Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 ноября 2016 г. N АБ07-06/2016-311
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок (отсутствует);
заместитель председателя Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,
в присутствие:
члена единой комиссии по осуществлению закупок путём проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (далее - Единая комиссия): <_>. (приказ от 30.12.2013г. N 431);
представителя заказчика - БУЗ УР "ГКБ N 9 МЗ УР" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 29.11.2016г. N 01-10/2033),
рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии, а также положения документации об электронном аукционе "поставка лекарственного препарата Полимиксин В" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300078916000214, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
23.11.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "ФК САТИКОМ" на действия Единой комиссии.
По мнению Заявителя, аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, аукционной заявке которого присвоен порядковый номер 3.
Заявитель также указывает на то, что описание объекта закупки документации об Аукционе (пункты 1.1, 1.4 таблицы 1 раздела II документации об Аукционе) не соответствует требования Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России член Единой комиссии, представитель Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили в материалы дела письменные пояснения, а также устно пояснили, что основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 3, явилось предложение о поставке товара, характеристики которого не соответствуют требованиям документации об Аукционе.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
01.11.2016г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 39 045,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей аукционных заявок от 14.11.2016г. для участия в Аукционе подано 3 заявки. Решением Единой комиссии участникам закупки, подавшим заявки с порядковыми номерами1, 3 отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. В отношении участника закупки, подавшего аукционную заявку N 3 Единой комиссией принято следующее решение:
"_отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N44-ФЗ, так как предложенная участником закупки лекарственная форма: "лиофилизат для приготовления раствора для инъекций" не соответствует требованиям п. 1.1. раздела II. Описание объекта закупки: Техническое задание "1.1.Лекарственная форма: Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения " ,а так же предложенные участником закупки показания к применению : "генерализованная раневая инфекция" не соответствуют требованиям п.1.4. раздела II. Описание объекта закупки: Техническое задание "1.4. Показания к применению : лечение инфекции у обожженных".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявки единственного участника закупки от 17.11.2016г. решением Единой комиссии аукционная заявка N 2, поданная участником закупки ООО "Виктория Фарм", а также указанный участник закупки признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
1. В связи с тем, что жалоба на положения документации о закупке путём проведения указанного Аукциона подана Заявителем 22.11.2016г., то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе (11.11.2016г.), Комиссия Удмуртского УФАС России не рассматривает довод Заявителя в части обжалования положений документации о закупке.
2. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о необоснованном отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему аукционную заявку N 3, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об Аукционе (раздел II "Описание объекта закупки: Спецификация") отсутствует указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, следовательно, первая часть заявки участников закупки должна соответствовать подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанное требование, предусмотренное Законом о контрактной системе, также установлено Заказчиком в пункте 13 Информационной карты документации об Аукционе.
В таблице 1 раздела II "Описание объекта закупки: Техническое задание" документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к закупаемому товару:
МНН, или химическое наименование, или группировочное наименование |
Характеристики объекта закупки: показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого Товара установленным Заказчиком требованиям |
2 |
3 |
Полимиксин B |
1.1.Лекарственная форма: Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения |
|
1.2.Дозировка: 50 мг |
|
1.3.Первичная упаковка: флакон |
|
1.4.Показания к применению: лечение инфекции у обожженных |
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев первую часть аукционной заявки с порядковым номером 3 (соответствует ООО "ФК САТИКОМ") Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что указанная заявка содержала информацию о конкретных показателях, предусмотренных пунктами 1.1, 1.4 таблицы 1 раздела III "Описание объекта закупки: Техническое задание" документации об Аукционе, указанных в значении "лиофилизат для приготовления раствора для инъекции", "генерализованная раневая инфекция" соответственно, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
При таких обстоятельствах, когда аукционная заявка с порядковым номером 3 (соответствует ООО "ФК САТИКОМ") содержала информацию о конкретных показателях товара, несоответствующую требованиям документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт решение Единой комиссии об отказе в допуске к участию в Аукционе указанному участнику закупки, правомерным.
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), согласно части 1 статьи 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, лекарственный препарат, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации, является товаром в контексте антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтические субстанции являются лекарственными средствами в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, которые обладают фармакологической активностью и предназначены для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяют их эффективность.
Согласно пункту 24 Закона об обращении лекарственных средств под эффективностью лекарственного препарата понимается характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.
Таким образом, МНН лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика.
В соответствии со статьей 61 Закона об обращении лекарственных средств аналогичными лекарственными препаратами являются лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами и одинаковыми дозировками. Следовательно, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, одинаковыми лекарственными формами, одинаковыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к аналогичным лекарственным препаратам.
В связи с тем, что свойства лекарственного препарата являются его качественными характеристиками и определяют выбор потребителя, аналогичные (по МНН, лекарственной форме и дозировке) лекарственные препараты относятся к взаимозаменяемым лекарственным препаратам, за исключением особых случаев, когда невозможность замены между лекарственными препаратами с одним МНН и разными торговыми наименованиями определена в процессе их применения.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с данным пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с заключенным контрактом в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 Закона о контрактной системе, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных.
При наличии медицинских показаний и соблюдении указанных выше условий заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика на основании пункта 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую двести тысяч рублей.
Таким образом, указание МНН или при его отсутствии химического либо группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственной формы и дозировки (с указанием возможности поставки эквивалента) является необходимым и достаточным условием идентификации лекарственного препарата (за исключением препаратов, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями).
Следовательно, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, взаимозаменяемыми лекарственными формами, взаимозаменяемыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам. Никакие иные характеристики лекарственных препаратов (такие как первичная упаковка (форма выпуска), вторичная упаковка, количество препарата в первичной упаковке (объем наполнения), количество единиц (ампул, шприцев и т. д.) препарата во вторичной упаковке и т.п.) не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств.
Согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств, ведение которого предусмотрено статьей 33 Закона об обращении лекарственных средств, лекарственный препарат МНН "Полимиксин B" выпускается в следующих лекарственных формах: лиофилизат для приготовления раствора для инъекций, порошок для приготовления раствора для инъекций. Совокупности всех характеристик, указанных Заказчиком таблице 1 раздела III "Описание объекта закупки: Техническое задание" документации об Аукционе, соответствует один лекарственный препарат - торговое наименование "Вилимиксин", производства ООО "Производственно-фармацевтическая компания "Пребенд", регистрационное удостовернеие N ЛП-000840).
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России, представителем Заказчика не представлены доказательства, подтверждающие наличие объективной потребности Заказчика в поставке лекарственного препарата исключительно в лекарственной форме "порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения" с показаниями к применению "лечение инфекции у обожженных".
Принимая во внимание изложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки, приведенное в таблице 1 раздела II документации об Аукционе носит необъективный характер и не обусловлено потребностью Заказчика, что является нарушением пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФК САТИКОМ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии, а также положения документации об электронном аукционе "поставка лекарственного препарата Полимиксин В" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300078916000214) необоснованной.
2. Признать заказчика - БУЗ УР "ГКБ N 9 МЗ УР" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - БУЗ УР "ГКБ N 9 МЗ УР" предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица заказчика - БУЗ УР "ГКБ N 9 МЗ УР" по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии:
Заместитель председателя Комиссии: |
____________ <_>
____________<_> |
Члены Комиссии: |
____________ <_>
|
<_>
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 ноября 2016 г. N АБ07-06/2016-311
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016