Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 января 2016 г. N 03/ав
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по контролю в сфере закупок в составе:
- Руководитель Управления Демкин А.В.;
- Начальник отдела Управления Плеханов А.Н.;
- Заместитель начальника отдела Управления Миронов А.Г.
От Заказчика - Шарапов Н.В. по доверенности N168 от 14.01.2016, Хонинов И.В. по доверенности N167 от 11.01.2016.
на основании поступившего от ООО "ЭКСПРЕСС-КУРЬЕР" (исх. N045 от 22.12.2015; вх. N2016-ж от 23.12.2015) обращения, провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о проведении Заказчиком - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" (далее - Заказчик) электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг почтовой связи (извещение N0887200000315000573).
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова,12а, каб.104.
Рассмотрение поступившего обращения было назначено на 19.01.2016. В ходе заседания был объявлен перерыв до 12.00 20.01.2016.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
Как следует из доводов ООО "ЭКСПРЕСС-КУРЬЕР" (исх. N045 от 22.12.2015; вх. N2016-ж от 23.12.2015), объект закупки не соответствует предмету закупки.
В соответствии с контрактом Заказчику необходимо пересылать, отправлять внутреннюю письменную и международную корреспонденцию, по факту Заказчик осуществляет закупку государственных знаков почтовой оплаты (ГЗПО).
В соответствии с пунктом 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 N637, подобной услугой является пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей). На основании вышеизложенного, ФГУП "Почта России" является естественным монополистом именно в сфере пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей). Знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам, не являются внутренней письменной корреспонденцией и не могут закупаться монопольно.
Таким образом, ООО "ЭКСПРЕСС-КУРЬЕР" делает вывод, что Заказчик закупает дополнительные услуги.
Представители Заказчика пояснили Комиссии, что государственный контракт N 2860104776015000558 на оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке (вручению) всех видов внутренних почтовых отправлений и дополнительных услуг (хранению и выдаче возвращенных почтовых отправлений, подготовке сопроводительной документации, наклейке адресного ярлыка) был заключен по итогам размещения извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), на дату рассмотрения обращения контракта исполнен.
Сам контракт был заключен по образцу, предоставленному ФГУП "Почта России".
В ходе рассмотрения доводов сторон Комиссия Управления установила следующее.
07.12.2015 казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предметом которой является оказание услуг почтовой связи N 0887200000315000573.
14.12.2015 между казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" и ФГУП "Почта России" заключен государственный контракт на оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке (вручению) всех видов внутренних почтовых отправлений и дополнительных услуг (хранению и выдаче возвращенных почтовых отправлений, подготовке сопроводительной документации, наклейке адресного ярлыка) N2860104776015000558.
Согласно информации с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, контракт заключен на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта оплата услуг по пересылке письменной корреспонденции производится Заказчиком государственными знаками почтовой оплаты.
Согласно пункту 3.2 контракта в целях оплаты обязательств, указанных в пункте 1.2 контракта, Исполнитель передает Заказчику в собственность государственные знаки почтовой оплаты в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявки.
В ходе заседания Комиссией Управления были запрошены акты приемки выполненных работ по настоящему контракту.
Изучив представленный акт N073008у00004493 от 21.12.2015 и счет-фактуру N07300812210000129 от 21.12.2015, Комиссия Управления установила, что Заказчиком по контракту N 2860104776015000558 было принято и оплачено 17 000 (семнадцать тысяч) маркированных конвертов и 6 458 почтовых марок.
Статьей 4 Федерального закона от 17.07.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрены сферы деятельности естественных монополий, в которые, в том числе, включены услуги общедоступной почтовой связи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.06.1995 N176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам (далее - Перечень).
Указанным Перечнем поставка маркированных конвертов, карточек и государственных знаков почтовой оплаты не предусмотрена, в связи с чем их реализация к сфере деятельности субъектов естественных монополий не отнесена.
Указанная правовая позиция согласуется с разъяснением ФАС России (письмо 12.07.2013 NЦА/27149/13), а также подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2014 по делу NА66-9828/2013, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2013 NА79- 17212/2012).
Таким образом, заключение государственного контракта на оказание услуг по приему, обработке, пересылке, доставке (вручению) всех видов внутренних почтовых отправлений и дополнительных услуг (хранению и выдаче возвращенных почтовых отправлений, подготовке сопроводительной документации, наклейке адресного ярлыка) с ФГУП "Почта России", включающего в себя поставку маркированных конвертов и почтовых марок, как с субъектом естественных монополий незаконно.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен и исполнен, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать.
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
4. Направить данное решение Заказчику и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 января 2016 г. N 03/ав
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2016