Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 января 2016 г. N 5/2016
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) Инспекцией Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция)
проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок государственным заказчиком при определении поставщика для государственных нужд.
Предмет проверки - проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области при осуществлении запроса котировок на оказание почтовых услуг (N извещения 0128100003515000195).
В результате внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России 29.12.2015 поступило обращение УФПС Владимирской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - Заявитель) о несоответствии требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок извещения о проведении запроса котировок на оказание почтовых услуг N 0128100003515000195.
В обращении Заявителя изложено следующее.
23 декабря 2015г. государственным заказчиком - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Заказчик) было размешено извещение N 0128100003515000195 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание почтовых услуг по доставке почтовых отправлений физическим и юридическим лицам, зарегистрированным на территории г. Владимира и г. Ковров Владимирской области для нужд Заказчика.
В числе предъявленных требований к участнику (исполнителю) закупки заказчиком установлено требование о нанесении штрихового идентификатора на все виды корреспонденции и возврат простых почтовых отправлений с указанием причин их невручения.
Исходя из указанных требований, ФГУП "Почта России" в качестве участника в запросе котировок не может участвовать, так как требования о нанесении штрихового идентификатора на все виды корреспонденции и возврат простых почтовых отправлений с указанием причин их невручения не соответствуют действующему законодательству.
Так, статьей 4 Закона N 176-ФЗ установлено, что порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) -принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 31 Правил при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправлении (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
Приказом Минфина России от 29.12.2000 "Об утверждении бланков строгой отчетности" утвержден бланк квитанции в приеме почтовых отправлений. Таким образом, законодательством определен конкретный документ, достоверно подтверждающий дату отправки (дату сдачи в отделение связи) почтовой корреспонденции - квитанция с оттиском клише контрольно-кассовой машины или квитанция, заполненная вручную.
Технология почтовой пересылки подразумевает присвоение регистрируемым почтовым отправлениям уникального почтового идентификатора. На каждом этапе пересылки информация почтового идентификатора заносится в единую систему учета и контроля, благодаря чему возможно отследить прохождение почтового отправления через сеть Интернет на официальном сайте Почты России (www.russianpost.ru). Почтовый идентификатор находится в чеке, выдаваемом при приеме почтового отправления, а также на конверте.
Таким образом, по мнению Заявителя, установление заказчиком требований о нанесении штрихового идентификатора на все виды корреспонденции и возврат простых почтовых отправлений с указанием причин их невручения противоречит действующему законодательству, следовательно, установление названных требований незаконно и влечет ограничение конкуренции.
Кроме того, в техническом задании на оказание услуг почтовой связи устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Вместе с тем, в извещении запроса котировок к участникам закупки такие требования не установлены.
Если принять во внимание указанные ограничения, изложенные в техническом задании, ФГУП "Почта России" не может участвовать в запросе котировок, что, по мнению Заявителя, влечет за собой ограничение конкуренции.
В ходе внеплановой проверки Владимирским УФАС России были получены пояснения от заказчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Заказчик).
В обоснование правомерности своих действий Заказчик пояснил следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При описании объекта закупки в Приложении N 4 к извещению о проведении запроса котировок "Техническое задание" указана и описана сложившаяся потребность Заказчика в услугах почтовой связи по пересылке почтовых отправлений. Целью закупки является получение качественного результата, а, в случае его недостижения, Заказчику для осуществления контроля за расходованием бюджетных средств необходима информация о причинах неоказания или некачественного оказания услуги для последующего применения меры ответственности к исполнителю.
Присвоение штрихового идентификатора обусловлено потребностью Заказчика в отслеживании доставки/недоставки простых писем. Поскольку отчет по указанным отправлениям, либо иные доказательства вручения в соответствии с пунктом 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 N 234 (далее - ПОУПС) не предоставляются, указанное положение документации полностью соответствует Закону о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом Министерства информатизации и связи РФ от 11.02.2000 N15 "О развитии системы штрихкодовой идентификации в почтовой связи" в управлениях почтовой связи введена система штрихкодовой идентификации, утвержден порядок формирования штрихкодового идентификатора.
На основании вышеизложенного, учитывая тот факт, что требования к услугам устанавливаются исходя из потребностей заказчика, Заказчик считает вывод о том, что указанное требование противоречит действующему законодательству, необоснованным. Кроме того, Заявителем не обоснована невозможность его применения при обработке письменной корреспонденции.
Более того, ФГУП "Почта России" неоднократно принимала участие и становилась победителем торгов одним из требований к услугам в которых было требование проставлять штрихкоды на всю письменную корреспонденцию, в том числе на простые почтовые отправления, а именно:
- запрос котировок N 0159100000512000002 (заказчик - Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области),
- электронный аукцион N 0127200000213001421 (заказчик - Управление государственных закупок Брянской области),
- запрос котировок N 0128100002413000017 (заказчик - ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира),
- электронный аукцион N 0141100000513000086 (заказчик - Управление Судебного департамента в Костромской области),
- электронный аукцион N 0141200002013002202 (заказчик - Управление по обеспечению деятельности мировых судей Костромской области),
- электронный аукцион N 0215100001313000009 (заказчик - УПФР в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии).
2. В соответствии с пунктом 35 ПОУПС почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу в следующих случаях:
а) по заявлению отправителя;
б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения;
в) при отсутствии адресата по указанному адресу;
г) при невозможности прочтения адреса адресата;
д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
То есть ПОУПС не содержат разграничения обязанности возвратить письменную корреспонденцию в случае ее невручения по видам писем: простые и регистрируемые.
Согласно Приложению N 4 к извещению о проведении запроса котировок "Техническое задание", доставка простых отправлений осуществляется в соответствии с пунктами 10, 32 ПОУПС. При невозможности вручения адресатам простые почтовые отправления подлежат возврату отправителю с указанием причин невручения.
Таким образом, по общему правилу простые письма подлежат доставке в почтовый ящик адресата и только в случае неудачной попытки доставки возвращаются отправителю (отсутствие почтового ящика адресата, отсутствие дома по указанному адресу, неверно указанный адрес и так далее). Данное положение Технического задания также обусловлено необходимостью достоверного подтверждения невозможности вручения письма, а также прописано в полном соответствии с пунктом 35 ПОУПС.
3. Ограничений, преимуществ для участия в указанной закупке установлено не было, о чем указано в извещении о запросе котировок. Указание на отнесение Исполнителя к субъектам малого предпринимательства в Техническом задании вызвано технической ошибкой и никоим образом не повлияло и не могло повлиять на возможность участия ФГУП "Почта России" в закупке, так как, по утверждению самого Заявителя, для него неисполнимы требования по штрихкодированию всех почтовых отправлений и указанию причин невручения простых писем.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает, что положения данного запроса котировок не содержат нарушений норм Закона о контрактной системе в сфере закупок, либо иных отраслевых нормативно - правовых актов, а также отсутствует нарушение прав Заявителя и какое-либо ограничение конкуренции.
Изучив представленные документы, пояснения в рамках внеплановой проверки, Инспекция установила следующее.
23.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128100003515000195 о проведении запроса котировок на оказание почтовых услуг и приложения к извещению. Начальная (максимальная) цена контракта - 140 200,00 руб.
Заказчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В приложении N 4 к извещению содержится Техническое задание на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовых отправлений.
Пунктом 2 Приложения N 4 установлены в том числе следующие обязанности исполнителя :
"Производить обработку и доставку (вручение) почтовых отправлений по назначению. Обработка почтовых отправлений должна быть произведена Исполнителем в течение дня забора почтовых отправлений у Отправителей.
Обработка Исполнителем включает в себя:
- присвоение каждому почтовому отправлению уникального номера зашифрованного в штрих-код;
- нанесение на конверт каждого почтового отправления уникального номера, штрих-кода, а также информации об отправителе, адресате и его адресе, дате поступления почтового отправления Исполнителю, виде отправления и информации о вложении;
- для заказных почтовых отправлений оформление уведомлений о вручении (Приложение N 3 к Заданию), с нанесением штрих-кода, а также информации об отправителе, адресате и его адресе, дате поступления почтового отправления Исполнителю, виде письма, информации о вложении".
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014г. N 234 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" утверждены Правила оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Пунктом 31 Правил установлено, что при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
Исходя из названных положений Правил, пересылка регистрируемого почтового отправления отличается от пересылки простого почтового отправления выдачей отправителю квитанции и вручение почтового отправления адресату (его уполномоченному представителю) под расписку в получении.
При этом, Правилами не предусмотрена возможность присвоения почтовому отправлению уникального номера, зашифрованного в штрих-код, нанесения на конверт почтового отправления уникального номера, штрих-кода только в отношении регистрируемых почтовых отправлений.
Следовательно, противоречий действующему законодательству указанные требования Заказчика не содержат.
Также в Пункте 2 Приложения N 4 установлены в том числе следующие обязанности исполнителя :
"Доставка простых отправлений осуществляется в соответствии с п.п. 10, 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 N 234. При невозможности вручения адресатам простые почтовые отправления подлежат возврату отправителю с указанием причин невручения".
Согласно пункту 32 Правил, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи. Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В соответствии с пунктом 35 Правил, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу:
а) по заявлению отправителя;
б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения;
в) при отсутствии адресата по указанному адресу;
г) при невозможности прочтения адреса адресата;
д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
Из указанного положения следует, что осуществляется возврат не доставленных любых почтовых отправлений, не только регистрируемых.
Следовательно, противоречий действующему законодательству указанные требования Заказчика о возврате простых почтовых отправлений с указанием причин невручения не содержат.
Кроме того, в извещении и Приложении N 4 к извещению установлены требования к услугам исходя из потребностей Заказчика.
В отношении установления в Приложении N 4 к извещению требования к исполнителю "отнесение к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям" заказчик пояснил, что им была допущена техническая ошибка.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу пункта 6 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В рассматриваемом извещении о проведении запроса котировок на оказание почтовых услуг ограничений или преимуществ для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Следовательно, установленное в Приложении N 4 к извещению ошибочное требование не указывает и не может означать, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, само по себе размещение закупки для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций не противоречит Закону о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе, по итогам проведенного запроса котировок N 0128100003515000195 Заказчик 11.01.2016 заключил контракт на оказание услуг с ООО "ФПС", что также подтверждает возможность оказания услуг на условиях, установленных Заказчиком.
С учетом изложенного, нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении запроса котировок на оказание почтовых услуг N 0128100003515000195 Инспекцией не установлено.
По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать действия заказчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области при проведении запроса котировок на оказание почтовых услуг N 0128100003515000195 соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены инспекции |
|
|
|
|
|
|
|
|
Настоящее решение составлено в трех экземплярах, один из которых (без приложения) направляется заказчику, второй экземпляр (без приложения) направляется заявителю, третий экземпляр хранится в материалах контрольного мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 января 2016 г. N 5/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2016