Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 ноября 2016 г. N 06-968/16т
изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" (далее по тексту решения - Администрация, заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей в п.Юрюнг -Хая Анабарского улуса (извещение N 0316300177416000042), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
21 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей в п.Юрюнг -Хая Анабарского улуса (извещение N 0316300177416000042).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 28 ноября 2016 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1. В аукционной документации заказчика информация о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует. Таким образом, заказчик нарушает требования Закона о контрактной системе, закрепленные пунктом 11 части 1 статьи 64, и лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.
2. Раздел 5 проекта контракта определяет порядок приемки выполненных работ. Однако статьи данного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ. Действия заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.
3. Заказчиком 08.11.2016 года на официальном сайте размещены изменения в документацию об электронном аукционе, вместе с тем, окончание срока подачи заявок на участие в аукционе установлено 22.11.2016 года, что составляет менее пятнадцати дней. Таким образом, действия заказчика, не продлившего срок подачи заявок на участие в аукционе со дня размещения на официальном сайте изменений в документацию об аукционе на пятнадцать дней, нарушают часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4. Заказчик в пункте 7.2 технического задания не указал единицы измерения диаметра металлических труб: "Фундаменты - 100%, сваи - металлические трубы 159х4,5 по ГОСТ 10704-91".
Просят рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, уведомить ООО "СТРОЙИНВЕСТ" о результатах рассмотрения жалобы.
Из письменного пояснения заказчика следует, что:
1. Данный пункт жалобы не обоснован, т.к. в аукционной документации дата начала и окончания срока предоставления участниками разъяснений положений документации о закупки указана в п. 31 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" аукционной документации.
2. Информация о сроке приемки выполненных работ указана в п. 1.5 проекта контракта.
3. Дата окончания подачи заявок указана, начиная со дня начала подачи заявок. Расчет даты, определяемый Гражданским кодексом РФ, указан неточно, но данное обстоятельство для участников значительным препятствием для реализации своих прав не явилось.
4. Пропуск единицы измерения диаметра металлических труб является технической ошибкой.
Заявитель подает уже пятую жалобу на действия заказчика в 2016 году. При этом ни на один из торгов заявка на участие от данной организации не поступала, также не было запросов об уточнении положений аукционной документации. Из этого следует вывод, что в действительности организация не имеет намерения заключить контракт и исполнить его. Подобное поведение является злоупотреблением правом, запрещенным статьей 10 Гражданского кодекса РФ ("Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.). Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Поскольку ООО "Стройинвест" заявка на участие в аукционе не была подана, жалоба по окончанию срока подачи заявок в антимонопольный орган подлежит возврату без рассмотрения.
Просят возвратить жалобу без рассмотрения и внести заявителю жалобы предупреждение о недопустимости злоупотребления правом.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
28 октября 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0316300177416000042 о проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей в п.Юрюнг - Хая Анабарского улуса, а также аукционная документация.
08 ноября 2016 года заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию N ИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 365 369,00 руб.
22 ноября 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300177416000042-1.
Согласно указанному протоколу, на участие в электронном аукционе поступило три (три) заявки с номерами 1, 2, 3.
Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки с номерами заявки 1, 2 и об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с номером заявки 3.
25 ноября 2016 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0316300177416000042-2.
Предложения о цене контракта, поданные участниками закупки, выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
2 |
13 298 542,15 руб. |
25.11.2016 04:55:17 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
На момент рассмотрения жалобы по существу срок рассмотрения вторых частей заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части отсутствия в аукционной документации сведений о датах начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Между тем, в аукционной документации не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из письменного пояснения заказчика следует, что соответствующая информация указана в пункте 31 "Дата начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации" части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" аукционной документации.
Пунктом 31 "Дата начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации" части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" аукционной документации установлено следующее:
"Разъяснения положений настоящей документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с 08.11.2016г. по 18.11.2016г.(включительно).
(Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (согласно ст.193 ГК РФ))".
Следовательно, информация, указанная в данном пункте, относится не к датам начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, а к датам поступления запросов на разъяснение положений аукционной документации.
Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части отсутствия в проекте контракта информации о сроке приемки выполненных работ признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Между тем, в проекте контракта аукционной документации не установлен срок приемки выполненных работ.
Из письменного пояснения заказчика следует, что соответствующая информация указана в пункте 1.5 проекта контракта.
Пунктом 1.5 проекта контракта установлено следующее: "Сроки выполнения работ: с момента подписания контракта сторонами не позднее мая 2017г".
В данном случае установлен срок выполнения работ.
Заказчиком нарушены часть 13 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части установления срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, нарушающего Закон о контрактной системе, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 365 369,00 руб.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
28 октября 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0316300177416000042 о проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей в п.Юрюнг - Хая Анабарского улуса, а также аукционная документация.
08 ноября 2016 года заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию N ИИ1.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено следующее:
"Дата и время окончания подачи заявок: 22.11.2016 09:00".
Также пунктом 29 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" аукционной документации установлено следующее:
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе |
"22" ноября 2016 года 09 часов 00 минут (время местное) |
Таким образом, срок окончания подачи заявок составляет менее чем пятнадцать дней с даты размещения изменений аукционной документации.
Заказчиком нарушена часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части неуказания в пункте 7.2 технического задания единицы измерения диаметра металлических труб признан обоснованным в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью III "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" аукционной документации установлено техническое задание на строительство объекта "4-х кв. жилой дом для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей в п. Юрюнг-Хая"
Пунктом 7.2 технического задания установлено следующее: "Фундаменты - 100%, сваи - металлические трубы 159х4,5 по ГОСТ 10704-91".
В настоящее время действует ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент".
При анализе данного ГОСТ установлено, что диаметр труб измеряется в миллиметрах (мм.).
Таким образом, единица измерения диаметра металлических труб не установлена в техническом задании.
Заказчиком нарушены часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем размещения в единой информационной системе.
Предметом данной закупки является строительство 4-х квартирного жилого дома для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей в п.Юрюнг -Хая Анабарского улуса.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктами 1.2, 1.3, 2.3.1 проекта контракта установлено следующее:
"1.2. Подрядчик обязуется выполнить следующую работу: выполнение работ по объекту строительства 4-х квартирный жилой дом в п. Юрюнг -Хая Анабарского улуса, (далее - объект) в соответствии с требованиями и объемами работ, установленными в "Техническом задании" (Приложение N1 к Контракту)
1.3. Подрядчик должен будет выполнить работу в соответствии с проектно-сметной документацией, государственными стандартами, стандартами соответствия, действующими СП, СНиП, НПБ, ППБ, строительными и иными нормами и правилами, установленными российским законодательством в соответствии с техническим заданием Заказчика и сдать работы заинтересованным организациям.
2.3. Заказчик обязуется:
2.3.1. Передать Подрядчику в пятидневный срок с даты подписания Контракта оригинал проектной документации на период строительства".
Комиссия антимонопольного органа, изучив представленные материалы дела, а также информацию, находящуюся на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, установила, что заказчиком не размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru проектная документация как описание объекта закупки.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте единой информационной системы, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положений чч. 1, 2 ст 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части не размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru проектной документации.
Пунктом 6.7 проекта контракта установлено следующее:
"За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере:
- 5,0 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, что составляет 1 310 000 (Один миллион триста десять тысяч) рублей, 00 копеек (Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063)".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 365 369,00 рублей.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн.
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено внесение изменений заказчиком в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупки. Между тем, подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил;
- условий предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в 2015 году в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Между тем, из материалов дела следует, что в проекте контракта установлен конкретный размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком нарушено требование частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10.1 проекта контракта установлено следующее:
"В целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему муниципальному контракту Подрядчик предоставляет Заказчику обеспечение исполнения обязательств по настоящему муниципальному контракту в размере 5% от начальной (максимальной) цены муниципального контракта в сумме _____________ (_____________) рубля ___ копеек, НДС не облагается".
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 365 369,00 рублей.
Между тем, в проекте контракта указан конкретный размер обеспечения исполнения контракта без указания условий, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, требуется предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей в п.Юрюнг -Хая Анабарского улуса (извещение N 0316300177416000042) обоснованной.
2. Признать заказчика Улусную (районную) администрацию муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" нарушившей части 1, 2 статьи 7, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, части 4, 8, 13 статьи 34, пункты 1, 11 части 1, часть 4 статьи 64, часть 6 статьи 65, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 ноября 2016 г. N 06-968/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2016