Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 30 ноября 2016 г. N 08-10-162
Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2016 г.
Изготовлено в полном объеме 02.12.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, Руководитель Калмыцкого УФАС России,
Богославская В.В.- член Комиссии,старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Садовская средняя общеобразовательная шк.N2 им.Д.А.Маковкина" - Лиджиева Д.П. (доверенность Nб/н от 28.11.2016),
Уполномоченного органа - Министерства экономики и торговли РК - Максимова Л.Ю.;
в отсутствие представителяООО "ЭлистаСтройгрупп",
УСТАНОВИЛА:
22.11.2016 г. в Калмыцкое УФАС России поступила жалоба ООО "ЭлистаСтройгрупп"на действия Заказчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкии "Садовская СОШ N 2 им.Д.А.Маковкина" по электронному аукциону на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Садовская СОШ N2 им.Д.А.Маковкина" (реестровый номер N 0105200000216001410)".
Согласно жалобе следует, что положение документации Заказчика не соответствует Закону о контрактной системы.
Уведомлением от 23.11.2016 г. рассмотрение жалобы назначено на 16 часов 00 минут 28.11.2016 г., а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "ЭлистаСтройгрупп".
В связи с поступившим ходатайством от Заказчика, а также непредставлением, надлежащим образом материалов дела Комиссия, объявила перерыв на 29ноября 2016 года на 15 часов 00 минут.
Комиссия Калмыцкого УФАС России объявила перерыв в связи с изучением материалов дела на 30 ноября 2016 года на 17 часов 00 минут.
30ноября 2016 года состоялось рассмотрение дела по жалобе ООО "ЭлистаСтройгрупп".
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле и проведя внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 11.11.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105200000216001410о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ покапитальному ремонту здания МКОУ РК "Садовская СОШ N2 им.Д.А.Маковкина".
Заказчик -Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Республики Калмыкия "Садовская СОШ N2 им.Д.А.Маковкина"; уполномоченный орган -Министерство экономики и торговли РК; оператор электронной площадки - ООО "РТС-тендер".
1. Довод Заявителя, о том, что Заказчик не использует ГОСТ при этом не прописывает обоснование необходимости других показателей, Комиссия считает обоснованным.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия проанализировав приложение к техническому заданию аукционной документации установила:
По Позиции "Кирпич", "дюбель-гвоздь", "шпатлевка", "линолеум" не установлен ГОСТ и нет обоснования почему именно используются такие показатели согласно Закону, тем самым нарушив п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы.
2. Довод Заявителя о том, что Заказчиком не указан полный порядок оплаты выполненных работ, Комиссией считается не обоснованным.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системы, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В части 3 аукционной документации содержится проект контракта, в пункте 2.5 которого установлен порядок и сроки оплаты, а именно: оплата производится в течение тридцати дней с даты подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании счета, счета-фактуры.
Также Заказчику поступил запрос на разъяснение положений документации, где был дан ответ.
Таким образом, поскольку Закон о контрактной системе содержит требование лишь в части наличия в проекте государственного контракта условия о порядке оплаты товара, работы или услуги, заказчиком в аукционной документации правомерно установлен порядок и срок оплаты.
3. Довод заявителя о том, что Заказчик не установил требования о представлении во второй части заявки документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015г., Комиссия считает частично обоснованной.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системы, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности43.39.19.19, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 17 293 380 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
В пункте 17 Информационной карты документации об Аукционе установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных* за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора на право заключить который проводится закупка (в соответствии с Постановлением правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99) (*работы по строительству реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства).
Пункт 18 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к содержанию, составу первой и второй части заявки без указания наисчерпывающий перечень документов согласно п. 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Однако Заказчику поступил запрос на разъяснение, где был дан ответ, что Заказчиком установлено дополнительное требование в документации и т.к. п.17 является дополнением к п.18 аукционной документации, таким образом, участник закупки должны представить исчерпывающий перечень документов согласно п. 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Таким образом, разъяснение положений аукционной документации заключается в более полном и ясном изложении тех ее частей, уяснение которых вызывает трудности. Вместе с тем разъяснение не должно приводить к изменению характеристик товаров, работ и услуг, являющихся предметом аукциона.
Таким образом, Комиссия считает, довод частично обоснованным.
4. Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком требований части 6.1 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе", установив условия отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в государственном контракте.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Указанный порядок был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - постановление N 190).
Так, пунктом 1 постановления N 190 установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Таким образом, нарушение со стороны Заказчика требований части 6.1 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" не выявлено.
5. Заявитель указывает на нарушение ст.65 Закона о контрактной системе, а именно ТЗ не позволяет разглядеть многие слова.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системы, документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1,п.2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Кроме того, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия проанализировав ТЗ Заказчика установила:
- позиция 1 "кирпич" по строке требуемые параметры "пустотность" указано значение, не позволяющее определить его.
Данный довод на рассмотрении жалобы Заказчик подтвердил, что нарушил в позиции Закон, так же отметил, что указанные показатели товаров не будут учитываться при рассмотрении первых частей заявок.
-позиция 4 "Растворитель" в строке "летучесть по этиловому эфиру" указано значение "5_.15". Заказчиком указан ГОСТ растворителя 7827-74, где указан данный показатель.
-позиция 15 "Эмаль" по строке "Стойкость покрытия к статическому воздействию 0.5 %-ного раствора моющего средства",Заказчиком указан ГОСТ растворителя 7827-74, где данная строка является не показателем, а технической характеристикой.
По позиции "бруски хвойных пород" по строке влажность указано значение "<22 или >22";
По позиции "Ксилол" в строке плотность при 20 С указано значение от "0,870 до 0,870";
По позиции "Эмаль" в строке "Удельное объемное электрическое сопротивление для нанесение распылением в электрополе при рабочей вязкости 20-25 с по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0+0,5) С" указано значение "5х10_1х10" в столбце "Ед.измерения" указано "0 мм".
По позиции "Шайбы" по строке "Толщина" указано значение "1,6, 2,0".
По позиции "Сталь листовая оцинкованная" по строке "толщина стали" указано "от 1,0 до 0,7 мм", где минимальное значение больше максимального.
По данным позициям Заказчик соглашается с нарушением в виду с техническим недочетом, тем самым Заказчик нарушил п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Калмыцкого УФАС России отмечает, на момент рассмотрения жалобы Заказчик и Уполномоченный орган предоставил данные, что поступило две заявки от участников аукциона, что по данным позициям данные недочеты не будут учитываться при рассмотрении первых частей заявок, в связи с этим, комиссия приходит к выводу что указанный недочет не повлиял на права и законные интересы участников закупки.
В этой связи, Комиссия Калмыцкого УФАС России руководствуясь п. 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г., не выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭлистаСтройгрупп"-частично обоснованной, в части нарушения п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системы.
2. Признать ЗаказчикаМуниципального казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкии "Садовская СОШ N 2 им.Д.А.Маковкина" нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33,п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать, так как данные нарушения не повлияли на процедуру проведения аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 30 ноября 2016 г. N 08-10-162
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016