Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 28 января 2016 г. N ВП-74/15
Резолютивная часть решения оглашена "28" января 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "2" февраля 2016 года.
г.Тамбов
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в составе:
руководитель инспекции - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в отсутствие представителей Контрольно-счетной палаты Тамбовской области и Управления строительства и инвестиций Тамбовской области, уведомленных о времени и дате проведения внеплановой проверки надлежаще,
на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), на основании обращения Контрольно-счетной палаты Тамбовской области,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком - Управлением строительства и инвестиций Тамбовской области требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0164200003014006309,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения проверки послужило обращение Контрольно-счетной палаты Тамбовской области (вх. от 10.12.2015 N 11698) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Управлением инвестиций Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164200003014006309 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове (2 очередь)".
В ходе проведения внеплановой проверки объявлялся перерыв до 28.01.2016.
1. Установлено, что 27.11.2014 комитет государственного заказа Тамбовской области опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки) извещение N 0164200003014006309 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове (2 очередь)".
Заказчиком по данной закупке является Управление инвестиций Тамбовской области (в настоящее время - Управление строительства и инвестиций Тамбовской области).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5700000 руб., размер обеспечения исполнения контракта - 1 736 508 руб.
Как следует из ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 8.1 документации рассматриваемого аукциона контракт заключается только после предоставления участником аукциона обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 8.4 документации аукциона определено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет, указанный в Информационном паспорте аукциона, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Также указанным пунктом предусмотрено, что способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно, а срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Срок действия контракта установлен пунктом 12.3 проекта контракта: "Контракт вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту".
Пунктом 3.1 проекта контракта установлено следующее: "Календарные сроки выполнения работ определены Сторонами: Начало работ: дата заключения контракта. Окончание работ: 3 (три) месяца с даты заключения контракта (с учетом срока прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий)".
В соответствии с пунктом 3.2 проекта государственного контракта сроки, указанные в п.3.1, являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ.
Пунктом 2.3 контракта определено следующее: "Оплата по настоящему контракту осуществляется Государственным заказчиком по мере поступления средств из областного бюджета с лицевого счета открытого в территориальном органе Федерального казначейства по Тамбовской области на расчетный счет Генподрядчика за фактически выполненные работы на основании акта приемки выполненных работ, оформленного в установленном порядке.
Оплата производится в рублях не более чем в течение тридцати дней с даты подписания документации, подтверждающей выполнение данных работ - акта приемки выполненных работ, при этом Государственный Заказчик вправе произвести оплату по контракту путем выплаты Генподрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа, пени) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Генподрядчиком предусмотренных контрактом обязательств".
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, исполнение контракта представляет собой комплекс мер, включающих, помимо прочего, оплату заказчиком выполненных работ, а также отдельных этапов исполнения контракта. Поэтому срок исполнения контракта определяется с учетом срока исполнения работ со стороны подрядчика и срока его оплаты заказчиком.
Согласно информации, содержащейся в извещении о проведении рассматриваемого аукциона и документации (пункт 9 Информационного паспорта аукциона) заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта, равное 30% от начальной (максимальной) цены контракта - 1 736 508 рублей.
По итогам проведенного аукциона победителем было признано ООО институт "Тамбовстройпроект", предложившее цену контракта в размере 5 759 418,20 руб. (протокол подведения итогов электронного аукциона от 23.12.2014 N 0164200003014006309-2).
Победителем электронного аукциона ООО институт "Тамбовстройпроект" посредством функционала сайта оператора электронной площадки был направлен в адрес заказчика проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В качестве обеспечения исполнения контракта ООО институт "Тамбовстройпроект" представило банковскую гарантию N0015890/1 от 15 января 2015 года на сумму 1 736 508 рублей, выданную открытым акционерным обществом "Объединенный Кредитный Банк". Согласно пункту 3 банковской гарантии гарантия вступает в силу с 15 января 2015 года и действует по 30 апреля 2015 года. Указанная банковская гарантия была признана Заказчиком надлежащей, и с победителем аукциона был подписан государственный контракт.
Однако, данная банковская гарантия по сроку ее действия не соответствовала требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
Так, частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В данном случае, протокол подведения итогов электронного аукциона был размещен заказчиком в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 24.12.2014 в 17 час. 40 мин.
Таким образом, с учетом положений ч.9 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт мог быть заключен не ранее 4 января 2015 года.
В соответствии с информацией, размещенной в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, контракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове (2 очередь)" по результатам электронного аукциона N0164200003014006309 был заключен 21.01.2015 года.
Принимая во внимание дату заключения контракта (21.01.2015), а также положения пунктов 2.3, 3.1 проекта контракта в части сроков выполнения работ, его приемки и оплаты, и установленных Законом о контрактной системе и документацией об аукционе требований к сроку действия банковской гарантии, срок действия рассматриваемой банковской гарантии-30.04.2015 заведомо не может превышать срок действия настоящего контракта не менее чем на один месяц.
Кроме того, в банковской гарантии содержалось неправомерное требование о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по гарантии, документов (оригинала банковской гарантии (пункт 9 банковской гарантии), не включенных в Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005.
Таким образом, участник закупки ООО институт "Тамбовстройпроект", подписав проект контракта и представив банковскую гарантию с нарушением объявленных в документации об аукционе условий, допустил нарушение ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в силу части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик должен был отказать ООО институт "Тамбовстройпроект" в принятии банковской гарантии N0015890/1 от 15 января 2015 года.
Однако, Заказчик в нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе и пункта 8.4 документации об аукционе принял ненадлежащую банковскую гарантию, представленную обществом, и заключил 21.01.2015 государственный контракт N0164200003014006309_53113 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове (2 очередь)".
В действиях Управления строительства и инвестиций Тамбовской области и ООО институт "Тамбовстройпроект", заключивших государственный контракт по итогам электронного аукциона N0164200003014006309 с нарушением требований Закона о контрактной системе и объявленных условий, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Однако, срок привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ (один год) истек.
2. Контрольно-счетная палата Тамбовской области считает, что на официальном сайте должны быть размещены документы и информация, удостоверяющие полномочия лица подписавшего банковскую гарантию, обеспечивающую исполнение настоящего контракта, но указанное требование не соблюдено при проведении указанной закупки.
При этом, Контрольно-счетная палата Тамбовской области не указывает нормативный правовой акт, на основании которого сделаны данные выводы.
Данные доводы Контрольно-счетной палаты Тамбовской области Инспекция Тамбовского УФАС России считает не основанными на законодательстве о контрактной системе, так как отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий обязательность размещения на сайте документов и информации, удостоверяющих полномочия лица, подписавшего банковскую гарантию, обеспечивающую исполнение контракта.
По итогам проведения внеплановой проверки инспекция Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Управление строительства и инвестиций Тамбовской области нарушившим требования ч.6 ст. 45 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта по итогам электронного аукциона N0164200003014006309.
2. Признать ООО институт "Тамбовстройпроект" нарушившим требования ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта по итогам электронного аукциона N0164200003014006309
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Руководитель инспекции |
Н.Н. Колодина |
Члены инспекции |
В.В. Иванов |
|
Н.Е. Козлова |
|
|
|
|
исп. Иванов В.В.
(4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 28 января 2016 г. N ВП-74/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2016