одноклавишный скрытой установки. Выключатель должен быть предназначен для управления освещением световых приборов в помещениях с повышенной влажностью, путем включения-выключения питающего провода. Корпус должен быть выполнен из ударопрочного АБС пластика белого или серого цвета, основание должно быть изготовлено из полиамида. Материал контактной группы - посеребренная латунь. Двухклавишный выключатель для скрытой проводки должен позволять надежно и удобно монтировать в монтажные коробки.
Сечение проводников выключателя должно составлять от 0,75 мм2 до 2,5мм2, степень защиты не ниже IP 44. Рабочее напряжение электросети 220-250 В*, номинальный ток 10 А. Габаритные размеры: длина не более 84 мм не менее 80 мм, ширина не менее 80 мм не более 84 мм, глубина не менее 35,6 мм не более 36,5 мм.
В требованиях установлено разночтение, которое не позволяет предложить существующий товар. Требование заказчика предоставить выключатель, который одновременно является и одноклавишным и двуклавишным невозможно.
10. В позиции N134 технического задания установлено:
Сфера применения светильника: офисно-административное освещение. Количество ламп не менее 4 шт., мощность ламп не менее 18 Вт, длина ламп не менее 588 и не более 600мм. Степень защиты не менее IP 20 и не более IP 22. Номинальный поток не менее 2600 и не более 2800 Лм. Климатическое исполнение УХЛ4 или УХЛЗ. Максимальное сечение подключаемого кабеля, мм2: не менее 2,5. Тип цоколя должен быть G13. Масса не менее 2,8 и не более 3кг. При этом, отсутствует наименование товара, что именно требуется заказчику.
11. В позиции N136 технического задания установлено:
Электроды должны быть типа Э42А, диаметр электрода не менее 4мм. Временное сопротивление разрыву сварного соединения не менее 42 и не более 46 кгс/мм2. При этом, указан конкретно тип Э42А - который не может иметь Временное сопротивление разрыву сварного соединения 46 кгс/мм2.
12. В позиции N174 технического задания установлено:
Проволока сварочная должна быть легированная диаметром не менее 3,85 и не более 4,15 мм. Содержание углерода в химическом составе не менее 0,05 и не более 0,22%. Серы и фосфора не более 0,03%, каждого.
Заказчик требует указать конкретные значения: химического состава стали из которой изготовлена проволока. Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики материалов, таких как химический состав материалов и подобных, используемых при производстве определенного товара, а также способ изготовления, не закреплена действующим законодательством. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивают доступ к участию в закупке.
13. В позиции N175 технического задания так же установлен химический состав флюса сварочного.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики материалов, таких как химический состав материалов и подобных, используемых при производстве определенного товара, а также способ изготовления, не закреплена действующим законодательством. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивают доступ к участию в закупке.
14. В извещении и документации электронного аукциона Заказчиком установлено ограничение, согласно которому Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства. Данное ограничение, по мнению Заявителя, установлено в нарушение норм Закона о контрактной системе, в частности:
-во-первых, ст. 30 Закона о контрактной системе предусмотрены ограничения не только для субъектов малого предпринимательства, но и для социально ориентированных некоммерческих организаций. Соответственно Заказчик обязан устанавливать ограничения в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
- во-вторых, в соответствии с п.1 ч.1 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения электронных аукционов, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Однако начальная (максимальная) цена контракта составляет 273 442 206 (Двести семьдесят три миллиона четыреста сорок две тысячи двести шесть) рублей 00 копеек!
16. В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" устанавливает необходимость получения свидетельства СРО на работы, включенные в данный перечень. Согласно Письму Минрегиона РФ от 29.07.2011г. Ж20456-ИП/08 действие приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлению' текущего ремонта зданий и сооружений.
Так же в соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 31.08.2010 N31330-ИП/08 при проведении работ по осуществлению строительства зданий и сооружения требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При этом, Заказчиком в аукционной документации данное требование не установлено, что также, по мнению Заявителя является нарушением Закона о контрактной системе.
16.В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2008 года 87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические с решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Исходя из изложенного следует, что требования к качеству, техническим характеристикам и к: результатам работ, а также иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ (строительства) потребностям заказчика и объем необходимых к выполнению работ устанавливаются проектной документацией. Однако в составе Аукционной документации на выполнение работ проектная документация отсутствует. Вследствие отсутствия указанных сведений невозможно установить требования к выполняемым работам и объем работ.
МВД по РСО-Алания пояснило, что, Контрактной службой МВД по PCО-Алания 9 ноября 2016 года в ЕИС было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту капитального строительства "Строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул. Весенняя" на сумму 273 442 206,00 рублей.
Запросов на разъяснения положений аукционной документации в части уточнения характеристик материалов, а также полноты предоставления Заказчиком проектной документации не поступало.
По жалобы пояснило следующее:
- по п.1: Заказчик при формировании Технической части аукционной документации руководствовался правилами, изложенными в пп.1-2 4.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно использовал при описании материалов и оборудования показатели, требования, условные обозначения и терминологию в соответствии с государственными стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Диапазонные значения показателей товара, используемого для выполнения работ по предмету аукциона, соответствуют значениям показателей товара, приведенным в соответствующих ГОСТах. Требования Заказчика к морозостойкости бетона не противоречат ГОСТ 26633-2015, т.к. в Техническом задании указано требование к данным характеристикам в диапазонном значении "не менее F50 и не более F100", следовательно, исходя из нормативных документов, участник в заявке на участие в аукционе вправе указать значение F50 или F100;
- по п.2 : Заказчик при формировании Технической части аукционной документации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет не располагал информацией о том, что ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" не является данного задания совершенно ясно для внесения ясности в действующим на территории РФ. Согласно содержанию нормативного документа приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 1975- ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26633-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.;
- по п.3: Заказчик при формировании Технического задания допустил опечатку в слове "не боллее, однако из контекста Технического задания следует, что данное слово означает "не более". Кроме того, части касающейся, участник закупки был вправе подать запрос на разъяснения положений аукционной документации. Запросов на разъяснения положений документации не поступало.
- по п.4: При определении качественных характеристик поставляемого материала, вместо параметров марок бетона участник закупки эквивалентные характеристики в соответствии с действующими нормативами. Так марке бетона М200 соответствует классу В15, а марке бетона М300 соответствует классу В22,5. Кроме того, для внесения ясности в части касающейся, участник закупки был вправе подать запрос на положений аукционной документации. Запросов на разъяснения положений документации не поступало;
- по п.5 : В некоторых документах, в том числе в информационно-
телекоммуникационной сети Интернет, встречается сокращенное наименование единицы измерения "тонна" как "тн". Кроме того из контекста совершенно ясно, что речь идет именно о единице измерения "тонна". Кроме того, для внесения ясности в части касающейся, участник закупки был вправе подать запрос на разъяснения положений аукционной документации. Запросов на разъяснение положений документации не поступало;
- по п. 6: Заказчик при формировании Технического задания допустил опечатку в слове "не мене", однако из контекста Технического задания совершенно ясно,
что данное слово означает "не менее". Кроме того, для внесения ясности в части касающейся, участник закупки был вправе подать запрос на разъяснения положений аукционной документации. Запросов на разъяснения положений документации не поступало.
- по п.7: габариты шкафов пожарных определяются в соответствии с их техническими паспортами, согласно которым представляется возможным соотнести и определить к каким именно габаритам (ширина, длина, высота, глубина) установлены данные требования.
- по п.8: жалобы: качество материала, указанного в позиции 127 Технического задания (розетка штепсельная), определяется соответствием данного материала перечисленным в Техническом задании характеристикам.
- по п.9 : в Техническом задании Заказчика в позиции 128 указаны
требования к одноклавишному включателю, так и к двухклавишному выключателю, что не является нарушением Закона о контрактной системе.
- по п. 10: в позиции N134 технического задания Заказчика
приведены технические характеристики светильника, которые дают возможность любому частнику закупки определить потребности Заказчика;
- по п. 11 : в позиции N136 технического задания установлены
минимальные и максимальные значения показателя "временное сопротивление разрыву сварного соединения не менее 42 и не более 46 кгс/мм2", что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом представляется возможным определить конкретное значение временного сопротивления разрыву сварного соединения электрода Э42А в соответствии с ГОСТ 9467-75, которое не противоречит диапазонному значению этого показателя в Техническом задании Заказчика;
- по п.12 : химический состав стали, из которой изготовлена проволока сварочная ( позиция N174 Технического задания), определяется имеющимся в открытом доступе сертификатом соответствия данного материала действующим нормативам;
- по п. 13: Заказчик при формировании Технической части аукционной документации руководствовался правилами, изложенными в пп.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а именно использовал при описании материалов и оборудования показатели, требования, условные обозначения и терминологию в соответствии с государственными стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Диапазонные значения показателей товара, используемого для выполнения работ по предмету аукциона, соответствуют значениям показателей товара, приведенным в соответствующих ГОСТах.
При этом Заказчик не обязывает участника закупки на стадии формирования заявки на участие в аукционе иметь в наличии материалы и оборудование для выполнения работ по данному аукциону. Кроме того аукционная документация содержит инструкцию по заполнению заявки, которая не имеет двусмысленных значений и позволяет любому участнику сформировать заявку в соответствии с требованиями Заказчика;
- по п. 14 : Заказчиком при указании требования к участникам закупки в части их принадлежности к субъектам малого предпринимательства была допущена техническая ошибка. Учитывая данный факт, при рассмотрении вторых частей заявок участников, комиссией Заказчика
принималось бы решение о допуске участников, не являющихся
не являющих субъектами малого предпринимательства, при условии соответствия этих участников иным требованиям Заказчика, указанным в аукционной документации;
- по п. 15 : Заказчиком в аукционной документации установлено
требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией. Данные виды работ в соответствии с ч.2 ст.52 ГрК РФ должны выполнятся только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельства СРО. При этом, участником закупки согласно аукционной документации может быть любое физическое или юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Вместе с тем, п.6.3.3 проекта государственного контракта предусматривает право Подрядчика привлекать сторонние организации
(третьи лица) для выполнения работ по контракту, заключая с ними соответствующие договоры, неся при этом полную ответственность перед Заказчиком за их действия и выполненные таким образом работы;
- по п. 16: в документации о закупке содержатся технические и качественные характеристики объекта закупки, требования к результатам
работ, расчет НМЦК и проектная документация, состоящая из сметных расчетов, сводного сметного расчета и объектной сметы, что позволяет участнику иметь представление об объемах выполняемых работ и определить какие материалы и оборудование необходимо применить для надлежащего исполнения государственного контракта. Следовательно, нарушения Заказчиком требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не имеется;
По всем указанным позициям, МВД по РСЛ-Алания, просит обратить внимание на то, что согласно пункту 1 части 1 и частью 2 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта соответствии со статьей 33 названного Закона, содержащей правила описания объекта закупки.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в числе прочих, следующим правилом - использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупку в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Таким образом, Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми; в том числе требования к товару, используемому при производстве работ, поскольку получение заказчиком результатов выполненных работ, услуг, не отвечающих его потребностям, приведет к нецелевому и неэффективному расходованию выделенных средств. Данная позиция изложена в Постановлении ФАС России от 25.11.2016 года по делу NФ56-5193/2016.
На основании изложенного, просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 09.11.2016 года МВД по РСО-Алания в Единой информационной системе в сфере закупок, было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0310100013216000078 при осуществлении закупки на Строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул. Весенней и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная руководителем Контрактной службы МВД по РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Технические характеристики материалов и оборудования, приложенные к Аукционной документации содержат требования к товарам, которые необходимо использовать в ходе выполнения работ.
Так, в ходе исполнения контакта необходимо использовать:
- известь негашеную, комовую, сорт не ниже 1, без добавок время гашения не более 8 мин,. Температура гашения не выше 95гр.С и т. Д. (пункт 5 Технических характеристик материалов и оборудования);
- портландцемент, в состав которого должен входить измельченный клинкер, гипс и, при необходимости, минеральные добавки. Эти компоненты должны обеспечивать ему быстрый процесс затвердевания в воде и на воздухе. Состав клинкера должен иметь следующие химические составляющие: CaO, FeO, АЮ, MgO, TiO и SiO, Он также должен иметь сложный минеральный состав: алит, белит, алюмоферрит и алюминат. Суммарное содержание минеральных компонентов должно быть не менее 95% не более 97% (пункт 62 Технических характеристик материалов и оборудования);
- грунтовку ГФ-021 время высыхания до степени 3 не более 35 мин., способность плёнки шлифоваться и т.д. (пункт 75 Технических характеристик материалов и оборудования);
- розетки, которые должны иметь простой дизайн и безупречное качество (пункт 127 Технических характеристик материалов и оборудования);
- электроды типа Э42А, диаметр электрода не менее 4 мм. Временное сопротивление разрыву сварного соединения не менее 42 и не более 46 кгс/мм2 (пункт 136 Технических характеристик материалов и оборудования);
- эмаль, время высыхания до степени 3 не более 24 часов, условная вязкость по вискозиметру 60-120 и т.д. (пункт 149 Технических характеристик материалов и оборудования);
- трубы стальные в пенополиуретановой изоляции, с радиальной ползучестью не более 2,5 мм и т.д. (пункт 170 Технических характеристик материалов и оборудования);
- проволока сварочная должна быть легированная диаметром не менее 3,85 и не более 4,15 мм. Содержание углерода в химическом составе не менее 0,05 и не более 0,22% (пункт 174 Технических характеристик материалов и оборудования);
- флюс сварочный с установленными основными параметрами и характеристиками (пункт 175 Технических характеристик материалов и оборудования); и т.д.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются При описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Из п. 3 Технических характеристик материалов и оборудования также следует, что номинальная площадь поперечного сечения арматуры не менее 110 и не боллее 115 мм, а из п. 51 следует, что плотность пленки не мене 9 и не более 110 г/м2. Вместе с тем, из контекста Технических характеристик материалов и оборудования совершенно ясно, что в указанных словах содержатся технические ошибки, и означают они "не более" и "не менее" соответственно.
Согласно пункту 15 Технических характеристик материалов и оборудования, в ходе исполнения контракта необходимо использовать бетонные перемычки с весом не более 0,285 тн, при этом из контекста Технических характеристик материалов и оборудования также ясно, что имеется в виду единица измерения веса "тонна", и что указанное является технической ошибкой.
Согласно позиции 113 Технических характеристик материалов и оборудования, в ходе исполнения контракта необходимо установить шкафы пожарные с габаритами не менее 520 и не более 540, не менее 600 и не более 650 мм; не менее 230 и не более 260 мм. Вместе с тем, общеизвестно, что габариты мебели определяются как длина, ширина и глубина.
Из позиции 128 Технических характеристик материалов и оборудования, следует, что заказчику необходимы как одноклавишные, так и двухклавишные выключатели, а из позиции 134 - что заказчику необходимы светильники с заданными характеристиками.
Кроме того, Заявитель не представил доказательств того, что установленные заказчиком марки бетона противоречат действующему нормативному документу и какому именно, и что ГОСТ 26633-2012 не действует на территории РФ.
То есть, Технические характеристики материалов и оборудования, приложенные к Аукционной документации, соответствует требованиям частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Частями 1, 2 и 4 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе предоставляются, помимо прочего, при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения электронного аукциона, в извещении об осуществлении закупки устанавливается ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно извещению о проведении Аукциона и п. 20 Информационной карты Аукционной документации, установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства.
Поскольку согласно Аукционной документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 273 442 206 рубле, ограничение, установленное в извещении о проведении Аукциона и пункте 20 Информационной карты Аукционной документации, не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 30 закона о контрактной системе.
Действия должностного лица МВД по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 30 закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В то же время, согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, однако, в извещении о проведении Аукциона указано, что преимущества, предусмотренные статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, при проведении Аукциона, не установлены.
3. Согласно подпункту 1 пункта 1.7.1 Аукционной документации, заказчиком установлены следующие требования к участникам Аукциона:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: в соответствии с требованиями ст.55.8 Гражданского Кодекса РФ обязательное наличие свидетельства о допуске к следующим видам работ, необходимым для исполнения предмета контракта, выданное саморегулируемой организацией:
* Опалубочные работы;
* Арматурные работы;
* Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
* Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
* Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;
-Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
-Антисептирование деревянных конструкций;
* Гидроизоляция строительных конструкций;
* Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
* Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
* Устройство и демонтаж системы газоснабжения;
* Укладка трубопроводов водопроводных;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
* Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
* Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;
* Укладка трубопроводов канализационных напорных;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
* Устройство канализационных и водосточных колодцев;
* Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
* Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше;
* Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения;
* Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения;
* Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов;
* Очистка полости и испытание газопроводов;
* Монтаж оборудования котельных;
* Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения;
* Пусконаладочные работы сооружений канализации;
2) наличие лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Однако, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и пункту 3.3.1.2. Аукционной документации, вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Работы, являющиеся предметом Аукциона, входят в п. 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" Перечня.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с Извещением объектом закупки является строительство объекта. Следовательно, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству.
Таким образом, при исполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению подрядчика, имеющего соответствующую лицензию на вид деятельности по пункту 33 Перечня.
Таким образом, подпункт 1 пункта 1.7.1 Аукционной документации не соответствует требованиям пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как содержит требования к участникам Аукциона, не предусмотренные законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Действия должностного лица МВД по РСО-Алания, выразившиеся в установлении требований к участникам Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, по сведениям, полученным из ЕГРЮЛ на официальном сайте Федеральной налоговой службы России https://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности Заявителя является оптовая и розничная торговля, и что заявитель не занимается деятельностью в области строительства, то есть в силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не может являться участником Аукциона.
4. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
К Аукционной документации приложена проектно-сметная документация, проектно-сметные расчеты, техническое задание, технические характеристики материалов и оборудования, то есть, заказчик установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, достаточные для формирования предложения при участии в Аукционе.
5. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При этом, в силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара.
Согласно пункту 2.4 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, в соответствии с требованиями п. 36
Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N1456 "О
мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2016 год" Заказчик вправе произвести авансирование в размере, не превышающем 30% суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации на текущий финансовый год. Порядок авансирования оформляется путем подписания Сторонами дополнительного соглашения к настоящему Контракту. Оплата работ,выполненных на начальном этапе строительства, производится в счёт аванса,перечисленного Заказчиком Подрядчику (в случае, если авансирование предусмотрено дополнительным соглашением, заключенным в соответствии с настоящим пунктом Контракта).
При таких обстоятельствах, аванс в проекте контракта, приложенном к Аукционной документацией, не может считаться установленным, то есть, Аукционная документация не соответствует требованиям части 1 статьи 95 и части 13 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица МВД по РСО-Алания, выразившиеся в утверждении аукционной документации с нарушением требований части 1 статьи 95 и части 13 статьи 96 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу ООО "Микслайн - Центр" на действия государственного заказчика - МВД по РСО-Алания при осуществлении закупки на строительство административного здания для размещения УФМС России по РСО-Алания в г. Владикавказе по ул. Весенней (электронный аукцион N 0310100013216000078)
2. Признать МВД по РСО-Алания нарушившим требования пункт 1 части 1 статьи 30, пункт 1 части 1 и часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 95 и часть 13 статьи 96 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. В связи с тем, что ранее по делу А326-12/16 МВД по РСО-Алания выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по электронному аукциону N 0310100013216000078, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2016 г. N А328-12/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016