Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 ноября 2016 г. N 2-57-13637/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова.
при участии представителей:
ГБУЗ "МЕДПРОЕКТ": Соколовой К.А.,
в отсутствие представителей ИП Астраханцев М.А., о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/54700 от 21.11.2016),
рассмотрев жалобу ИП Астраханцев М.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "МЕДПРОЕКТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту инженерных систем ГБУЗ "Детская городская поликлиника N7 Департамента здравоохранения города Москвы" по адресу: г. Москва, Союзный проспект, д. 12"А" (Закупка N 0373200597916000079) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.11.2016 NМГ/54700 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на неустановление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту инженерных систем ГБУЗ "Детская городская поликлиника N7 Департамента здравоохранения города Москвы" по адресу: г. Москва, Союзный проспект, д. 12"А", при этом, Заказчиком, в дополнении Заказчиком установлено требование о том, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457).
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода Заявителя жалобы, в том числе свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п.11 "Перегородки разделительные для кабель-канала" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Ударная прочность при - 5°C; Предельная прочность при разрыве; Предельное напряжение изгиба; Ударная вязкость; Диэлектрическая проницаемость; Поверхностное сопротивление; Объемное сопротивление.
- В п.12 "Кабель-канал" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Предельная прочность при разрыве; Предельное напряжение изгиба; Ударная вязкость; Диэлектрическая проницаемость; Поверхностное сопротивление; Объемное сопротивление.
- В п.17 "Углы наружные для кабель-канала" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Предельная прочность при разрыве; Предельное напряжение изгиба; Ударная вязкость; Диэлектрическая проницаемость; Поверхностное сопротивление; Объемное сопротивление.
- В п.74 "Цемент гипсоглиноземистый" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Временное сопротивление (предел прочности) при сжатии; Начало схватывания; Цемент при твердении образцов в воде в течение 28 суток; Тонкость помола при просеивании цемента сквозь сито с сеткой N 008; Линейное расширение образцов размером 40х40х160 мм, изготовленных из цементного теста нормальной густоты, через 3 суток с момента изготовления.
- В п. "Краски" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3; Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20.0_0.5) °С; Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ; Условная светостойкость пленки; Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
Вместе с тем, например, характеристика по п. "Краски - Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3" регламентируется по ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3 определяется по ГОСТ 5233-89 (ИСО 1522-73) "Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытий по маятниковому прибору".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Также в Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п.45 "Аккумулятор" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Номинальная емкость (25 C°) при разряде 20 ч (0.6 А, 10.5 В); Номинальная емкость (25 C°) при разряде 10 ч (1.14 А, 10.5 В); Номинальная емкость (25 C°) при разряде 5 ч (2.05 А, 10.5 В); Номинальная емкость (25 C°) при разряде 1 ч (8.14 А, 9.6 В); Внутреннее сопротивление полностью заряженного аккумулятора; Саморазряд в месяц в процентах от емкости (при 20°C); Максимальный разрядный ток (5 секунд) (при 25°C); Заряд при цикличном использовании ток, напряжение (при 25°C); Заряд при использовании в резерве - напряжение (при 25°C), что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку вышеперечисленные параметры относятся к испытаниям определенной партии товара после его производства.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что соответствие товара какому либо нормативному документу или государственному стандарту по п.45 "Аккумулятор" отсутствует в аукционной документации, а также вышеуказанные характеристики указаны на основании сведений производителей вышеуказанного товара.
- п. 75 "Электроды (Тип 2)" - Временное сопротивление разрыву: Должно быть 42 кгс/мм2, что по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку единица измерения для временного сопротивления является кгс/мм2, таким образом, Заказчиком установлена абсурдная единица измерения для временного сопротивление разрыву.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанная единица измерения установлена в созовите с ГОСТ 9467-75, что также позволяет участникам закупки определить единицу измерения, а также заполнить заявку на участие в данном аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Астраханцев М.А. на действия ГБУЗ "МЕДПРОЕКТ" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "НОРТОН-СТРОЙ" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-13642/77-16 от 24.11.2016.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Сологов
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 ноября 2016 г. N 2-57-13637/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016