Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 22 января 2016 г. N ГЗ-24/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
В присутствии представителей:
Уполномоченный орган:МКУ Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
- Билалова Юлия Викторовна (по доверенности)
Заявитель: ООО "УФА-ЭКОЙЛ" на заседание комиссии не явилось, уведомлено надлежащим образом.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили жалоба отООО "УФА-ЭКОЙЛ" (вх.N 505 от 18.01.2016г.), на действияЗаказчика, в лицеМБОУ СОШ с.Татыр-Узяк МР Хайбуллинский район РБ, Уполномоченного органа, в лице МКУ ЦБУО МР Хайбуллинский район РБпри определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0301300471515000036Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ с.Татыр-Узяк муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан. 20.01.2016г. (вх. N 640) поступило дополнение к жалобе
Согласно жалобеЗаявителя,ЗаказчикнарушилФедеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе), в связи с формированием аукционной документации с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Уполномоченным органом была представлена информация по электронному аукциону N0301300471515000036Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ с.Татыр-Узяк муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан.
Комиссия Башкортостанского УФАС России изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Уполномоченным органом, в лице МКУ ЦБУОМР Хайбуллинский район РБ в интересах Заказчика, МБОУ СОШ с.Татыр-Узяк МР Хайбуллинский район РБ на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N0301300471515000036Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ с.Татыр-Узяк муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан.Начальная (максимальная) цена контракта 15 169 820,00 рублей.
1. Согласно первому доводу жалобы Заявителя, в документации о закупке не указан срок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, проанализировав аукционную документацию установила, что в п.7 раздела 1 "общие сведения" Заказчиком указан размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его представления со ссылками на нормы Закона. Довод Заявителя о том, что в статье 70 Закона о контрактной системе речь идет о "представлении" банковской гарантии является ошибочным, поскольку в данной норме Закона прямо указано: "победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта".
Таким образом, данный довод Комиссия Башкортостанского УФАС России признается необоснованным.
2. Согласно второму доводу жалобы Заявителя, в проекте контракта не указаны сроки оформления результатов приемки объекта.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссия Башкортостанского УФАС России проанализировав проект муниципального контракта установила, что Заказчиком в разделе 6 "сдача-приемка работ" указаны сроки рассмотрения заказчиком КС-2, КС-3.
Помимо подписания при приемке работ КС-2, КС-3 в п.6.4 проекта контракта предусмотрена приемка законченного капитального ремонта объекта, которая осуществляется комиссией, создаваемой в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, после выполнения генеральным подрядчиком всех своих обязательств, предусмотренных Контрактом с подписанием акта приемки законченного капитального строительства объекта.
Порядок оформления результатов приемки указан - подписание акта приемки, а сроки подписания такого документа (срок оформления результатов работ) не указаны.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно третьему доводу жалобы Заявителя, вЗаказчик не установил в требованиях к содержанию второй части заявки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать из числа прочего требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пункт 7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе гласит, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению и п.13.3 раздела N 1 аукционной документации, электронный аукцион N 0301300471515000036 в соответствии с ст.30 закона о контрактной системе проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП/СОНО).
Комиссия Башкортостанского УФАС России исходя из анализа аукционной документации установила, что Заказчик при проведении закупки для СМП/СОНО не установил в документации требование к содержанию в составе второй части заявки декларация о принадлежности участника закупки к данной категории.
Таким образом, Заказчик нарушил положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно четвертому доводу жалобы Заявителя, вЗаказчик установил в контракте больший срок для оплаты работ (30 банковских дней), чем требует Закон (не менее 30 дней).
В соответствии с ч.8 ст. 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати днейс даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Комиссия Башкортостанского УФАС России проанализировав проект муниципального контракта установила, что в п.3.5 указано следующее: "Заказчик оплачивает окончательно выполненные работы путем перечисления денежных средств в течение 30 банковских дней".
Вместе с тем, в соответствии с ст.190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом срок определяется календарной датой или истечением времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Частью 8 ст.30 Закона о контрактной системе установлен срок в 30 дней. При этом согласно Федеральному закону от 03.06.2011г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени", календарный день - период времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня.
Законодательное определение понятия "банковский день" отсутствует. Тем не менее, в соответствии с Современным экономическим словарем банковский день - часы рабочего дня банка, в течение которых производятся платежные операции, датируемые этим числом. Обычно банковский день продолжается с 10 до 16 часов, т.е. понятие "банковский день" определяет часы работы банка в течение суток (внутри суточный график работы), а не срок в количествах дней.
Таким образом, Заказчик установил в контракте больший срок для оплаты работ (30 банковских дней), чем требует Закон (не менее 30 дней), нарушив тем самым положение ч.8 си.30 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик не установил в документации срок окончания действия банковской гарантии.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчиком в п. 16.1 проекта контракта установлено, что срок действия контракта - до выполнения Сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом. Частью 4 п.7 раздела 3 1 аукционной документации установлено, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п.16.1 проекта контракта, контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до выполнения Сторонами всех обязательств, предусмотренных Контрактом.
Из положений документации невозможно установить конкретный срок действия контракта и соответственно невозможно определить каким должен быть срок действия банковской гарантии в виде календарной даты.
Таким образом, Заказчик нарушил положение ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в п.1.1 аукционной документации неправомерно установлена возможность Заказчика изменить условия контракта:в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до Заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с ч.6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Заказчик МОБУ СОШ с.Татыр-Узяк муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан является бюджетным и не относится к казенным учреждениям. Следовательно, ссылка в п. 1.1 аукционной документации на ч. 6 ст.161 БК РФ является неправомерным.
Вместе с тем, Комиссия Башкортостанского УФАС России не может принять данный довод жалобы обоснованным, в виду того, что в п.11 аукционной документации указано: "изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон".
Таким образом, исполнитель в случае не согласия вправе отказаться от изменения условий контракта.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, в контракте не указан срок возврата обеспечения контракта.
В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п.9.8 проекта муниципального контракта, обеспечение исполнения контракта, в случае внесения в форме передачи денежных средств, должно быть возвращено Генеральному подрядчику не позднее чем через 15 дней после получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию, включая устранение недостатков.
Указанное в контракте событие, с наступлением которого исчисляется срок, не является событием, которое должно наступить неизбежно.
Согласно ч.1 ст.55 и п.3 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требуется представление документа - разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт.
Согласно п.4.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства.
Более того, согласно условиям самого контракта не предусмотрено получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, в нарушении ч.7 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчиком срок возврата обеспечения контракта указан не верно.
8. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком нарушено требование ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3.9 контракта, оплата выполненных работ осуществляется исходя из фактических объемов работ и сметной стоимости этих работ. В случае если при окончательном расчете за выполненные работы, стоимость фактически выполненных работ и затрат Генеральный подрядчика ниже цены Контракта, то цена Контракта подлежит уменьшению.
Комиссия Башкортостанского УФАС России полагает, что формулировка контракта "стоимость фактически выполненных работ и затрат Генеральный подрядчика ниже цены Контракта, то цена Контракта подлежит уменьшению" не соответствует требованию ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о нарушении Заказчиком данной нормы Закона.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3-5 ст.31 Закона о контрактной системе, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. N 99 следует, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Из приложения N 1к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 следует, что осуществлении закупки работ строительных, а именно "Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей необходимо руководствоваться следующим: Дополнительным требованиям к участникам закупки работ строительных является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям установлено: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, проанализировав аукционную документацию установила, что Заказчик в нарушение вышеприведенной нормы Закона в качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям указал только "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ".
Таким образом, Заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
9. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком не установлены значения эквивалентности по отдельным позициям материалов.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, проанализировав аукционную документацию установила следующее.
В соответствии сч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в силу Закона, Заказчик вправе в аукционной документации устанавливать неизменные значения показателей.
Согласно п.16.1 раздела N 1 первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: "согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в техническом задании документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией".
Таким образом, исходя из требований, установленных в аукционной документации следует, что участники в своей заявке указывают конкретные показатели только, в случае, если такие показатели установлены документацией об аукционе. Оспариваемые же позиции, отраженные в жалобе Заявителя таких показателей не содержат.
Учитывая изложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России признает данный довод жалобы Заявителя необоснованным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Уфа-ЭКОЙЛ" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении поставщика путем электронного аукциона N0301300471515000036Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ с.Татыр-Узяк муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан, частичнообоснованной.
2. В действиях Уполномоченного органа, Заказчика установлены нарушения пч.13 ст.34, п.2 ч.1 ст.64, ч.8 ст.30, ч.3 ст.96, ч.27 ст.34, ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе.
4. Уполномоченному органу, Заказчикувыдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 22 января 2016 г. N ГЗ-24/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2016