Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 02.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
рассмотрев жалобу ООО "Фармэксперт" от 25.11.2016 N1919-ж на действия Заказчика - БУ "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И.Яцкив", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Нитрофурал (извещение N0387200009116004508) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органами, разместившими разъяснения положений документации несвоевременно.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Нитрофурал (извещение N0387200009116004508) размещены на официальном сайте единой информационной системы 03.11.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
При подаче запроса ООО "Фармэксперт" просило разъяснить возможность поставки по аукциону N4698 аэ/16 (N0387200009116004508) на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата Нитрофурал, поставку препарата в следующей упаковке и фасовке (без изменения количества единиц измерения)
N п/п |
мнн, химическое, группировочное наименование |
качественные характеристики, лекарственная форма, дозировка, комплектность, требования к упаковке |
Характеристики предлагаемого к поставке товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование страны происхождения товара* |
1 |
Нитрофурал |
Раствор для местного и наружного применения 0,02% 200 мл N1 |
Раствор для местного и наружного применения 0,02% 250мл N1 |
Уп. |
10000 |
Республика Беларусь |
2 |
Нитрофурал |
Раствор для местного и наружного применения 0,02% 400 мл N1 |
Раствор для местного и наружного применения 0,02% 500мл N1 |
Уп. |
17500 |
Республика Беларусь |
Согласно документации аукциона дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе "21" ноября 2016 года, Заказчик по данному аукциону опубликовал разъяснения 23 ноября 2016 года в 15часов 53 мин (время местное) и дал разъяснения, что заявка участника содержащая предложение к поставке лекарственного препарата "Нитрофурал" соответствует требованиям заказчика.
Однако подача заявок на участие в электронном аукционе возможна в любое время с момента размещения извещения о его проведении до 17 часов 00 минут (время местное) "23" ноября 2016 года. ООО "Фармэксперт" не успело подать заявку на участие и не имеет возможности участвовать в данном аукционе.
Согласно письму Минэкономразвития от 30.09.2014 N Д28и-1889, где указано: "... Для определения даты окончания срока представления разъяснений необходимо отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Соответственно, четвертый день будет датой окончания срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен". ООО "Фармэксперт подало запрос 18 ноября, следовательно, запрос поступил вовремя.
В п. 4 ст 65 ФЗ 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сказано: " в течение двух дней с даты
заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе". Заказчик дал разъяснения только на 5 день с момента подачи запроса на разъяснения, тем самым нарушил указанную норму.
Также считаем, что изменения существенные, поскольку на основании ответа от Заказчика в техническом задании функционально-качественные характеристики необходимо прописать: "не менее 200 мл", т е меняется фасовка, предлагаемая нами фасовка предполагает больше объем и позволяет ООО "Фармэксперт" участвовать в указанном аукционе.
Однако Заказчик не воспользовался своим правом и не продлил срок подачи заявок согласно п. 6 ст 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, считаем, что Заказчик затянул публикацию ответа, что не позволило ООО "Фармэксперт" участвовать в данном аукционе.
В письменных возражениях Заказчик указал, что 18.11.2016 в 16:55 МСК на электронной площадке России РТС-тендер поступил запрос о разъяснении положении документации о закупке N100048693 по аукциону в электронной форме N 0387200009116004508 на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата Нитрофурал на сумму 4 332 900,00 рублей. Разъяснения на запрос были оформлены за исх. N5207 от 21.11.2016 и отправлены в адрес КУ "Центра лекарственного мониторинга" (организатора электронного аукциона) на электронную почту zakypki@clm86.ru 21.11.2016 13:20 местного времени и zayavka@clm86.ru 21.11.2016 14:56 местного времени. Таким образом заказчиком выполнены все мероприятия по разъяснению запроса своевременно.
Уполномоченный орган письменно пояснил, что запрос о предоставлении разъяснений положений документации был направлен Заявителем 18.11.2016 в 16:55:22, таким образом, крайний срок, когда необходимо было дать ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации 21.11.2016. Однако, ответ на запрос был опубликован 23.11.2016 в 15:53 (день окончания подачи заявок) в 15:00:00 т.е. по истечении двух дневного срока, указанного в п.4. ст.65 44-ФЗ в связи с тем, что отсутствовала техническая возможность для доступа на сайт http://zakupki.gov.ru (скриншот прилагается). Данная информация была доведена до руководителя казенного учреждения "Центр лекарственного мониторинга" служебными записками от 21.11.2016 и от 22.11.2016 (служебные записки прилагаются). Довод заявителя, о том, что Заказчик не воспользовался своим правом и не продлил срок подачи заявок несостоятельным т.к. в случае продления подачи заявок Заказчиком был бы нарушен пункт 6 статьи 65 в соответствии с которым Заказчиком по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесённые в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
Соответственно последним днем для принятия решения являлось 20.11.2016, а датой внесения изменений 21.11.2016, что не представлялось возможным в связи с тем, что доступ на сайт http://zakupki.gov.ru/ был открыт только 23.11.2016.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Электронный аукцион (извещение N0387200009116004508) был опубликован 03.11.2016.
Срок окончания подачи заявок: 23.11.2016 17.00.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Запрос разъяснений поступил 18.11.2016 в 16:55, то есть за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. В запросе разъяснений положений документации Заявителем был поставлен вопрос о возможности поставки лекарственного препарата в иной фасовке и упаковке без изменения количества единиц измерения.
Регламентированный срок размещения разъяснений положений документации: 21.11.2016.
Разъяснения положений документации были размещены 23.11.2016 в 15.33, менее чем за два часа до окончания срока подачи заявок, согласно которым предложение Заявителя соответствует требованиям Заказчика.
В предоставленных к рассмотрению документах Уполномоченный орган приложил скриншот страницы сайта http://zakupki.gov.ru, служебные записки от 21.11.2016, 22.11.2016,
Согласно скриншоту, для Уполномоченного органа в Реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержденном Приказом Минфина России от 23.12.2014 N163н (далее, соответственно - Сводный реестр, Приказ N163н), отсутствует полномочие в сфере закупок "Уполномоченное учреждение", указанное в предъявленном сертификате ключа ЭП пользователя. Если организация обладает указанным полномочием, обратитесь в вашу Уполномоченную организацию для внесения изменений в сведения об организации в Сводном реестре в соответствии с Приказом N163н. Если организация не обладает указанным полномочием, обратитесь в орган Федерального Казначейства, выдавший сертификат ЭП, для исправления сведений, указанных в сертификате ЭП.
Из содержания служебных записок следует, что у Уполномоченного органа доступ 21.11.2016-22.11.2016 вход в единую информационную систему в сфере закупок запрещен по причине отсутствия полномочий, в связи с этим техническая возможность опубликовать в ЕИС ответы на запросы разъяснений отсутствует.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Уполномоченного органа нарушений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в части размещения разъяснений положений аукционной документации с нарушением сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе, в связи с несвоевременным обращением в орган Федерального Казначейства для исправления сведений, указанных в сертификате ЭП, что повлекло нарушение прав участника закупки.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Фармэксперт" от 25.11.2016 N1919-ж на действия Заказчика - БУ "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И.Яцкив", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Нитрофурал (извещение N0387200009116004508) обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" нарушения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу - КУ "Центр лекарственного мониторинга", аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
02.12.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 02.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "Фармэксперт" от 25.11.2016 N1919-ж на действия Заказчика - БУ "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И.Яцкив", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Нитрофурал (извещение N0387200009116004508), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Уполномоченному органу - КУ "Центр лекарственного мониторинга", аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата Нитрофурал (извещение N0387200009116004508).
2. С учетом принятого решения от 02.12.2016 г. по рассмотрению жалобы ООО "Фармэксперт" от 25.11.2016 г. N1919-ж:
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 27.12.2016 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 28.12.2016 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Уполномоченным органом, аукционной комиссией пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016