Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 декабря 2016 г. N 356
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя управления <_>,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела <_>
ведущего специалиста-эксперта <_>.,
с участием представителей сторон:
от Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление капитального строительства" (далее также - заказчик) <_> по доверенности;
от Управления государственных закупок Тюменской области (далее - уполномоченный орган) <_>. по доверенности,
в отсутствии представителя заявителя ООО "Готланд" (далее также - заявитель, участник закупки), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении конкурса с ограниченным участием N КО-224/16 (реестровый номер закупки: 0167200003416007237) на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом генерал-губернатора, в котором в 1836-1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении", г. Тобольск, ул. Мира, 10 (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 24.11.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Копия жалобы направлена заявителю, заказчику, уполномоченному органу. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 28.11.2016 г. N 446 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, заказчика при проведении конкурса.
Заявитель указывает, что заказчиком в конкурсной документации N КО-224/16, установлен критерий оценки заявок "Количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "Реставрация". При этом по мнению Заявителя, данное требование к специалистам участника закупки ограничивает количество участников закупки, поскольку специалист может и не иметь инженерно-технического образования, но обладать дипломом по специальности "Реставрация".
Кроме того, Заявителем был направлен запрос на разъяснение положений конкурсной документации в части критерия "Количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "Реставрация", а заказчиком дан ответ изменяющий суть конкурсной документации.
Также Заявитель указывает, что конкурсная документация не содержит требования об аттестации реставраторов.
Присутствующий в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым конкурсная документация на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Пояснил, что критерий конкурсной документацией "Количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "реставрация" обусловлен особенностями объекта закупки и требованиями законодательства об образовании. Так, согласно Федеральному закону об образовании к дополнительным профессиональным программам относятся программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Верховным судом в определении от 01.11.2011 N КАС11-585 указано, что дополнительным образованием является повышение квалификации и специализация. Указание в конкурсной документации требования к специализации "реставрация" свидетельствует о дополнительном образовании специалистов с инженерно-техническим образованием, в связи с чем при даче разъяснений положений конкурсной документации, суть конкурсной документации не изменена. Также пояснил, что конкурсная документация содержит требование о наличии у участника закупки лицензий на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Заказчик, позицию уполномоченного органа поддержал, считает жалобу заявителя необоснованной. Пояснил, что сметой открытого конкурса на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения предусмотрен большой объем ремонтно-строительных работ: укрепление грунтов и контроль качества, гидроизоляция, сети водоотведения, электроснабжение и т.п., относящийся к специфики именно специалистов с инженерно-техническим образованием, при этом реставрационные работы (реставрация кирпичной кладки, укрепление кладки, ремонт, реставрация деревянных деталей, воссоздание деревянной резьбы, восстановление паркетных полов и т.д.) занимают наименьшую часть объема работ, в связи, с чем был установлен критерии "Количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "реставрация" определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения конкурса с ограниченным участием N КО-224/16 на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом генерал-губернатора, в котором в 1836-1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении", г. Тобольск, ул. Мира, 10 с начальной (максимальной) ценой контракта 131418040,00 рублей.
Информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416007237.
Комиссией установлено, что раздел 4 конкурсной документации N КО-224/16 содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 40%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации- значимость критерия оценки 60%, включая показатели:
- деловая репутация участника закупки: количество положительных отзывов за последние 3, значимостью 18%;
- количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "реставрация", значимостью 42% (с приложением копий дипломов, трудовых книжек, трудовых договоров. Максимальное значение 100 баллов. 7 и более специалистов -100 баллов, от 4 до 6 специалистов -от 51 до 99 баллов, от 1 до 3 специалистов - от 1 до 50 баллов, отсутствие специалистов -0 баллов.
Как следует из части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в конкурсной документации должны быть указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан четкий порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Комиссия, исследовав конкурсную документацию, приходит к выводу, что установленный в конкурсной документации N КО-224/16 критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности "Количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "реставрация" соответствует требованиям Закона о контрактной системе и постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, согласно пояснений заказчика установление данного критерия обусловлено большой частью объема ремонтно-строительных работ, подлежащих выполнению.
Комиссия указывает, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев, что заказчиком и было сделано.
В свою очередь предоставление в составе конкурсной заявки документов, в соответствии с критерием оценки заявок "Количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "реставрация" - это право участника конкурса предоставить данные документы, при этом не предоставление указанных документов не является основанием отказа в допуске в закупке.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом спорное положение конкурсной документации в части критерия оценки заявок "количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "реставрация" могло повлиять на его права и обязанности относительно участия в указанной закупке (в части невозможности подачи заявки на участие в конкурсе).
Объективных доказательств, свидетельствующих о том, что требования заказчика приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, довод заявителя о том, что критерий оценки "количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "реставрация", ограничивает количество участников закупки не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что конкурсная документация не содержит требования об аттестации реставраторов, Комиссия, считает несостоятельным, учитывая следующее.
Заявитель в обоснование заявленного довода ссылается на пункт 6 статьи 45 Федерального закона РФ N 315 от 22.10.2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 45 обозначенного Федерального закона утвержден порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, который гласит: "Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включённых в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 4 Извещения о проведении конкурса с ограниченным участием N КОУ 224-16 предметом конкурса является заключение контракта на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом генерал-губернатора, в котором в 1836-1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении", г. Тобольск, ул. Мира, 10.
Пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является лицензируемым видом деятельности.
Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее по тексту - Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия).
Согласно пп. "а", пп "б" пункта 4 Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия, лицензионным требованием при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов РФ является, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы не менее трех лет в области сохранения объектов; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя профессионального образования, соответствующей квалификации и стажа работы не менее 3 лет в области сохранения объектов;
Следовательно, для выполнения работ по сохранению объекта привлекаются физические лица, имеющие определенный уровень квалификации, аттестованные федеральным органом охраны объектов культурного наследия, состоящие в трудовых отношениях с участником закупки.
Пунктом 6.1 Раздела 6 Главы 1 конкурсной документации N КОУ 224-16 установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, при этом указаны виды работ, подлежащие выполнению (реставрация и восстановление наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок, реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки, реставрация консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора, ремонт реставрация и воссоздание кровель и т.д.).
Раздел 10 Главы 1 конкурсной документации N КОУ 224-16 содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса в соответствии с п. 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Обозначенный раздел конкурсной документации также содержит конкретизированные виды работ, подлежащие выполнению.
Таким образом, для выполнения работ являющихся предметом государственного контракта необходимо наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), при этом требования к аттестации специалистов законом не установлено.
В части довода Заявителя о том, что заказчиком дан ответ на разъяснение положений конкурсной документации изменяющий суть документации, Комиссия указывает следующее.
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Так, заявителем направлен запрос на разъяснение положений конкурсной документации в части критерия оценки заявок "Количество сотрудников, состоящих в штате участника закупки с инженерно-техническим образованием со специализацией "реставрация", где заявитель просит разъяснить требование к квалификации трудовых ресурсов, устанавливающее наличие в штате участника закупки специалистов, одновременно имеющих инженерно-техническое образование и диплом по специальности "реставрация".
Комиссией установлено, что разъяснение положений конкурсной документации, опубликованные на официальном сайте, содержат следующее разъяснение: "Конкурсной документацией определено требование наличие сотрудников, имеющих инженерно-техническое образование со специализацией "реставрация", получаемой в рамках повышения квалификации на основании имеющегося образования, а не со специальностью "реставрация".
Таким образом, в соответствии с ч. 7, 8 ст. 50 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации являются уточняющими в части квалификации участника закупки и не изменяют суть конкурсной документации.
В связи с изложенным, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Готланд" на действия заказчика: Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление капитального строительства", уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении конкурса с ограниченным участием N КО-224/16 (реестровый номер закупки: 0167200003416007237) на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом генерал-губернатора, в котором в 1836-1851 гг. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении", г. Тобольск, ул. Мира, 10, необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 декабря 2016 г. N 356
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016