Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 05.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - Паршукова Е.А. по доверенности от 01.01.2015;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Волчкова Н.А. по доверенности от 04.08.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Атлант" от 28.11.2016 N1928-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000451) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям аукционной документации (нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000451) размещены на официальном сайте единой информационной системы 31.10.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 24.11.2016 N0187300008416000451-2 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации по следующим основаниям: участник не предоставил во второй части:
- документ, подтверждающий соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", наличие: Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в соответствии с п.12, ч.1, ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Представитель Заявителя пояснил Комиссии Управления следующее.
Согласно технической документации Организатора, Заказчика, одним из требований к участникам аукциона являлось наличие у участника лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности в соответствии с п. 12 ч.1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Между тем, учитывая специфику услуг по эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов, Заказчик, Организатор, в ответ на запросы участников аукциона N 450 от 10.11.2016г., N 451 от 10.11.2016г., N 455 от 11.11.2016г., предоставил пояснение, согласно которого для оказания услуг, Исполнитель заключает договор на поставку газа, производит эксплуатацию и обслуживание газовой котельной, заключает договор аренды, а также договор на техническое обслуживание газовой котельной (при необходимости). При этом Заказчик, Организатор поясняет, что заключение договора технического обслуживания котельной возможно только с лицом, чья гражданская ответственность застрахована и имеется регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов, имеется лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности. Указанное также следует и из п. 3.4.3. проекта договора в составе документации об аукционе.
Из анализа указанных разъяснений следует вывод о том, что при отсутствии у участника аукциона лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов, участник праве заключить соответствующий договор с иным лицом, отвечающим требованиям закона по данному виду деятельности.
Так, согласно заявке участника, в ее составе были приложены такие документы как - предварительный договор с ООО "Обьгаз" по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности от 11 ноября 2016г., обеспечивающий при победе участника в данном аукционе заключение соответствующего договора, а также лицензия N 00-ЭВ-000908 от 20 марта 2003 г., в силу наличия которой, ООО "Обьгаз" занимается эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности в г. Ханты-Мансийске.
Между тем, Заказчик, Организатор аукциона, в нарушение установленных документацией об аукционе требований, разъяснений такой документации, приняли решение об отказе в допуске участнику в связи с не предоставлением лицензии, что является неправомерным.
Также следует обратить внимание, что 17 ноября 2016г. состоялось заседание комиссии УФ АС по ХМАО-Югре (жалоба ИП Зоркальцевой Е.А. от 10.11.2016г. N 1813-ж) на действия Заказчика, Организатора данного аукциона по факту наличия у участников лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов.
В мотивировочной части решения УФ АС по ХМАО-Югре от 17.11.2016г. комиссией изложен вывод о том, что в соответствии с положениями ч.1 ст. 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную договором работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
При этом, из условий проекта договора Заказчика, Организатора, в частности п. 3.4.3., Исполнитель имеет право привлекать для оказания услуг соисполнителей.
Из изложенного следует, что наличие в составе заявки предварительного договора с ООО "Обьгаз", наличие у ООО "Обьгаз" необходимой лицензии, являлось достаточными документами, подтверждающими соответствие участника аукциона требованиям Заказчика, Организатора, а также требованиям закона и договора, а решение, принятое и изложенное в протоколе рассмотрения заявки единственного участника от 24.11.2016г. является не обоснованным и подлежит отмене.
Представитель Уполномоченного органа пояснил Комиссии Управления, что аукционная комиссия действовала в соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 28.05.2015 N Д28и-1542, согласно которому при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии и т.п.).
Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.
При этом если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия во второй части заявки лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов, выданной ООО "Атлант", аукционной комиссией было принято решение о несоответствии второй части заявки Заявителя требованиям аукционной документации.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района.
В состав работ по обслуживанию зданий входит лицензируемый вид деятельности.
Пунктом 20 аукционной документации установлены требования о наличии в составе второй части заявки участника лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в соответствии с п.12, ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 3.4.3 проекта контракта Исполнитель вправе привлекать для оказания услуг соисполнителей.
В силу статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Статьей 783 ГК РФ предусмотрено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Частью 1 статьи 706 ГК РФ предусмотрено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает как генподрядчик.
В составе второй части заявки Заявителем были предоставлены:
- предварительный договор на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности от 11.11.2016, заключенный между ООО "Атлант" и ОАО "Обьгаз", согласно которому стороны выражают намерение в бущем заключить договор оказания услуг на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на следующих объектах: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.214, г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.142, г.Ханты-Мансийск, пер.Советский, д.2, в случае признания ООО "Атлант" победителем открытого аукциона в электронной форме N0187300008416000451;
- лицензия N00-ЭВ-000908 от 20.03.2003 на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов, выданной ОАО "Обьгаз".
24.11.2016 аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки ООО "Атлант требованиям документации по причине не предоставления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указание в проекте муниципального контракта на возможность привлечения соисполнителя не противоречит требованиям ГК РФ, с одной стороны, а, с другой - свидетельствует о том, что виды работ, выполнение которых возможно только организациями, имеющими лицензии на осуществление определенных видов деятельности, могут выполняться соисполнителями. В таком случае требование у исполнителя, с которым заключается государственный контракт, лицензии на осуществление определенных видов деятельности является незаконным.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии установлено нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в части неправомерно признания второй части заявки Заявителя (ООО "Атлант") не соответствующей требованиям аукционной документации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Атлант" от 28.11.2016 N1928-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000451) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
05.12.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
на основании своего решения от 05.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "Атлант" от 28.11.2016 N1928-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000451), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района, аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 24.11.2016 N0187300008416000451-2, составленный в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000451) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 24.11.2016 N0187300008416000451-2.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, в том числе Заявителя, об отмене протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 24.11.2016 N0187300008416000451-2, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 05.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "Атлант" от 28.11.2016 N1928-ж.
5. Заказчику - МКУ "УТО", Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района, аукционной комиссии, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 05.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "Атлант" от 28.11.2016 N1928-ж.
6. В срок до 28.12.2016 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2016