Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 г. N 06-987/16т
изготовлено в полном объеме 05декабря2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройоригинал"(далее также -ООО "Стройоригинал", Общество, заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Управление градостроительства" муниципального района "Верхнеколымский улус (район)"(далее также - МБУ "Управление градостроительства" МР "Верхнеколымский улус (район)", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органаМуниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Верхнеколымский улус (район)"(далее также - МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Верхнеколымский улус (район)", уполномоченный орган): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения,
рассмотревжалобуООО "Стройоригинал" на действия заказчика МБУ "Управление градостроительства" МР "Верхнеколымский улус (район)", уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Верхнеколымский улус (район)" при проведении электронного аукциона на строительство автомобильного моста через реку ЧегловкаВерхнеколымского района (извещение N 0816300016816000108),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
23ноября2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Стройоригинал" на действия заказчика МБУ "Управление градостроительства" МР "Верхнеколымский улус (район)", уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Верхнеколымский улус (район)" при проведении электронного аукциона на строительство автомобильного моста через реку ЧегловкаВерхнеколымского района (извещение N 0816300016816000108).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 30ноября2016 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В жалобе ООО "Стройоригинал" заявлены следующие доводы:
1.В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации отсутствуют требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.02.2015 года N 99"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
2. В аукционной документации отсутствует информация предусмотренная статьей 64 закона о контрактной системе, а именно:
-дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
- дата проведения аукциона;
- порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
3.В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации не установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг турецкими компаниями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
4.В пункте 13 Информационной карты аукционной документации установлено, чтовторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы:
- копии документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или копии этих документов;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или копии этих документов.
Указанные требования к составу второй части заявки противоречат требованиям аукционной документации.
5.В аукционной документации установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации в соответствии с Приказом Министерства Регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624"Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".Между тем, отсутствует указание на какие конкретные виды работ требуется данное свидетельство.
6.В извещении о проведении электронного аукциона указано, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. Между тем, в пункте 13 Информационной карты аукционной документации установлено следующее: "декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ - данное требование не установлено".
7. В аукционной документации отсутствуют конкретные требования к составу первой части заявки, а также инструкция по ее заполнению.
Просят выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Верхнеколымский улус (район)" следует, что уполномоченным органом, заказчиком устранены нарушения Закона о контрактной системе, для чего в аукционную документацию внесены соответствующие изменения.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 09.11.2016 года;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3)начальная (максимальная) цена контракта - 18 408 680,86 рублей;
4) внесение изменений в аукционную документацию - 25.11.2016 года, 30.11.2016 года.
5)дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 16.12.2016;
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройоригинал"частично обоснованнойна основании следующего.
1.Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона, установлены в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В данном случае согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является строительство автомобильного моста через реку ЧегловкаВерхнеколымского района, код по ОКПД2 42.13.20.000,начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 408 680,86 рублей. Следовательно, требования в соответствии с Постановлением N 99 подлежат установлению.
Комиссия установила, что в извещении о проведении электронного аукциона, пункте 3.1.10. Инструкции участникам закупки, пункте 3 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации требований к участникам закупки в соответствие с Постановлением N 99 не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Согласнопунктам 3, 4, 5, 7, 11статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
- дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
- порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссия установила, что пунктами 9, 10, 15, 20, 21 Информационной карты аукционной документации установлено следующее:
- валюта электронного аукциона: Рубль Российской Федерации;
- участники закупки могут направить запросы на разъяснение положений документации об электронном аукционе, в соответствии со сроками настоящей аукционной документацией и ст. 65 Федерального закона 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года, в период с 30.11.2016 по 13.11.2016;
- дата и время окончания подачи заявок: 16.12.2016, 10:00;
- рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе будет осуществляться Единой комиссией по закупкам по адресу Республика Саха (Якутия) Верхнеколымский район, поселок Зырянка, улица Водников, дом 7, кабинет N 5, не позднее даты указанной в извещении: 16.12.2016.
- дата электронного аукциона указана в извещении: 19.12.2016.
При этом в отношениитребования о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта Комиссия поясняет, что отсутствие указания на порядок применения курса иностранной валюты не нарушает Закон о контрактной системе, поскольку в данном случае иностранная валюта не применяется при оплате контракта.
Таким образом, в аукционной документации содержится информация, подлежащая установлению в соответствии статьей 64 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
3. Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 583 от 28.11.2015 года "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных ииных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года, в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что требования в соответствие с Постановлением N 1457 содержатся в извещении о проведении электронного аукциона, пункте 3 Информационной карты аукционной документации, следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьтребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 5, 6части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов преимущества предоставляются в случае, когда закупаются товары, работы, услуги, включенные в соответствующие перечни, установленные Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 года N 649 (в отношении учреждений уголовно-исполнительной системы) и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341 (в отношении организаций инвалидов).
В пункте 13.4.5. Инструкции участникам закупки, пункте 13 Информационной карты аукционной документации установлено, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Между тем, в данном случае положения указанных постановлений не подлежат применению, в аукционной документации преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов также не установлены.
Кроме того, в пункте 13.4.6. Инструкции участникам закупки, пункте 13Информационной карты аукционной документации установлено, что в составе второй части заявки участники закупки должны представитьдокументы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Статья 14 Закона о контрактной системе, в свою очередь, регулирует отношения по применению национального режима при осуществлении закупок.
Между тем, проанализировав положения аукционной документации, Комиссия установила, что в данном случае статья 14 Закона о контрактной системе также не подлежит применению, а соответствующие данной норме условия, запреты, ограничения не установлены в аукционной документации.
Следовательно, содержание в пункте 13.4.5.Инструкции участникам закупки, пункте 13 Информационной карты аукционной документации требования о том, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также содержание в пункте 13.4.6.Инструкции участникам закупки, пункте 13 Информационной карты аукционной документации требования о том, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системенарушаютпункт 2 части 1 статьи 64, пункт 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.
5. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В пункте 3 Информационной карты аукционной документации установлено следующее:
"Наличие допуска (Свидетельства) СРО: на основании приказа Министерства Регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624:
III. Виды работ по строительству, реконструкции
и капитальному ремонту
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
29.1. Устройство монолитных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов
29.2. Устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов
29.3. Устройство конструкций пешеходных мостов
29.4. Монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов
30. Гидротехнические работы, водолазные работы
30.6. Возведение сооружений в морских и речных условиях из природных и искусственных массивов
30.7. Возведение дамб
30.8. Монтаж, демонтаж строительных конструкций в подводных условиях
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14)
32.10. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов (вид работ N 23.35, группы видов работ N 25, 29)
32.13. Строительный контроль за гидротехническими и водолазными работами (группа видов работ N 30)
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.2.6. Мосты (большие и средние)
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)".
Таким образом, довод заявителя о том, что в аукционной документации отсутствует указание на какие конкретные виды работ требуется свидетельство СРО не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
6. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьдекларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации отсутствует указание на то, что участниками данной закупки могут являться только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
В пункте 13.4.7. Инструкции участникам закупки, пункте 13 Информационной карты аукционной документации установлено, что в составе второй части заявки участники закупки должны представить декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, поскольку ограничение не установлено, то участники закупки не обязаны представлять в составе второй части заявки документы, указанные в пункте 13.4.7. Инструкции участникам закупки, пункте 13 Информационной карты аукционной документации, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
7. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержатьтребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Требования к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в статье 66 Закона о контрактной системе.
Проанализировав положения аукционной документации, установив, что требования к применяемым при выполнении работ товарам отсутствуют, Комиссия пришла к выводу, что применению подлежит пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которому первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Аналогичная норма также содержится в пункте 13.3.2. Инструкции участникам закупки, пункте 13 Информационной карты аукционной документации.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений Закона о контрактной системе, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как установлено выше, в пункте 3 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличиисвидетельства СРО о допуске к определенным видам работ, а также в качестве генерального подрядчика.
В пункте 13 Информационной арты аукционной документации установлено, что вторая част заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, документы, указанные в пункте 3 Информационной карты аукционной документации, должны быть представлены в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Между тем, на основании части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены Перечень N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (часть 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса).
Из статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае привлечения подрядчиком к выполнению предусмотренной в договоре работы других лиц (субподрядчиков) подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
По смыслу приведенных положений частей 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса вид работ "Организация строительства" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ.
При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он 19 имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта
Пунктом 1.1. проекта контракта установлено, что подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчиков.Следовательно, участник закупки (генеральный подрядчик) вправе привлечь для выполнения работ других лиц (субподрядчиков).
На основании изложенного антимонопольный орган полагает, что правомерным будет установить, что участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по организации строительства и/или представить свидетельство о допуске по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.
Между тем, в пункте 3 Информационной карты аукционной документации установлено безальтернативное требование о том, что участник электронного аукциона одновременно должен иметь как свидетельство о допуске к определенным видам работ, так и свидетельство о допуске к работам по организации строительства, что влечет ограничение количества участников закупки и нарушаетпункт 1 части 1 статьи 31, часть 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В силучасти 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что на официальном сайте единой информационной системы размещены разъяснения положений аукционной документации от 18.11.2016 года и 29.11.2016 года, между тем данные разъяснения не содержат указания предметов запросов, что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуООО "Стройоригинал" на действия заказчика МБУ "Управление градостроительства" МР "Верхнеколымский улус (район)", уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Верхнеколымский улус (район)" при проведении электронного аукциона на строительство автомобильного моста через реку ЧегловкаВерхнеколымского района (извещение N 0816300016816000108)частично обоснованной в части неправомерности пунктов 13.4.5, 13.4.6 Инструкции участникам закупки, пункта 13 Информационной карты аукционной документации.
2. Признать заказчика МБУ "Управление градостроительства" МР "Верхнеколымский улус (район)", уполномоченный орган МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Верхнеколымский улус (район)" нарушившимипункт 2 части 1, часть 2 статьи 64, пункт 5 части 5 статьи 66, пункт 1 части 1 статьи 31Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признатьуполномоченный орган МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Верхнеколымский улус (район)" нарушившим часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику МБУ "Управление градостроительства" МР "Верхнеколымский улус (район)", уполномоченному органу МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Верхнеколымский улус (район)"предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 г. N 06-987/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2016