Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 декабря 2016 г. N 353
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России <_>.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела <_>.
специалиста-эксперта <_>
с участием представителей сторон:
от заказчика: Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области (далее также-заказчик) <_>. по доверенности от 10 октября 2016г.,
от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) <_>. по доверенности N 006 от 25.01.2016г.;
в отсутствии представителя заявителя ООО ГСК "Югория" (далее также - заявитель, участник закупки), извещённого надлежащим образом,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса N КО-240/16 (реестровый номер закупки: 0167200003416008065) на оказание услуг добровольного медицинского страхования в лечебных медицинских учреждениях гражданским служащим, вышедшим на пенсию (далее - открытый конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 25.11.2016 года в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 29.11.2016 г. N 452 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, заказчика при проведении открытого конкурса.
Заявитель указывает, что заказчиком в конкурсной документации на оказание услуг добровольного медицинского страхования в лечебных медицинских учреждениях гражданским служащим, вышедшим на пенсию установлены критерии оценки участников. В качестве не стоимостных критериев оценки, Заказчиком был установлен критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В данный критерий входит показатель: Количество врачей экспертов, имеющих не менее трех специальностей и ученую степень в области медицины, состоящих в штате участника закупки.
Податель жалобы считает, что установленный показатель не стоимостного критерия оценки заявок не позволяет адекватно оценить квалификацию участников закупки, и создает преимущественные условия участия в торгах определенным участникам закупки.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 02.12.2016 N 1280), согласно которых конкурсная документация N КО-240/16 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы поддержал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которых конкурсной документацией установлен такой нестоимостной критерий оценки заявок как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (величина значимости критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе - 40%).
Для квалификации наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, наличия специалистов определенного уровня квалификации установлен показатель критерия "количество врачей экспертов, имеющих не менее трех специальностей и ученую степень в области медицины, состоящих в штате участника закупки (с приложением копий дипломов, трудовых книжек, трудовых договоров) (указать количество) (максимальное значение - 100 баллов)".
Указанный показатель критерия необходим Заказчику в связи с тем, что наличие 3-х и более специальностей у врача-эксперта подтверждает его уровень квалификации, что важно для оказания услуг пенсионерам, которые в силу своего возраста подвержены различным заболеваниям, для дачи заключений которых требуются знания врача-эксперта в различных областях медицины, разбирающегося в лечении заболеваний разных органов
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении не стоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание не стоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по не стоимостным критериям оценки.
Таким образом, в конкурсной документации должны быть указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан четкий порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса N КО-240/16 в интересах заказчика - Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области на оказание услуг добровольного медицинского страхования в лечебных медицинских учреждениях гражданским служащим, вышедшим на пенсию.
Информация об открытом конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416008065.
Комиссией установлено, что раздел 4 конкурсной документации N КО-240/16 содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как не стоимостные критерии оценки:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия оценки 40% включает:
1) Опыт работы участника закупки по добровольному медицинскому страхованию (срок осуществления ДМС определяется с даты получения лицензии на осуществление данного вида страхования), значимостью 10%;
2) Количество медицинских учреждений города Тюмени и Тюменской области (за исключением территории ХМАО и ЯНАО) с которыми у Страховщика заключены договоры на оказание медицинских услуг при наступлении страхового случая (с приложением копий договоров/контрактов, подтверждающих оказание медицинских услуг при наступлении страхового случая), значимостью 15%;
3) Количество исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг аналогичных предмету объекта закупки за последний 1 (год), предшествующий дате окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе (с приложением копий исполненных договоров (контрактов), актов оказанных услуг/выполненных работ), значимостью 10%;
4) Количество врачей экспертов, имеющих не менее трех специальностей и ученую степень в области медицины, состоящих в штате участника закупки (с приложением копий дипломов, трудовых книжек, трудовых договоров), значимостью 5%;
(указать количество) (максимальное значение - 100 баллов):
отсутствие врачей экспертов - 0 баллов
от 1 до 3 врачей экспертов - 1-50 баллов;
от 4 до 5 врачей экспертов - 51-99 баллов;
от 6 врачей экспертов и более - 100 баллов.
Комиссия, исследовав конкурсную документацию, приходит к выводу, что установленные в конкурсной документации N КО-240/16 критерий: (количество врачей экспертов, имеющих не менее трех специальностей и ученую степень в области медицины, состоящих в штате участника закупки (с приложением копий дипломов, трудовых книжек, трудовых договоров) оценки заявок на участие в открытом конкурсе, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Комиссия указывает, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев, что заказчиком и было сделано.
В свою очередь требования, предъявляемые к данному критерию, обусловлены особенностями объекта закупки (предметом контракта), которым является оказание услуг ДМС гражданским служащим, вышедшим на пенсию, (т.е. людям пожилого возраста), являются безусловным правом заказчика и основаны на потребности заказчика в закупке услуг надлежащего качества, что, заявителем по сути не оспаривается.
Комиссия считает, что довод о том, что врач эксперт, имеющий три специальности и ученую степень в области медицины, состоящий в штате участника закупки, "встречается очень редко", несостоятелен и является субъективным суждением заявителя.
Доводы об ограничении конкуренции участников являются также несостоятельными, не находят надлежащего документального подтверждения.
В связи с изложенным, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ГСК "Югория" на действия заказчика - Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области, уполномоченного органа - Управления государственных закупок Тюменской области при проведении открытого конкурса N КО-240/16 на оказание услуг добровольного медицинского страхования в лечебных медицинских учреждениях гражданским служащим, вышедшим на пенсию, реестровый номер закупки N 0167200003416008065, необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 декабря 2016 г. N 353
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016