Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 05.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Ишбулатова З.Н. по доверенности N980 от 05.12.2016.
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. от 28.11.2016 N1929-ж на действия Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005016000052) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005016000052) размещены на официальном сайте единой информационной системы 25.10.2016.
По первому доводу Заявитель указал, что в Приложении N3 к Техническому заданию аукционной документации в таблице "Перечень расходных материалов необходимых для обслуживания "ЛНРЦ"" в пунктах 1 и 2 "Выключатели автоматические" указано: Показатели должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50345-99.
ГОСТ Р 50345-99 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения"
В аукционной документации нет указания, о том, каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований по недействующим нормативным документам.
Требование о соответствии используемых при выполнении работ товаров недействующим государственным стандартам свидетельствует о нестандартности установленных требований, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Документация об Аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований.
Изучив доводы Заявителя, Комиссия Управления установила, что ГОСТ Р 50345-99 является недействующим и замен на ГОСТ Р 50345-2010.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. В Приложении N2 к Техническому заданию аукционной документации в таблице "Перечень расходных материалов при обслуживании и текущем ремонте оборудования КУ ХМАО- Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр"" в пункте 31 "Галлит" указано: Расход галита составляет не более 50 не менее 150 г/м2.
Таким образом, Заказчик устанавливает одновременные требования к расходу галлита, которые противоречат друг другу: "не более 50" и "не менее 150" г/м2.
Следовательно, действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
Согласно пункту 1 и пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части необъективного описания закупки.
3. В Приложении N2 к Техническому заданию аукционной документации в таблице "Перечень расходных материалов при обслуживании и текущем ремонте оборудования КУ ХМАО- Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр"" в пункте 30 "Клапан" указано: В конструкции место для подключения манометра, с диаметром внутренней резьбы не более У дюйма.
Считаем, что установление требования к диаметру внутренней резьбы "не более У дюйма" вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет указать в заявке достоверные сведения по данному показателю.
Следовательно, действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
Изучив материалы дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части неиспользования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
4. В Приложении N2 к Техническому заданию аукционной документации в таблице "Перечень расходных материалов при обслуживании и текущем ремонте оборудования КУ ХМАО- Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр"" в пункте 32 "Бирм" указано: Размер меша: не менее 10 не более 40.
В инструкции по заполнению заявки отсутствует указание, каким образом необходимо поступать потенциальным участникам закупки при отсутствии единиц измерения показателей материалов. Самостоятельно определить, согласно какой единице измерения (мм, мкм, дм или какой-либо другой) Заказчиком установлено требование определения размера меша (размера гранул) бирма, не представляется возможным. Данное требование вводит в заблуждение участников закупки и может привести к отклонению Заказчиком заявки потенциального участника.
Изучив материалы дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части неиспользования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
5. В Приложении N3 к Техническому заданию аукционной документации в таблице "Перечень расходных материалов необходимых для обслуживания "ЛНРЦ"" в пункте 53 "Ацетон" указаны избыточные требования к химическому составу данного расходного материала.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано:
необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до" (за исключением диапазонных значений), "от" (за исключением диапазонных значений), "более", "менее", "выше", "ниже", "возможно" за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано "значение является неизменным" или характеристика товара указана в колонке "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)".
Подрядчик не производит ацетон и не может сделать химический анализ данного материала, так как отсутствует необходимое оборудование.
В письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее:
"3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Таким образом, требование к указанию в составе заявки конкретных значений химического состава ацетона является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки. К тому же данный материал является расходным, не остается у заказчика и служит для производства работ.
Изучив представленные материалы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В Приложении N3 к Техническому заданию аукционной документации в таблице "Перечень расходных материалов необходимых для обслуживания "ЛНРЦ"" в пункте 53 "Ацетон" указаны требования к химическому составу.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о химическом составе ацетона в виде конкретных показателей ввиду отсутствия ацетона в наличии.
Указанное требование Заказчика приводят к ограничению количества участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. от 28.11.2016 N1929-ж на действия Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005016000052) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
05.12.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
на основании своего решения от 05.12.2016 о рассмотрении жалобы ИП Черняк Г.Е. от 28.11.2016 N1929-ж на действия Заказчика - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005016000052), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - КУ "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005016000052).
2. С учетом принятого решения от 05.12.2016 по рассмотрению жалобы ИП Черняк Г.Е. от 28.11.2016 N1929-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному коммунальному обслуживанию и текущему ремонту тепловых энергоустановок, наружных и внутренних теплосетей с теплопотребителями опасного производственного объекта системы газораспространения и газопотребления, включая обслуживание инженерных сетей КУ ХМАО-Югры "Лемпинский наркологический реабилитационный центр" (извещение N0387200005016000052) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 27.12.2016 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 28.12.2016 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, единой комиссией пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Примечание: предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2016