Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 января 2016 г. N 45А-2016
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России,
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ТрейдКом" (далее - Заявитель) на действия ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "РЕПРОДУКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ОСЕТРОВОДСТВА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303100023015000036 на расчистку и углубление водопроводящих и сбросных каналов Мехтебских НВВ в Бабаюртовском районе (II этап) (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
14.01.2016г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Заявитель указывает на следующие нарушения, допущенные Заказчиком при проведении Аукциона:
1) установление требований к питьевой воде при проведении Аукциона противоречит нормам Закона о контрактной системе;
2) Заказчиком не указан срок действия контракта, что не позволяет участнику закупки установить срок действия банковской гарантии, используемой в качестве обеспечения исполнения контракта;
3) установление требований к щебню и гравию, которые не являются объектом закупки, противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), а также на электронной площадке - ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
31.12.2015г. Заказчиком на Официальном сайте и на сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 178 080,00 рублей.
1. Комиссией установлено, что технической части аукционной документации установлены требование к питьевой воде.
Как следует из локального сметного расчета, приложенного к аукционной документации, вода, в данном случае, не является объектом закупки. Объектом закупки являются работы по расчистке и углублению водопроводящих и сбросных каналов Мехтебских НВВ в Бабаюртовском районе (II этап). Представитель Заказчика на заседании Комиссии 20.01.2016г. также не смог пояснить, каким пунктом локального сметного расчета предусмотрено закупка питьевой воды для использования при выполнении работ.
Учитывая, что Закон о контрактной системе предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе, предоставление сведений о товаре, не являющегося объектом закупки, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Следовательно, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
Комиссией также установлено, что Заказчиком установлено требование о соответствии воды питьевой ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством", который утратил силу. Таким образом, установленные Заказчиком требования к воде не являются стандартными в настоящее время.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта срока действия контракта, что не позволяет участнику закупки установить срок действия банковской гарантии, используемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
По мнению Комиссии, Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих указывать в проекте контракта срок его действия. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Комиссией установлено, что проектом государственного контракта не предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 425 ГК РФ, контракт признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Документация об Аукционе и проект государственного контракта содержат сроки окончания исполнения сторонами обязательств по контракту.
В соответствии с п. 6.1 проекта контракта работы следует выполнить в течение 22 дней со дня заключения контракта. Согласно п. 4.3 проекта контракта оплата за выполненные работы осуществляется в течение 20 банковских дней с момента выставления счета подрядчиком.
Указанные сроки в соответствии с ч. 3 ст. 425 ГК РФ признаются сроком действия контракта. При наличии указанных сроков участник закупки может определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Заявитель указывает, что установление требований к щебню и гравию, которые не являются объектом закупки, противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в технической части аукционной документации Заказчиком установлены требования к щебню и гравию. Как следует из локального сметного расчета, приложенного к аукционной документации, щебень и гравий, в данном случае, не является объектом закупки. Объектом закупки являются работы по расчистке и углублению водопроводящих и сбросных каналов Мехтебских НВВ в Бабаюртовском районе (II этап). Представитель Заказчика на заседании Комиссии 20.01.2016г. также не смог пояснить, каким пунктом локального сметного расчета предусмотрено закупка щебня и гравия для использования при выполнении работ.
Учитывая, что Закон о контрактной системе предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе, предоставление сведений о товаре, не являющегося объектом закупки, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Следовательно, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
4. В результате проведенной в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. Комиссией установлено, что текст технической части аукционной документации напечатан Заказчиком светлым шрифтом, близким до степени смещения с фоном документа, что затрудняет его восприятие. В частности, трудно распознаваемы знаки препинания, разделяющие показатели товаров, которые, в свою очередь, определяют содержание первой части заявки на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии 20.01.2016г. не представил доводов, объясняющих использование Заказчиком при описании объекта закупки трудно распознаваемый шрифт.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4.2. Комиссией установлено, что Заказчиком в технической части документации об Аукционе установлено следующее требование к песку: "Содержание глины в комках более 2 % по массе".
При этом, в соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" содержание глины в комках для требуемых Заказчику мелкого или среднего групп песка не должно превышать 0,5 процентов по массе.
Комиссия считает, что указанные при описании песка показатели "класс песка" или "группа по крупности" определены стандартом, исходя из содержания в них тех или иных составляющих, в том числе глины в комках. Требуя соответствия песка тому или иному классу или группе, Заказчик подразумевает обладание такими разновидностями песка характеристиками, которые предусматривает для них государственный стандарт. При этом, установление значений таких характеристик не в соответствии с требованиями такого стандарта свидетельствует о необъективности установленных требований.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели песка не являются стандартными.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано Предписание N39А-2016 от 20.01.2015г. об устранении выявленных нарушений предписание не выдавать
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
Ш.М. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 января 2016 г. N 45А-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2016