Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 ноября 2016 г. N РЗ-286/16
Резолютивная часть решения оглашена "30" ноября2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "5" декабря 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - руководительуправления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов властиКозлова Н.Е.,
в присутствии(после перерыва) представителей Управления здравоохранения Тамбовской области - <_>,
комитета государственного заказа Тамбовской области - <..>,
в отсутствие представителя ООО "Эскада",
рассмотрев жалобуООО "Эскада" (далее - Заявитель) на действия Управления здравоохранения Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164200003016005741 на поставку цифрового рентген аппарата на 3 рабочих места и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее также Уполномоченный орган)08.11.2016 опубликовалв Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003016005741 о проведении электронного аукциона на поставку цифрового рентген аппарата на 3 рабочих места (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 31 933 333,33 руб.
Заказчик - Управление здравоохранения Тамбовской области.
ООО "Эскада", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, объединившего в один лот медицинские изделия, включенные и не включенные в перечень, установленный Постановлением Правительства N 102. Кроме этого, совокупность указанных требований крентген аппарату указывает только на одного производителя ООО "С.П.ГЕЛПИК".
В дополнение к ранее заявленным доводам ООО "Эскада" сообщило, что Торгово-промышленная палата отказала Обществу в выдаче Сертификата происхождения товара СТ-1 на комплект рентгензащиты и крепление детское универсальное для рентгенографических исследований. Также Заявитель считает, что единственный участник закупки предоставил недостоверную информацию в своей заявке.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с учетом своих потребностей.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа,установила следующее.
Статья 8 Закона о контрактной системе определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как установлено в части 1 указанной статьи.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, чтодокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
1. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно объединил в один лот медицинские изделия, включенные и не включенные в перечень, установленный Постановлением Правительства от 05.02.2015 N 102.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, пришла к следующему выводу.
Предметом закупки аукциона N 0164200003016005741 является поставка цифрового рентген аппарата на 3 рабочих места скодом по ОКПД2 - 26.60.11.113. Пунктом 25 информационного паспорта рассматриваемого аукциона установлены ограничения допуска товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системев целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 05.02.2015 N 102 утвердило перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В указанный перечень из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014включен код 26.60.11.113"Рентгендиагностические комплексы на 2 рабочих места;рентгендиагностические комплексы на 3 рабочих места;рентгендиагностические комплексы на базе телеуправляемого стола-штатива; флюорографы; маммографы; рентгеновские аппараты передвижные палатные", т.е. предмет рассматриваемой закупки.
Заказчик пояснил следующее.
Согласно п. 5 ГОСТ 55772-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские для просвечивания и снимков цифровые. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1550-ст) в состав комплекса рентгеновскогодля просвечивания и снимков цифровых входит, в том числе, дополнительное оборудование (п. 5.1.9).
Согласно п. 7.2ГОСТ 55772-2013 возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения.
Кроме того, согласно ГОСТ 25272-82 (СТ СЭВ 2584-80) "Аппараты рентгеновские медицинские. Термины и определения" рентгеновский аппарат - это совокупность технических средств, предназначенных для получения и использования рентгеновского излучения, состоящая из рентгеновского генератора и устройств и принадлежностей, относящихся к нему.
Как пояснил Заказчик, данная закупка производится для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная детская клиническая больница", и перечень дополнительного оборудования формировался специалистами данного лечебного учреждения под определенные цели и задачи, а именно дополнено креплением детским, комплектом индивидуальных поливинилхлоридносвинцовых средств защиты пациентов и медицинского персонала от рентгеновского излучения. Уникальным либо затрудняющим поставку такое дополнительное оборудование не является.
Также Заказчик пояснил, что закупаемый товар может быть поставлен как в едином комплексе с вышеуказанным дополнительным оснащением как одно изделие медицинского назначения, зарегистрированное в установленном порядке, так и раздельно - рентгеновский аппарат с оговоренным выше дополнительным оснащением. Ограничение не было установлено в документации об аукционе.
Из норм законодательства о контрактной системе следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Заказчик самостоятельно определяет предмет закупки и его состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре. При формировании предмета закупки Заказчик определяет свою потребность в необходимом к поставке товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю Заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что основной задачей законодательства,устанавливающего порядок проведения закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, является не только обеспечение максимального числа участников, но и в том числе выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям государственных заказчиков в товарах.
В рамках формирования данного заказа управление здравоохранения Тамбовской области руководствовалось существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение детской клинической больницы максимально технологичным, современным оборудованием для оказания качественной высококвалифицированной медицинской помощи детям.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлены доказательства, чем действия Заказчика при формировании предмета и условий данной закупки нарушили его законные права и интересы, а также ограничивают участие в закупке.
Также Заявителем не представлено доказательств невозможности в силу обстоятельств, независящих от воли участников закупки (законодательные, торговые ограничения), принять участие в закупке и исполнить контракт.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что у Заказчика имеется объективная необходимость закупить данное медицинское оборудование в рамках одного лота.
Рассмотренный довод Заявителя Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным.
2. Заявитель считает, что совокупность указанных требований к цифровому рентген аппарату на 3 рабочих места указывает только на одного производителя ООО "С.П.ГЕЛПИК".
При этом Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что письменных обоснований и доказательств в подтверждение заявленного довода Заявителем не представлено.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, пришла к следующему выводу.
Установление заказчиком параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Для определения начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком получено 3 коммерческих предложения нескольких производителей: ООО "Севкаврентген-Д2", ООО "С.П. Гелпик", ООО "ПМП "Протон".
Заявитель не представил доказательств невозможности либо ограничения участия в аукционе и поставки товара в соответствии с требованиями аукционной документации.
На основании изложенного,Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода заявителя.
3. Заявитель указал, что аукционная комиссия Заказчика неверно допустила заявку единственного участника закупки, которыйне предоставил Сертификат происхождения товара СТ-1, обязательный в силу требований постановления Правительства N 102.
Рассмотрев данный довод жалобы, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно п.1 письма ФАС России от 28.05.2015 N АЦ/26282/15 "О рассмотрении обращения о применении Постановления Правительства Российской Федерации N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 102, обязан устанавливать соответствующее ограничение в документации о закупке.
Согласно пункту 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Таким образом, ограничение, установленное Постановлением N 102, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 Постановления N 102, в совокупности. При этом, если на участие в определении поставщика подана одна заявка, ограничение, установленное Постановлением N 102, не применяется, в связи с чем отсутствие в заявке единственного участника закупки сертификата формы СТ-1 не является основанием для отклонения заявки.
На участие в данном аукционе подана одна заявка, поэтому ограничение, установленное Постановлением N 102 при рассмотрении единственной заявки, аукционной комиссией Заказчика не применяется.
4. Заявитель считает, что раздел 12 "Габаритные требования к рентгеновским кабинетам" Приложения N 2 к контракту "Технические требования" устанавливает недостаточные требования к товару, так как невозможно определить точную потребность заказчика.
Однако Заявитель не представил доказательства и обоснования, чем Заказчик нарушил законные права и интересы ООО "Эскада" указанными требованиями, и что именно не позволяет участникам закупки указать характеристики и иные сведения по предлагаемому товару.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод, установила следующее.
Заказчиком в Техническом задании в разделе 12 "Габаритные требования к рентгеновским кабинетам" указано следующее:
"12.1. требуемая площадь помещения: не менее 36 м2;
12.2. высота потолка: не менее 3 м".
Представители Заказчика пояснили, что в данной ситуации указаны габариты имеющихся рентгеновских кабинетов для размещения закупаемого медицинского оборудования. Заказчик признал, что не совсем корректно были указаны требования в данном разделе, но это не затрудняет участие в закупке и не создает препятствий этому.
Таким образом, рассматриваемый довод заявителя Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Эскада"необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии С.В. Мазаева
Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 ноября 2016 г. N РЗ-286/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016