Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 ноября 2016 г. N 06-975/16т
изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДЕКА" (далее - ООО "МЕДЕКА", заявитель, Общество): на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N 2" (далее - ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 2", заказчик): Романова С.П. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту -Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
рассмотрев жалобу ООО "МЕДЕКА" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (изв. N 0116200007916008983), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
22 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "МЕДЕКА" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (изв. N 0116200007916008983).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 29 ноября 2016 года в 10 часов 00 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "МЕДЕКА" оглашена в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются действия заказчика по размещению в единой информационной системе проекта контракта с ценой ниже предложенной победителем закупки ООО "МЕДЕКА" на 15%.
Указывают, что заказчиком в данном случае не должны были применяться положения приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N155).
В соответствии с пунктом 13 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N 155 страной происхождения товара считается страна, в которой товары были полностью произведены, или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
ООО "МЕДЕКА" предложило к поставке препарат Уман Альбумин, раствор для инфузий 250 мг/мл, 50мл - флаконы (1) - пачки картонные, указав, что данный препарат - иностранного происхождения, что является достоверной информацией.
В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств производителем данной формы лекарственного средства с МНН Альбумин, раствор для инфузий 250 мг/мл, 50мл - флаконы (1) - пачки картонные может являться лишь Кедрион С.п.А., страна происхождения: Италия. Другие производители не выпускают Альбумин 250 мг/мл.
По мнению заявителя, из вышеизложенного следует, что участник закупки ООО "Надежда-Фарм" при подаче заявки на участие в электронном аукционе указало на сайте оператора электронной торговой площадки недостоверную информацию относительно страны происхождения товара, вследствие чего, заказчиком к победителю электронного аукицона ООО "МЕДЕКА" неправомерно были применены преференции в отношении цены контракта в размере 15 %.
Просят приостановить процедуру заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласилась и пояснила следующее:
ООО "МЕДЕКА" (заявка N2) предлагает к поставке лекарственные препараты из России и Италии, при этом указывает, что стоимость российского товара менее 50% от общей стоимости.
ООО "Надежда Фарм" (заявка N1) предлагает к поставке лекарственные препараты также из России и Италии, указывая, что стоимость российского товара менее 50% от общей стоимости.
По итогам электронного аукциона ООО "МЕДЕКА" объявлено победителем с предложением о цене контракта 423 256,30 рублей.
17 ноября 2016 года заказчиком в единую информационную систему загружен проект контракта с ценой 359 767,86 рублей (сниженной на 15% в соответствии с приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 N155).
Данное снижение обусловлено следующим.
Согласно пункту 3 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 7 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Пунктом 8 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155 установлены случаи, в которых порядок установленный пунктами 3 - 7 приказа, не применяется. В частности аукционов касаются следующие исключения:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1 - 3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Закона о контрактной системе;
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Указанные исключения при осуществлении данной закупки отсутствовали, в связи с чем оснований для неприменения пункта 7 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155 у заказчика не имелось.
Просит признать жалобу ООО "МЕДЕКА" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что Госкомзакупок РС(Я) поддерживает позицию заказчика и просит признать жалобу ООО "МЕДЕКА" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
27 октября 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" опубликованы извещение N 0116200007916008983 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 427 531,62 руб.
10 ноября 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007916008983-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки с соответствующими порядковыми номерами.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе обоих участников закупки.
14 ноября 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116200007916008983-2. Согласно указанному протоколу все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками закупки и ранжированные по мере убывания, выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N2 |
14-11-2016 09:16:30 [GMT +9] |
423 256.30 |
RUR |
Заявка N2 |
2 |
Участник N1 |
14-11-2016 09:16:04 [GMT +9] |
425 393.96 |
RUR |
Заявка N1 |
15 ноября 2016 года состоялось рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007916008983-3.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия признала вторые части заявок обоих участников закупки, подавших ценовые предложения, соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "МЕДЕКА" необоснованной на основании следующего.
Как следует из текста жалобы ООО "МЕДЕКА" обжалует действия заказчика, выразившиеся в применении преференции в отношении цены контракта, предложенной заявителем, а именно снижение цены контракта, предложенной участником закупки на 15%.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Так, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 года N 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства при осуществлении закупок для нужд заказчиков (далее - Приказ N 155).
Согласно пункту 3 Приказа N 155 участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа.
Согласно пункту 7 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Вместе с тем, пунктом 8 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155 установлены случаи, в которых порядок, установленный пунктами 3 - 7 приказа, не применяется. Аукционов касаются следующие исключения:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1 - 3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Закона о контрактной системе;
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Согласно извещению N 0116200007916008983 о проведении электронного аукциона предметом закупки является поставка лекарственных средств.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации содержит указание на международное непатентованное наименование закупаемых лекарственных средств, а также определяет характеристики лекарственных средств:
Nп/п |
Международное непатентованное наименование |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Альбумин человека |
раствор для инфузий 100 мг/мл, 100 мл - бутылки для крови и кровезаменителей - пачки картонные |
уп. |
53 |
2 |
Альбумин человека |
раствор для инфузий 250 мг/мл, 50 мл - флаконы - пачки картонные |
уп. |
100 |
В пункте 34 Информационной карты аукционной документации уполномоченным органом установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами для целей осуществления закупок (в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 гола N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015 г.).
При этом в извещении о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов N 0116200007916008983 указано, что участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товара в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014, предоставляется преимущество - 15 %.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что оба участника закупки (ООО "МЕДЕКА" и ООО "Надежда-Фарм") предложили к поставке лекарственные средства Альбумин человека, раствор для инфузий 100 мг/мл, 250 мг/мл, производства России и Италии соответственно, при этом стоимость лекарственного препарата произведенного в Италии превышала стоимость российского препарата.
В целях проверки доводов жалобы ООО "МЕДЕКА", ее полного и объективного рассмотрения, антимонопольным органом у оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" были истребованы все документы и сведения, представленные участниками электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (изв. N 0116200007916008983).
Согласно сведениям, представленным АО "ЕЭТП" на указанный запрос, оба участника закупки предложили к поставке лекарственные средства с торговыми наименованиями Альбумин (53 шт, производство: Россия) и Уман Альбумин (100 шт, производство: Италия).
При этом из данных реестра жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов стоимость лекарственного средства с МНН Альбумин человека, раствор для инфузий 100 мг/мл, 100 мл - бутылки для крови и кровезаменителей - пачки картонные составляет 1 995,88 руб., стоимость раствора для инфузий 250 мг/мл, 50 мл - флаконы - пачки картонные составляет 3 217,50 руб.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что предложения о поставке товаров, поступившие от участников данного электронного аукциона, а также результаты данного электронного аукциона не подпадают под действие исключений, установленных пунктом 8 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155, при которых порядок, установленный пунктами 3 - 7, приказа не применяется.
Следовательно действия заказчика, применившего преференцию в размере 15 % отношении цены контракта, предложенной победителем закупки ООО "МЕДЕКА", являются обоснованными.
Жалоба ООО "МЕДЕКА" признается необоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Из пояснений представителя заказчика следует, что государственный контракт с ценой 359 767,86 рублей, сниженной на 15 % в соответствии с приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 N155, был направлен заказчиком победителю электронного аукциона ООО "МЕДЕКА" 17 ноября 2016 года.
21 ноября 2016 года ООО "МЕДЕКА" разместило протокол разногласий к проекту государственного контракта в виде проекта контракта с измененной ценой 423 256,30 рублей (без применения преференции в размере 15 % от цены контракта, предложенной участником закупки).
24 ноября 2016 года ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 2" ошибочно направило участнику закупки проект контракта с ценой 423 256,30 рублей, без учета снижения цены, предложенной ООО "МЕДЕКА" на 15 %.
28 ноября 2016 года ООО "МЕДЕКА" подписало проект государственного контракта с некорректной, завышенной ценой.
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентируется статьей 70 Закона о контрактной системе.
Согласно части 10 названной статьи контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Как указано выше, в извещении о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов N 0116200007916008983 указано, что участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товара в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014, предоставляется преимущество - 15 %.
В пункте 34 Информационной карты аукционной документации уполномоченным органом установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами для целей осуществления закупок (в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 гола N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015 г.).
Материалами дела установлено, что при осуществлении данной закупки заказчику надлежит применить положения пункта 7 приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155 - заключить государственный контракт с победителем аукциона по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Таким образом, учитывая то, что согласно условиям извещения о проведении электронного аукциона N 0116200007916008983 и документации электронного аукциона на поставку лекарственных средств, а также учитывая предложения, поданные участниками закупки в отношении страны происхождения товара, предлагаемого к поставке, государственный контракт по итогам данной закупки должен быть подписан с применением положений приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 N155, действия заказчика по направлению ООО "МЕДЕКА" проекта контракта по цене 423 256,30 рублей, без снижения цены контракта, предложенной победителем закупки на 15 %, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "МЕДЕКА" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (изв. N 0116200007916008983) необоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 2" нарушившим часть 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГБУ РС(Я) "Якутская городская больница N 2" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М. Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 ноября 2016 г. N 06-975/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016