Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 ноября 2016 г. N 843-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ", в присутствии:
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Центральная медико-санитарная часть N 71, действующего на основании доверенности от 30.11.2016,
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Центральная медико-санитарная часть N 71, действующего на основании доверенности от 30.11.2016,
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Центральная медико-санитарная часть N 71, действующего на основании доверенности от 28.11.2016
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369100004716000642 на поставку омепразола (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 14.11.2016 Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Центральная медико-санитарная часть N 71 объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 154 076 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 24.11.2016 в 17:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ФК САТИКОМ" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе неправомерно установлены требования в части возможности применения растворителя и времени выдержки раствора, так как указание международного непатентованного наименования, дозировки и формы выпуска является достаточными свойствами лекарственных средств, свидетельствующими об их взаимозаменяемости.
Указанные действия заказчика могут привести к ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Под характеристики, установленные в документации об аукционе, подходят лекарственные препараты пяти производителей, что свидетельствует об отсутствии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции.
Кроме того, потребность заказчика в необходимости наличия растворителя при использовании лекарственного средства и во времени выдержки раствора обусловлена терапевтическим применением указанного препарата и порядком его применения с учетом протоколов лечения и диагностики язвенных заболеваний.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, отражающие потребность заказчика.
В пункте 10 информационной карты документации об аукционе установлено, что описание объекта закупки указано в техническом задании.
В техническом задании содержится таблица с наименованием и описанием объекта закупки, в которой установлены международное непатентованное наименование (далее - МНН) лекарственного средства - омепразол, а также требования к форме выпуска - лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, флакон N 1 и дозировке указанного препарата - 40 мг.
Кроме того, в техническом задании указано, что лекарственное средство должно обеспечить возможность растворения содержимого флакона в физиологическом растворе натрия хлорида и использования раствора в течение 12 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 37 Закона об основах охраны здоровья граждан стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели кратности применения зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.
Приказом Минздрава России от 09.11.2012 N 773н утвержден стандарт специализированной медицинской помощи при язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки (далее - стандарт специализированной медицинской помощи).
В пункте 1 примечаний данных стандартов специализированной медицинской помощи указано, что лекарственные препараты для медицинского применения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, назначаются в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, а также с учетом способа введения и применения лекарственного препарата. При назначении лекарственных препаратов для медицинского применения детям доза определяется с учетом массы тела, возраста в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения.
Как следует из клинического протокола диагностики и лечения язвенных гастродуоденальных кровотечений в Самарской области и национальных клинических рекомендаций Российского общества хирургов, представленных заказчиком, требования к растворителю и времени выдержки раствора обусловлены необходимостью использования указанного препарата для лечения язвенных гастродуоденальных кровотечений, которые требуют применение непрерывной инфузии в течение 72 часов, при этом скорость введения препарата составляет 8 мг/час.
С учетом изложенного, способ введения и применения лекарственного препарата имеет существенное значение для лечения язвенных заболеваний, обусловленный стандартом оказания специализированной медицинской помощи, который обязаны применять лечебные организации для оказания медицинской помощи.
Таким образом, с учетом специфики применения указанного препарата для лечения тяжелых случаев язвенной болезни, а также скорости и дозировки введения указанного препарата для использования 40 мг раствора для инфузий, длительность выдержки раствора должна быть не менее 5 часов.
В связи с чем характеристики, указанные в техническом задании документации о закупке в части требований к возможности использования растворителя и времени выдержки раствора, отражают потребность заказчика, обусловленную порядком оказания медицинской помощи для лечения язвенных гастродуоденальных кровотечений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.
Как следует из информации, представленной заказчиком, при мониторинге рынка омепразола в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта два хозяйствующих субъекта ЗАО "Картель "Промснаб" и ЗАО "Центр внедрения "Протек" "Протек 21" согласились на поставку лекарственного средства, соответствующего требованиям технического задания.
При этом из инструкций по применению лекарственных средств с МНН омепразол: Улкозол (Аргентина) (ЛСР-001960/07-070807), Лосек (Швеция) (ЛСР-001960/07-070807), Ультоп (Словения) (ЛСР-002262/07-04122015), Хелицид (Чехия) (ЛС-000286-241114), Омез (Индия, Португалия) (ЛСР-004124/09-200315) представленных заказчиком, следует, что указанные препараты соответствуют всем требованиям документации о закупки, в том числе по типу растворителя и времени выдержки раствора, что свидетельствует о наличии конкурентной среды при проведении закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду установления в документации об аукционе характеристик лекарственного средства в части возможности применения растворителя и времени выдержки раствора.
Относительно представленных заявителем в составе жалобы Писем ФАС России N АД/6345/16 от 03.02.2016, N АК/58960/15 от 26.10.2015 Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым указать, что данные документы содержат разъяснения по вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов, имеющих международное непатентованное наименование "Глатирамера ацетат", "Меропенем". Следовательно, не представляется возможным определить насколько содержащаяся в Письмах ФАС России информация соответствует настоящему объекту закупки (поставка омепразола).
Таким образом, доводы, изложенные ООО "ФК САТИКОМ" в жалобе, являются необоснованными, в связи с недоказанностью.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика необоснованными ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 ноября 2016 г. N 843-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016