Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 декабря 2016 г. N 332-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;
члены комиссии:
Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Федотов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы,
в присутствии представителя заявителя - ООО "СервисСтрой" Расщепкиной О.В. (доверенность N3 от 05.12.2016), в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 им. С.М. Кирова" (далее - ГБУЗ АО ГКБ N3) Мухтарова Р.Р. (доверенность N003/4770 от 18.10.2016), рассмотрев жалобу ООО "СервисСтрой" (адрес: 414000, г Астрахань, ул. Морозова/Дарвина, д. 19/39, пом. 5) на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 им. С.М. Кирова" (адрес: 414038, г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 2) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт фасада здания по ул.Бумажников 12 А (номер извещения: 0325300007616000322), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.11.2016 поступила жалоба ООО "СервисСтрой" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 им. С.М. Кирова" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт фасада здания по ул.Бумажников 12 А (номер извещения: 0325300007616000322) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционной комиссией не правомерно было отказано в допуске Заявителя к участию в аукционе, так как его заявка, зарегистрированная под номером 5, полностью соответствует требованиям аукционной документации.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая проверку законности положений этих извещения и документации, рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе участников закупки.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителя Заказчика, установила, что 11.11.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем. Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.11.2016г. на участие в аукционе были поданы 4 аукционные заявки зарегистрированные под NN3, 4, 5, 6. Всем участникам закупки было отказано в допуске к участию в аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.11.2016г.
Комиссия, изучив все аукционные заявки, приходит к выводу, что аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в аукционе данным участникам закупки, по следующим основаниям.
Как следует из п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п. 4.5 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы. Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявка N3
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap или эквивалент. Плотность - не менее 130г/м2 Толщина - не менее 0,25 мм Размер - не менее 1,5 х 50 м Водоупорность степень W 1 (EN 1928) Паропроницаемость < 0,35 г/м2/24ч(при +23°С и влажности 85% - CSN 727031) Абсорбирующая способность мин. 100 г/м2/24ч Прочность на разрыв не менее 900/750 Н/5см Прочность на разрыв гвоздём не менее 400/400 Н/20см" технического задания аукционной документации. |
Участником конкретные характеристики данного товара предложены не были. |
Согласно п. 4.5 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: Согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы. Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Участнику закупки следовало представить характеристики мембраны, в частности, прочность на разрыв гвоздём. |
Заявка N4
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция "Плитки керамогранитные" технического задания аукционной документации: Водонепроницаемость, w - >8. |
Позиция заявки "Плитки керамогранитные": Водонепроницаемость, w -8. |
В данном случае участнику закупки следовало указать показатель водонепроницаемости, превышающий 8. |
Позиция "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap или эквивалент" технического задания аукционной документации: Паропроницаемость < 0,35 г/м2/24ч (при +23°С и влажности 85% - CSN 727031). |
Позиция заявки "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap": Паропроницаемость 0,35 г/м2/24ч (при +23°С и влажности 85% - CSN 727031). |
В данном случае участнику закупки следовало указать показатель меньше 35 г/м2/24ч . |
Заявка N5
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция "Плитки керамогранитные" технического задания аукционной документации: Водонепроницаемость, w - >8. |
Позиция заявки "Плитки керамогранитные": Водонепроницаемость, w -8. |
В данном случае участнику закупки следовало указать показатель водонепроницаемости, превышающий 8. |
Позиция "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap или эквивалент" технического задания аукционной документации: Паропроницаемость < 0,35 г/м2/24ч(при +23°С и влажности 85% - CSN 727031). |
Позиция заявки "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap": Паропроницаемость < 0,35 г/м2/24ч(при +23°С и влажности 85% - CSN 727031). |
Согласно п. 4.5 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: Согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы. Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В данном случае участнику закупки следовало указать конкретный показатель паропроницаемости. |
Заявка N6
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция "Плитки керамогранитные" технического задания аукционной документации: Водонепроницаемость, w - >8. |
Позиция заявки "Плитки керамогранитные": Водонепроницаемость, w -7. |
В данном случае участнику закупки следовало указать показатель водонепроницаемости, превышающий 8. |
Позиция "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap или эквивалент" технического задания аукционной документации: Паропроницаемость < 0,35 г/м2/24ч(при +23°С и влажности 85% - CSN 727031). |
Позиция заявки "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap": Паропроницаемость 0,36 г/м2/24ч(при +23°С и влажности 85% - CSN 727031). |
В данном случае участнику закупки следовало указать показатель паропроницаемости меньше 35. |
Однако, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам.
Так, позиция "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap или эквивалент" технического задания аукционной документации содержит требование к показателю товара, который не может быть известен участнику закупки, а может быть получен только при проведении испытаний товара, например - "Паропроницаемость < 0,35 г/м2/24ч(при +23°С и влажности 85% - CSN 727031)".
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Избыточные требования установлены Заказчиком при описании и других материалов, например в позиции "Плитки керамогранитные" технического задания аукционной документации указано "Водонепроницаемость, w - >8", в позиция "Плиты из минеральной ваты марки не ниже ПП-80" технического задания аукционной документации указано "Сжимаемость, % не более 20".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является ремонт фасада здания по ул.Бумажников 12 А, а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, Комиссия соглашается с доводами Заявителя о том, что в рассматриваемом случае описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СервисСтрой" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 им. С.М. Кирова" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт фасада здания по ул.Бумажников 12 А (номер извещения: 0325300007616000322) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 им. С.М. Кирова" нарушившим ч. 1, ч.2 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт фасада здания по ул.Бумажников 12 А (номер извещения: 0325300007616000322).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 им. С.М. Кирова" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 декабря 2016 г. N 332-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016