Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 ноября 2016 г. N 854
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО ЧОП "Барс-Регион", ООО ЧОП "Алмаз" на действия заказчиков и организатора совместного конкурса на оказание услуг по охране административного здания ОПФР по Челябинской области и административных зданий (помещений) УПФР в городах и районах Челябинской области (извещение N 0269100000216000138) (далее - Конкурс), в присутствии:
представителей Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей от 25.02.2015 N 37/11, 30.11.2016 N 37/19;
представителя ООО ЧОП "Барс-Регион" (далее -Заявитель 1, Общество 1), действующего на основании Протокола N 1 от 01.11.2009;
представителя ООО ЧОП "Алмаз" (далее -Заявитель 2, Общество 2), действующего на основании Приказа N 25 от 24.11.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.11.2016, 28.11.2016 поступили жалобы ООО ЧОП "Барс-Регион", ООО ЧОП "Алмаз" соответственно, на действия заказчиков и организатора совместного Конкурса, объявленного путем опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 18.11.2016 извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации.
Заказчиками совместного Конкурса выступили ОПФР по Челябинской области, Управление ПФР в Центральном районе города Челябинска, Управление ПФР в Советском районе города Челябинска, Управление ПФР в Ленинском районе города Челябинска, Управление ПФР в Тракторозаводском районе города Челябинска, Управление ПФР в Калининском районе города Челябинска, Управление ПФР в Курчатовском районе города Челябинска, Управление ПФР в Металлургическом районе города Челябинска, Управление ПФР в Ашинском районе Челябинской области, Управление ПФР в городе Верхнем Уфалее Челябинской области, Управление ПФР в городе Еманжелинске Челябинской области, Управление ПФР в городе Златоусте Челябинской области, Управление ПФР в Каслинском районе Челябинской области, Управление ПФР в Катав-Ивановском районе Челябинской области, Управление ПФР в городе Копейске Челябинской области, Управление ПФР в городе Кыштыме Челябинской области, Управление ПФР в городе Миассе Челябинской области, Управление ПФР в городе Магнитогорске Челябинской области, Управление ПФР в городе Пласте Челябинской области, Управление ПФР в Саткинском районе Челябинской области, Управление ПФР в г.Троицке и Троицком районе Челябинской области, Управление ПФР в городе Усть-Катаве Челябинской области, Управление ПФР в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области, Управление ПФР в городе Озерске Челябинской области, Управление ПФР в г. Снежинске Челябинской области, Управление ПФР в городе Южноуральске Челябинской области, Управление ПФР в городе Коркино Челябинской области, Управление ПФР в Аргаяшском районе Челябинской области, Управление ПФР в Брединском районе Челябинской области, Управление ПФР в Еткульском районе Челябинской области, Управление ПФР в Кизильском районе Челябинской области, Управление ПФР в Красноармейском районе Челябинской области, Управление ПФР в Кунашакском районе Челябинской области, Управление ПФР в Кусинском районе Челябинской области, Управление ПФР в Нагайбакском районе Челябинской области, Управление ПФР в Нязепетровском районе Челябинской области, Управление ПФР в Октябрьском районе Челябинской области, Управление ПФР в Сосновском районе Челябинской области, Управление ПФР в Уйском районе Челябинской области, Управление ПФР в Увельском районе Челябинской области, Управление ПФР в Чесменском районе Челябинской области,.
Начальная (максимальная) цена контракта - 39 135 248 рублей 04 копейки.
По состоянию на 30.11.2016 контракты по объекту рассматриваемой закупки не заключены, определение исполнителя находится на стадии подачи заявок на участие в Конкурсе.
Из содержания жалобы ООО ЧОП "Барс-Регион" следует, что Заявитель 1 не согласен с действиями Заказчика по распределению 41 объекта охраны на 6 лотов, объединение территориально разбросанных объектов влечет ограничение круга возможных участников закупки.
Представитель Заявителя 1 на заседании Комиссии пояснил, что выделение в отдельный лот оказания услуг в городе Кыштыме Челябинской области и в Аргаяшском районе Челябинской области позволило бы данной организации принять участие в Конкурсе.
ООО ЧОП "Алмаз" поддержало довод ООО ЧОП "Барс-Регион", а также не согласилось с действиями Заказчика по установлению в конкурсной документации критерия оценки заявок на участие в Конкурсе опыта работы, связанного с предметом контракта (данного совместного конкурса) сопоставимого характера и объема, а именно, опыта участника на оказание услуг по обеспечению охраны административных зданий (помещений) государственных (муниципальных) учреждений (охранные услуги, оказанные Заказчику участником посредством охранников на постах охраны у Заказчика) выполненные участником в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, с объемом более 4 000 часов охраны по каждому контракту, договору, что, по мнению Заявителя 2, исключает из участия в Конкурсе охранные организации, оказывавшие охранные услуги по каждому из государственных (муниципальных) контрактов менее 4 000 часов.
По мнению ООО ЧОП "Алмаз", контракты, подтверждающие осуществление охранных услуг в объеме 4000 часов, могут представить только крупные частные охранные организации, указанные сведения не подтверждают опыт участника закупки.
Кроме того, из всех составляющих показателей для оценки критерия "квалификация участника" организатором закупки принят только "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", а также указан перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки:
- копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов, договоров со всеми приложениями, представленные контракты или договоры должны быть зарегистрированы в реестре контрактов, заключенных заказчиком или в реестре договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок;
- копии всех актов оказанных услуг (в условиях контракта или договора должна содержаться информация об объеме, сроках оказанных услуг).
Из жалобы следует, что организатором закупки ограничен круг организаций, занимающихся частной охранной деятельностью, но не работавших ранее по государственным и муниципальным контрактам (договорам), независимо от наличия опыта работы по договорам с физическими лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Представитель ООО ЧОП "Алмаз" на заседании Комиссии пояснил, что выделение в отдельный лот оказания услуг в городе Верхнем Уфалее Челябинской области, в Каслинском районе Челябинской области, в городе Кыштыме Челябинской области, в Аргаяшском районе Челябинской области, в Нязепетровском районе Челябинской области позволило бы данной организации принять участие в Конкурсе.
Представители Заказчика на заседании антимонопольного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, а также пояснили, что конкурсная документация составлена в соответствии с законодательством о контрактной системе, лоты сформированы исходя из географического расположения объектов для оказания услуг, с учетом функционирования межрайонных пунктов.
Установление требования к подтверждению опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема не менее 4 000 часов охраны является минимальным объемом услуг, предусмотренным в конкурсной документации при наличии одного поста охраны.
Условие о том, что представленные контракты или договоры должны быть зарегистрированы в реестре контрактов, заключенных заказчиком или в реестре договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок установлено в связи с возможностью проверки исполнения указанных контрактов и договоров.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалоб ООО ЧОП "Барс-Регион", ООО ЧОП "Алмаз", пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Между Заказчиками заключено соглашение о проведении совместного конкурса с выделением лотов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране административного здания ОПФР по Челябинской области и административных зданий (помещений) УПФР в городах и районах Челябинской области от 07.11.2016 N 9 (далее - Соглашение).
Заказчиками на основании Соглашения сформированы лоты в соответствии с географическим расположением объектов для оказания услуг, с учетом функционирования межрайонных пунктов, к которым относятся Заказчики, с соблюдением положений Закона о контрактной системе о наличии более двух заказчиков в каждом лоте.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Жалобы Заявителей не содержат доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, в том числе количества участников рассматриваемой закупки, а также, что действия Заказчиков нарушают права и законные интересы ООО ЧОП "Барс-Регион", ООО ЧОП "Алмаз".
Таким образом, довод Заявителей, изложенный в жалобах, не обоснован ввиду недоказанности.
Вместе с тем, указанные действия могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
2. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает перечень критерием оценки, которые могут быть установлены Заказчиком в документации о закупке для целей оценки заявок участников закупки, одним из которых является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из пункта 27 Правил следует, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта".
Следовательно, заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе установить в конкурсной документации один из нестоимостных критериев.
2.1. Пунктом 19 Информационной карты совместного открытого конкурса установлены в качестве стоимостного критерия оценки - цена контракта, в качестве нестоимостных критериев оценки - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
2.2. Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 19 Информационной карты совместного открытого конкурса Заказчиком установлен в качестве нестоимостного критерия оценки заявок участников закупки критерий "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" и установлен следующий порядок оценки заявок по данному критерию оценки:
"В рамках данного критерия оценивается опыт работы, связанный с предметом контракта (данного совместного конкурса) сопоставимого характера и объема, а именно, опыт участника по оказанию услуг по охране административных зданий (помещений) (охранные услуги, оказанные участником посредством охранников на постах охраны), за период в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, с объемом более 4 000 часов охраны по каждому контракту, договору.
Подтверждающими документами по данному критерию являются копии исполненных контрактов или договоров со всеми приложениями, а также копии всех актов оказанных услуг (в условиях контракта или договора должна содержаться информация об объеме, сроках оказанных услуг). При этом все контракты или договоры должны быть исполнены в полном объеме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Представленные контракты или договоры должны быть зарегистрированы в реестре контрактов, заключенных заказчиками или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок. Для подтверждения факта регистрации контрактов или договоров в реестре контрактов или договоров участник закупки предоставляет карточку об исполнении контракта или сведения об исполненном договоре по примерному образцу (Приложение N 7, 8 Информационной карты совместного открытого конкурса с выделением лотов) из указанных реестров, которая содержит реестровый номер контракта или договора. На каждый исполненный контракт или договор предоставляется одна карточка об исполнении контракта или сведения об исполненном договоре по примерному образцу (Приложения N 7, 8 Информационной карты совместного открытого конкурса с выделением лотов).
Документы, подтверждающие квалификацию участника Конкурса, при расчете по данному критерию оценки заявки не учитываются при отсутствии одного из следующих документов:
- копий контрактов или договоров;
- копий актов оказанных услуг;
- информации об объеме оказанных услуг в часах;
- информации о сроках оказанных услуг;
- карточки об исполненном контракте или сведения об исполненном договоре из реестра контрактов, реестра договоров с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок по примерному образцу (Приложения N 7, 8 Информационной карты совместного открытого конкурса с выделением лотов).
Комиссия оценивает сведения о показателе путем изучения данных из реестра контрактов и реестра договоров с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, представленные в заявке участника (в случае их наличия), а также путем сложения количества часов оказанных услуг, указанных в представленных участниками закупок контрактах, договорах в соответствии с условиями, установленными настоящим порядком оценки", что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 19 Информационной карты совместного открытого конкурса представленные контракты или договоры должны быть зарегистрированы в реестре контрактов, заключенных заказчиками или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.
Из пояснений Заказчика следует, что указанное требование установлено в связи с возможностью проверки исполнения указанных контрактов и договоров, так как в Реестрах содержится официальная информация об исполнении контрактов, договоров.
Доказательств ограничения конкуренции, путем установления такого критерия оценки заявок на участие в Конкурсе в конкурсной документации, ООО ЧОП "Алмаз" на рассмотрение жалобы не представлено, тогда как в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на указанного субъекта возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы.
Более того, на заседании Комиссии представители ООО ЧОП "Алмаз", ООО ЧОП "Барс-Регион" пояснили, что у Обществ имеются выполненные контракты, заключенные заказчиками или договоры, заключенные заказчиками по результатам закупок с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок объемом более 4 000 часов.
Исходя из изложенного, информации, представленной Государственным учреждением - Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, ООО ЧОП "Барс-Регион", ООО ЧОП "Алмаз", Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб ООО ЧОП "Барс-Регион", ООО ЧОП "Алмаз" на действия заказчиков и организатора совместного на оказание услуг по охране административного здания ОПФР по Челябинской области и административных зданий (помещений) УПФР в городах и районах Челябинской области (извещение N 0269100000216000138) необоснованными виду недоказанности.
2. Передать материалы дела в отдел контроля торгов и органов власти для рассмотрения вопроса о наличии в действиях заказчиков и организатора совместного конкурса признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 ноября 2016 г. N 854
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016