Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 декабря 2016 г. N 852
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "СМЭП Екатеринбурга" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчиков при проведении электронных аукционов на установку дорожных знаков и светофоров типа Т.7 в городе Верхнеуральске Челябинской области (извещение N 0169300032616000636) (далее - Аукцион 1), на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения в р.п. Межозерный (извещение N 0169300032616000637) (далее - Аукцион 2) (далее - Аукционы), в присутствии:
- представителя Управления имуществом и земельными отношениями администрации Верхнеуральского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 30.11.2016 N б/н, Приказа от 04.04.2011 N 15;
- представителей Администрации Верхнеуральского городского поселения (далее - Заказчик 1), действующих на основании доверенностей от 18.01.2016 N 27, от 30.11.2016 N 1574;
- представителей Администрации Межозёрного городского поселения (далее - Заказчик 2), действующих на основании доверенностей от 29.11.2016 NN 26, 27;
- представителя МУ "Управление инженерного обеспечения и строительства Верхнеуральского района", действующего на основании Приказа от 30.05.2016 N 38;
- представителя ООО "СМЭП Екатеринбурга" (далее - Заявитель), действующего на основании Решения от 01.02.2016 N 4,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 24.11.2016 поступили жалобы ООО "СМЭП Екатеринбурга" на действия заказчиков при проведении рассматриваемых Аукционов, объявленных Заказчиками и Уполномоченным органом путем размещения в Единой информационной системе 17.11.2016 извещений о проведении Аукционов и документаций об Аукционах.
Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону 1- 2 790 119 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону 2- 1 455 761 рублей 00 копеек.
По состоянию на 01.12.2016 контракты по результатам Аукционов не заключены, заключение контрактов приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалоб по существу.
В жалобах Заявитель указывает на следующие нарушения.
1. В приложениях N 2 к техническим заданиям графически обозначено расположение светофора по оси опоры, что противоречит пункту 7.3.10 ГОСТ 52289-2004, регламентирующего расположение светофоров Т.7 только над проезжей частью.
2. В пункте 2 Технических заданий "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ" установлены характеристики температуры эксплуатации, не соответствующие ГОСТ Р 52282-2004.
3. Требования к длине стойки, указанные в пункте 1 Технических заданий "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ" противоречат сведениям, содержащимся в локальном сметном расчете, что не позволяет участникам закупки оформить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
4. Заказчиками необоснованно установлено требование о наличии у участника закупки действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (далее - допуск СРО) по п. 33. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)": 33.2.1. "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Представители Заказчиков, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, пояснили следующее.
Из пункта 7.3.10 ГОСТ 52289-2004 следует, что транспортные светофоры (кроме Т.1.г) устанавливают сбоку от проезжей части перед перекрестком или над проезжей частью (кроме Т.3, Т.6, Т.10), в связи с чем, установленное требование о расположении светофора по оси опоры не противоречит ГОСТ 52289-2004.
Установленные Заказчиком характеристики эксплуатации светофора Т.7 от - 40 до +50 °С входят в рамки и не превышают показатели пункта 4.5.4 ГОСТ Р 52282-2004.
Требования к длине стойки, установленные в пункте 1 раздела Технического задания "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ", не соответствуют локальному сметному расчету в связи с технической опечаткой.
Требование о допуске СРО установлено правомерно, исходя из объекта закупки.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалоб ООО "СМЭП Екатеринбурга", пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
1.1. В силу пункта 7.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" транспортные светофоры (кроме Т.1.г) устанавливают сбоку от проезжей части перед перекрестком или над проезжей частью (кроме Т.3, Т.6, Т.10). Светофор Т.1.г устанавливают только над проезжей частью.
Справа от проезжей части данного направления устанавливают светофоры Т.1, Т.1.п, Т.1.пл, Т.2 со стрелками "прямо", "направо", "прямо и направо", Т.3, Т.3.п, Т.6, Т.7, Т.8, Т.9 и Т.10.
Допускается устанавливать светофоры Т.7 на приподнятом центральном островке, островке безопасности или над центром перекрестка.
Светофоры Т.7 устанавливают над проезжей частью для каждого направления движения.
Согласно пункту 1 Технического задания "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ" место установки стойки должно обеспечивать установку светофора на расстоянии не далее 1 м. от ближнего края пешеходного перехода и от 1,0 до 2,0 м. от края проезжей части.
Из пункта 7.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 следует, что транспортные светофоры (кроме Т.1.г) устанавливают сбоку от проезжей части перед перекрестком или над проезжей частью. В приложении N 2 к Техническому заданию графически обозначено расположение светофора по оси опоры, что не противоречит требованиям ГОСТ 52289-2004.
Пунктом 7.3.5 ГОСТ 52289-2004 установлено, что высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части составляет:
1) для транспортных светофоров (кроме Т.3 всех исполнений, Т.5 и Т.9):
- при установке над проезжей частью - от 5 до 6 м. Допускается устанавливать светофоры над проезжей частью на высоте от 6 до 8 м для соблюдения требований 6.2.14;
- при установке сбоку от проезжей части - от 2 до 3 м;
2) для светофоров Т.3 любых исполнений, Т.9 - от 1,5 до 2,0 м;
3) для светофоров Т.5 - от 2 до 4 м;
4) для пешеходных светофоров - от 2,0 до 2,5 м.
Вместе с тем, в пункте 2 Технического задания "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ" указано, что светофор устанавливается на высоте 3м над проезжей частью, что не соответствует положениям ГОСТ 52289-2004, может ввести участников закупки в заблуждение, и не позволит оформить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом, а также влечет за собой нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
1.2. В пункте 2 Технического задания содержится требование о характеристике "температура эксплуатации" от - 40 до +50 °С.
Согласно пояснениям представителя Заявителя, данные требования к температуре эксплуатации не соответствуют пункту 4.5.4 ГОСТ Р 52282-2004, а также могут ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 4.5.4 ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" конструкция светофоров должна обеспечивать стабильность параметров, указанных в 4.2.1-4.2.4, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.7, 4.4.1, 4.4.2, в течение не менее трех лет со дня ввода в эксплуатацию в условиях воздействия окружающего воздуха температурой от минус (602) °С до плюс (60
2) °С.
В данном случае, требования, установленные в аукционной документации, об эксплуатационных характеристиках, а именно температуре эксплуатации от - 40 до +50 °С, не соответствуют пункту 4.5.4 ГОСТ Р 52282-2004 и могут привести к использованию материалов, не соответствующих требованиям государственного стандарта, а также ввести участников закупки в заблуждение.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективного характера, сформировано без учета действующих государственных стандартов.
2. Согласно пункту 1 Технического задания "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ" опора (стойка) должна быть выполнена из трубы стальной сварной водогазопроводной с резьбой черные легкие (неацинкованные), диаметр условного прохода 50 мм, толщина стенки 3 мм. Высота опоры должна составлять не менее 4 м от уровня земли. Закладной элемент фундамента - не менее 1,5 м. Исходя из указанного, общая длина стойки должна составлять не менее 5,5 метров.
Вместе с тем, в локальной смете по Аукциону N1, в части установки светофора Т.7 предусмотрена позиция N 15 - ТССЦ-103-0006 "Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой черные легкие (неоцинкованные) диаметр условного прохода 50 мм, толщина стенки 3 мм", в количестве 75 метров. Пунктом 14 локальной сметы установлено количество стоек - 15.
В локальных сметах по Аукциону 2 содержится аналогичная информация.
Из локальных смет следует, что длина каждой стойки равна 5 метрам.
Таким образом, в Технических заданиях и локальных сметах содержится противоречивая информация, относительно длины стоек, исходя из чего Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективного характера.
4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к объектам капитального строительства объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Под линейными объектами капитального строительства понимают сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства являются элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно подпункту 4 г) пункта 4 раздела 2 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к комплексу работ капитального ремонта по элементам обустройства автомобильных дорог относится устройство (монтаж) недостающих средств организации и регулирования дорожного движения, в том числе светофорных объектов, на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, а также в местах пешеходных переходов в одном уровне.
Как следует из части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства, соответствующего объекту закупки.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень, Приказ N 624).
В силу пункта 25.7 Перечня к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, отнесены работы по устройству защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.
Из пункта 3 Информационных карт документаций об Аукционах следует, что описание объекта закупки Заказчиками представлено в дефектной ведомости и в Техническом задании (Приложение N 1, 2 к аукционным документациям), согласно которым, объектом закупок предусмотрены следующие виды работ: установка дорожных знаков бесфундаментных: на металлических стойках, монтаж искусственной дорожной неровности, установка светофоров типа Т.7 на автодорогах (улицах) г. Верхнеуральска Челябинской области, р.п. Межозерного Челябинской области.
На основании изложенного, в подпункте 1 пункта 9, подпункте 2 пункта 10 Информационных карт аукционных документаций установлено требование к участникам закупки и к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в части соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки - участник закупки должен иметь действующее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией (допуск СРО) по п. 33. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)": 33.2.1. "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе в части установления требования о допуске СРО.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СМЭП Екатеринбурга" на действия заказчиков при проведении электронных аукционов на установку дорожных знаков и светофоров типа Т.7 в городе Верхнеуральске Челябинской области (извещение N 0169300032616000636), на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения в р.п. Межозерный (извещение N 0169300032616000637) обоснованными в части установления характеристик температуры эксплуатации, не соответствующих государственным стандартам, а также в части указания противоречивой информации относительно длины стоек.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Е.Н. Яковлева
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 декабря 2016 г. N 852
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2016