Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 декабря 2016 г. N 1651-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Артинского городского округа - (доверенность N 2 от 12.01.2016г.),
- в отсутствии заявителя ООО "Центр дорожного проектирования", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Центр дорожного проектирования" (394016, г. Воронеж, ул. Революции 1905г., д. 86Д, оф. 306) о нарушении заказчиком в лице Администрации Артинского городского округ (623340, Свердловская обл., Арти рп., ул. Ленина, 100) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку программы "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Артинского городского округа" и "Проекта организации дорожного движения на территории Артинского городского округа" (извещение N 0162300011116000060), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Центр дорожного проектирования" (вх. N 01-18316 от 15.11.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Артинского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку программы "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Артинского городского округа" и "Проекта организации дорожного движения на территории Артинского городского округа" (извещение N 0162300011116000060) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "ПТО "Центр дорожного проектирования" указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно: описание объекта закупки содержит требование о наличии у участника программного обеспечения "ITSGIS", просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
31 октября 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300011116000060 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 900 000,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Раздел 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации содержит техническое задание на разработку программы "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Артинского городского округа" и "Проекта организации дорожного движения на территории Артинского городского округа".
В соответствии с пп. "в" п. 6.1.1. одной из целей Проекта организации дорожного движения является формирование базы дорожных данных программного обеспечения геоинформационной системы "ITSGIS" и совмещение ее результатов с ранее установленной у Заказчика геоинформационной системой "ITSGIS" (версия базы данных N 5).
Согласно п. 6.3.6.2. раздела 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации исполнитель контракта должен являться законным обладателем прав на распространение поставляемого программного обеспечения, в случае, если это требуется правообладателем. Сертификаты или заверенные копии, или иные документы, подтверждающие данные права, должны быть представлены одновременно с передачей результата по муниципальному контракту.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик включает в описание объекта закупки требование к наличию у участника закупки ресурсов необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч. ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 20 Правил оценки оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 настоящих Правил.
В соответствии с п. 23 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Приложением N 1 к Разделу I "Общие положения" конкурсной документации заказчик установил для оценки заявок 2 критерия: цена контракта (величина значимости 60%), квалификация участников закупки (величина значимости 40%).
Для оценки критерия "квалификация участника закупки" закахчки установли 2 показателя: Опыт успешного выполнения аналогичных работ участником закупки за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (величина значимости 50%), квалифицированные трудовые ресурсы (величина значимости 50%).
N п/п |
Критерий "Квалификация участника закупки" |
Кол-во баллов |
1. |
Показатель "Опыт успешного выполнения аналогичных работ участником закупки за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе" (аналогичными работами признаются работы (научно-исследовательские работы, услуги) в сфере разработки документов транспортного планирования (комплексных транспортных схем, комплексных схем организации движения) и проектов организации дорожного движения с учетом реализации возможностей интеллектуальных транспортных систем и геоинформационных систем, разработки требований к техническим средствам организации дорожного движения, создания системы маршрутного ориентирования и информационного обеспечения, разработки транспортных моделей на макро- и микроуровне), (Оценивается количество успешно выполненных участником закупки аналогичных работ за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе) |
|
|
Отсутствие сведений по данному показателю, подтверждающих опыт |
0 баллов |
От 1до 5 работ |
5 баллов |
|
От 6 до 10 работ |
20 баллов |
|
10 и более работ |
100 баллов |
|
2. |
Показатель "Квалифицированные трудовые ресурсы" (Оценивается количество штатных сотрудников участника закупки, имеющих высшее образование в сфере информационных технологий, архитектуры, транспорта, строительства и стаж работы, связанный с предметом конкурса, не менее 3 лет) |
|
|
Отсутствие сведений по данному показателю, подтверждающих квалификацию и опыт сотрудников |
0 баллов |
От 1 до 3 сотрудников |
5 баллов |
|
От 4 до 7 сотрудников |
50 баллов |
|
7 и более сотрудников |
100 баллов |
Также, заказчиком установлено, что количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что заказчик в нарушение п.11 Правил оценки установил для каждого показателя его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, а также шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения, в то время как согласно п.11 Правил оценки заказчику необходимо было установить значимость показателя и формулу расчета баллов или шкалу предельных величин значимости показателей оценки.
Таким образом, в нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе заказчик установил порядок оценки заявок участников закупки не в соответствии с порядком установленным Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Центр дорожного проектирования" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Артинского городского округа признать нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Артинского городского округа выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 7.30, ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 1651-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 21.11.2016г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
на основании своего решения N 1651-З от 21.11.2016г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрация Артинского городского округа, его комиссии в срок до 16 декабря 2016 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N 1651-З от 21.11.2016г., продления сроков подачи заявок и завершить процедуру закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрация Артинского городского округа в срок до 26 декабря 2016 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 декабря 2016 г. N 1651-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2016