Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 ноября 2016 г. N 06-953/16т
изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Айхал-Строй" (далее также - ООО "Айхал-Строй", Общество, заявитель): Иванов А.А. (представитель по доверенности),
от заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация, заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, а также письменное пояснение;
от уполномоченного органа Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица: Федоров П.С. (в качестве слушателя),
рассмотрев жалобу ООО "Айхал-Строй" на действия заказчика АМР "Оленекский эвенкийский национальный район" РС (Я)/уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение 2 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Жилинда, в целях реализации Республиканской адресной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" (2016 этап) (изв. N 0116200007916008576), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
15 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Айхал-Строй" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я)/заказчика АМР "Оленекский эвенкийский национальный район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение 2 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Жилинда, в целях реализации Республиканской адресной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" (2016 этап) (изв. N 0116200007916008576).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 22 ноября 2016 года в 11 часов 30 минут.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела антимонопольным органом в адрес Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) направлен запрос о даче экспертной оценки.
Объявлен перерыв в рассмотрении дела до 14 часов 20 минут 28 ноября 2016 года.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Айхал-Строй" пояснил следующее.
Заявителем обжалуются положения аукционной документации.
1. Пунктом 29 Извещения о проведении электронного аукциона, а также в составе вторых частей заявок установлено неправомерное требование к участникам закупки, а именно:
- Копия разрешения на строительство многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства;
- Копии документов, подтверждающих право собственности Застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, или копия договора аренды, договора субаренды земельного участка, предоставленного для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", копия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства.
- Копия проектной декларации
- Копию документа подтверждающей, что проектная декларация опубликовывалась застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещалась в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети \"Интернет\") в соответствии с п.2 ст. 19, Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 (ред. от 03.07.2016) \"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации\" .
2. В нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлен неверный размер обеспечения исполнения контракта, который составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Указывает на то, что в пункте 12 Извещения о проведении электронного аукциона и в проекте контракта установлены условия об уплате застройщику 90% суммы контракта до передачи в собственность объектов строительства.
Таким образом, по мнению заявителя, размер выплаты авансового платежа составляет 90 %, и размер обеспечения исполнения контракта должен быть установлен в размере аванса.
Просит признать жалобу обоснованной, а также же передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее.
По первому доводу.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подп. 15 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в ч. 2 ст. 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
В силу указанных норм законодательства Российской Федерации в п. 29 извещения о проведении электронного аукциона, в п. 31 Информационной карты заказчиком установлены следующие требования:
"Предъявляются единые требования к участникам. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия:
Участники осуществления закупок во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе предоставляют:
1. Копия разрешения на строительство многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства;
2. Копии документов, подтверждающих право собственности Застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, или копия договора аренды, договора субаренды земельного участка, предоставленного для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", копия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства.
3. Копия проектной декларации
4. Копию документа подтверждающий, что проектная декларация опубликовывалась застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещалась в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети \"Интернет\") в соответствии с п.2 ст. 19, Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 (ред. от 03.07.2016) \"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации/"
Данный документ не предоставляется в случае если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления".
Таким образом, положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона, не нарушаются.
По второму доводу.
Довод заявителя основан на неверном толковании положений проекта контракта, а также положений Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Данное условие соблюдено, поскольку заказчиком в п. 21 извещения, п. 23 Информационной карты установлен размер обеспечения контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Аванс установлен в п. 12 извещения, п. 12 Информационной карты, п. 2.3 проекта контракта в размере 30% от суммы контракта, срок перечисления средств - не позднее 30-ти календарных дней с даты государственной регистрации муниципального контракта.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Остальные суммы перечисляются в период строительства (80%) и после завершения строительства (10%), и не являются авансом.
Аванс (франц. avance) - предварительная выплата заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные ему товары, выполняемые для него работы, услуги. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)).
Заявителем не учтено, что данный муниципальный контракт является смешанным договором, и содержит элементы договора поставки товара и договора подряда.
Согласно п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии с п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как следует из письменных пояснений заказчика, Администрация поддерживает позицию уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я).
Также, указывают на то, что по данной закупке, заказчиком размещено извещение N 0116300022516000050 о проведении запроса предложений, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
13 октября 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116200007916008576 о проведении электронного аукциона на приобретение 2 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Жилинда, в целях реализации Республиканской адресной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" (2016 этап), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 072 960,46 руб.
01 ноября 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916008576-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок (31.10.2016 года) на участие в электронном аукционе поступило две (2) заявки.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
07 ноября 2016 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116200007916008576-2.
Поступившие от участников электронного аукциона предложения о цене контракта выглядят следующим образом.
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
2 |
6 012 230,84 руб. |
07.11.2016 03:27:25 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
6 042 595,65 руб. |
07.11.2016 03:25:58 (по московскому времени) |
понижение |
09 ноября 2016 года проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007916008576-3.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия приняла решение признать обе заявки участников закупки не соответствующими требованиям аукционной документации.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Айхал-Строй" не подлежащей рассмотрению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru установлены следующие дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 31 октября 2016 года в 10 часов 00 минут.
Между тем, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) позднее срока окончания подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, жалоба заявителя не подлежит рассмотрению, в связи с тем, что заявителем пропущен срок обжалования положений аукционной документации.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является приобретение 2 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Жилинда, в целях реализации Республиканской адресной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" (2016 этап).
Материалами дела установлено следующее.
В пункте 29 Извещения о проведении электронного аукциона, а также в пункте 31 "Информационная карта" аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки:
"Предъявляются единые требования к участникам. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия:
Участники осуществления закупок во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе предоставляют:
1. Копия разрешения на строительство многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства;
2. Копии документов, подтверждающих право собственности Застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, или копия договора аренды, договора субаренды земельного участка, предоставленного для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", копия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным для строительства (создания) многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства.
3. Копия проектной декларации
4. Копию документа подтверждающей, что проектная декларация опубликовывалась застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещалась в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети \"Интернет\") в соответствии с п.2 ст. 19, Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 (ред. от 03.07.2016) \"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации/"
Данный документ не предоставляется в случае если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления".
Из требований части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе следует, что Закон о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закона у о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 01.01.2016 года проектная документация всех объектов, строительство которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежит экспертизе. В силу статьи 49 ГрК РФ проектная документация на строительство (многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов)) в случае, если разрешение на строительство объекта (ов) выдано после 01.01.2016 года подлежит экспертизе (положительное заключение).
Таким образом, в случае привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, экспертиза проектной документации малоэтажных домов с количеством этажей не более трех, состоящих из одной или нескольких блок-секций при строительстве требуется.
Следовательно, антимонопольный орган приходит к выводу, что в данном случае проектная документация подлежит экспертизе.
Данная позиция подтверждается письмом Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (исх. N 01-24-11358 от 28.11.2016 года).
Таким образом, в аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии положительного заключения экспертизы проектной документации в случае, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Заказчиком/уполномоченным органом нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает следующее.
Как следует из письменных пояснений Администрации, заказчиком 21 ноября 2016 года размещено извещение N 0116300022516000050 о проведении запроса предложений по вышеуказанной закупке, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии 28 требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из приведенной нормы права, следует, что проведению закупочной процедуры в форме запроса предложений должен предшествовать конкурс либо электронный аукцион, признанные несостоявшимися по причине, в том числе, отказа в допуске всем участникам закупки.
Вместе с тем, согласно пункта 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: 1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях; 2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
В ходе рассмотрения жалобы и внеплановой проверки Комиссией выявлены нарушения законодательства Закона о контрактной системе, в части отсутствия в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии экспертизы (положительного заключения) проектной документации. Устранить допущенное нарушение в содержании аукционной документации возможно лишь внесением соответствующих изменений и (или) дополнений в документацию.
Согласно пункту статьи 65 Закона о контрактной системе в случае изменения аукционной документации срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Таким образом, при устранении нарушений законодательства путем внесения изменения в аукционную документацию подлежат отмене все последовавшие процессуальные действия, совершенные после окончания срока подачи заявок.
Следовательно, извещение N 0116300022516000050 от 21 ноября 2016 года о проведении запроса предложений по вышеуказанной закупке, подлежит аннулированию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Айхал-Строй" на действия заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия)/ уполномоченного органа Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение 2 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в с. Жилинда, в целях реализации Республиканской адресной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" (2016 этап) (изв. N 0116200007916008576) не подлежащей рассмотрению, в связи с истечением сроков обжалования положений аукционной документации.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия)/уполномоченный орган Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия)/уполномоченному органу Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля УФАС по РС (Я).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 ноября 2016 г. N 06-953/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016