Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2016 г. N 06-960/16т
изготовлено в полном объеме 30 ноября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтройКомплект" (далее также - ООО "ЖилСтройКомплект", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации Муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) (далее также - АМО "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия), Администрация, заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "ЖилСтройКомплект" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность МО "Город Ленск" Ленского района РС (Я) 24 жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (извещение N 0116300038516000015), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
18 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЖилСтройКомплект" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я) 24 жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (извещение N 0116300038516000015).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 25ноября 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из текста жалобы ООО "ЖилСтройКомплект" следует, что Общество не согласно с решением аукционной комиссии о признании второй части заявки несоответствующей требованиям аукционной документации на основании отсутствия заключения положительной экспертизы в составе заявки. Решение аукционной комиссии считают неправомерным, поскольку считают, что данное требование установлено заказчиком в аукционной документации неправомерно.
Считают, что наличие у участника закупки, а также представление в составе второй части заявки разрешение на строительство в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что проектная документация соответствует требованиям законодательства, а также о том, что у участника закупки имеется право осуществлять строительство.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой ООО "ЖилСтройКомплект" не согласны
Размещение закупки производилось в соответствии с Законом о контрактной системе. Требования предъявляемые к участнику размещения закупки осуществлялись на основании п. 1 ч. 1. ст. 31 указанного Закона.
В соответствии с требованиями указанной статьи при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пункт 12 аукционной документации содержит требования к участнику закупки о необходимости предоставления в составе второй части заявки следующих документов:
- проектной декларации (с внесенными в неё изменениями), (с положительным прохождением государственной экспертизы)
- разрешения на строительство;
- зарегистрированного права собственности на земельный участок или договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка.
Согласно требованиям ч.1 ст.1 Федерального Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закона N 214-ФЗ, Закон о долевом строительстве) указанный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, требования о предоставлении во второй части заявки указанных документов соответствуют требованиям ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и Закона о долевом строительстве.
Указание ООО "ЖилСтройКомплект" на то, что наличие положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию строительства необязательно, т.к. при размещении закупки финансирование не осуществлялось за счет средств бюджета РФ несостоятельно в силу следующего.
Во-первых, источником финансирования являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства государственного бюджета РС (Я), средства бюджета МО "Город Ленск" Ленского района РС (Я) выделяемые в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы", информация об этом указана в документации о закупке и участник размещения закупки не мог не знать об этом.
Во-вторых, в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГрК ФР) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Чч. 3.4. ст. 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе".
П. 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлено, что наличие государственной экспертизы не требуется на многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2016г. N 145 о Порядке организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлено, что государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится в отношении объектов, указанных в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта), а также в отношении иных объектов в случае, если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) является обязательным или если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании выше изложенного просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
21 июля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение N 0116300038516000015 о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность МО "Город Ленск" Ленского района РС (Я) 24 жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома, а также аукционная документация.
26 сентября 2016 года заказчиком в аукционную документацию внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 84 179 329,00 руб.
До окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила одна заявка от участника закупки.
13 октября 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки участникам закупки, о чем составлен протокол N 01-ЭА. Согласно указанному протоколу единственная заявка участника закупки ООО "ЖилСтройКомплект" признана не соответствующей требованиям аукционной документации.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЖилСтройКомплект" необоснованной по следующим основаниям.
Как следует из сути жалобы, заявитель обжалует решение аукционной комиссии о признании второй части заявки несоответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 01 - ЭА от 13.10.2016 г. решением аукционной комиссии заявка единственного участника закупки ООО "ЖилСтройКомплект" признана не соответствующей требованиям аукционной документации на основании непредставления положительного заключения экспертизы проектной документации объекта строительства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки участника закупки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Материалами дела установлено, что в пункте 13 части I "Извещение о проведении электронного аукциона" аукционной документации установлено, что для подтверждения соответствия УЗ требованиям о соответствии товаров, работ, услуг у Застройщика должно быть наличие, в том числе:
- проектной декларации (с внесенными в неё изменениями), (с положительным прохождением государственной экспертизы);
- разрешения на строительство;
- зарегистрированного права собственности на земельный участок или договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка
Аналогичное требование к составу и содержанию второй части заявки установлено и в пункте 4 части II "Информационная карта" аукционной документации.
Также материалами дела установлено, что заказчику к приобретению необходимо 24 жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
По мнению заявителя, наличие у участника закупки, а также представление в составе второй части заявки разрешения на строительство в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что проектная документация соответствует требованиям законодательства, а также о том, что у участника закупки имеется право осуществлять строительство, в связи с чем, наличие положительного заключения экспертизы проектной документации в составе заявке не требуется.
Согласно пункту 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Изложенная выше редакция пунктов 2, 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ введена в действие Федеральным законом от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и вступила в силу с 01.01.2016 года.
При этом статьей 4 Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, государственный строительный надзор при строительстве или реконструкции таких объектов не осуществляется.
Следовательно, антимонопольный орган приходит к выводу, что в данном случае проектная документация не подлежит экспертизе, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ (вступило в силу с 01 января 2016 года).
Между тем, как установлено материалами дела, разрешение на строительство объектов капитального строительства N 14-RU 14501102-24-2016 выдано ООО "ЖилСтройКомплект" 04 июля 2016 года, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ, соответственно заявитель обязан представить в составе второй части заявки указанное заключение.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В связи с вышеизложенным, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что аукционной комиссией правомерно принято решение о признании второй части заявки заявителя ООО "ЖилСтройКомплект" несоответствующей требованиям аукционной документации.
Жалоба ООО "ЖилСтройКомплект"признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ЖилСтройКомплект" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации Муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность МО "Город Ленск" Ленского района РС (Я) 24 жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (извещение N 0116300038516000015) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2016 г. N 06-960/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016