Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 12 января 2016 г. N 1928ЗК-2016
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России,
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д.- Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. -Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу Дагестанского филиала ОАО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Запкаспводхоз" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок (извещение N 0303100001515000028) на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий на гидротехнических сооружениях ФГУ Запкаспводхоз (далее - Запрос котировок), в присутствии представителей сторон:
- ФГБУ "Запкаспводхоз", Абдуева А.С. (доверенность от 11.01.2016г.)
- Дагестанского филиала ОАО "АльфаСтрахование", Магомедова М.А. (доверенность от 12.01.2016г.),
У С Т А Н О В И Л А:
28.12.2015г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
В жалобе Заявитель указывает на необоснованное признание Заказчиком заявки АО "СОГАЗ" победителем в Запросе котировок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), выслушав представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
08.12.2015 Заказчиком на Официальном сайте были размещены извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 494 400,00 рублей.
В жалобе Заявителя указывается на то, что котировочная Единая комиссия необоснованно допустила к участию в запросе котировок заявку АО "СОГАЗ", что привело к незаконному выбору победителя Запроса котировок.
1. Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок N0303100001515000028 от 08.12.2015 (далее - Протокол) на момент окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок поступило три заявки: ОАО "АльфаСтрахование", АО "СОГАЗ" и САО "ВСК". По результатам рассмотрения заявок Единой комиссией по закупкам Заказчика было принято решение о признании победителем Запроса котировок участника - АО "СОГАЗ", у которого заявка отвечает наилучшим условиям договора и предложила государственному заказчику заключить гражданско-правовой договор с ним на основании ст. 78, части 6 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соотвествии с ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Комиссией установлено, что в заявке Заявителя (ОАО "АльфаСтрахование") на участие в запросе котировок предложена цена договора - 428,400 рублей, а участником Запроса котировок АО "СОГАЗ" - 302,400 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
По итогам проведенного Запроса котировок Заказчиком избран в качестве победителя участник закупки АО "СОГАЗ", предложивший наиболее выгодную для Заказчика цену договора по Запросу котировок.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований у Единой комиссии по признанию заявки несоответствующей требованиям п. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе и о необоснованности данного довода Заявителя.
2. Комиссией установлено, что расчет начальной (максимальной) цены произведен в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - ФЗ-225). В техническом задании конкурсной документации приведен список опасных объектов, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда.
В соответствии с протоколом котировочной комиссией заказчика принято решение признать победителем общество с предложением цены контракта - 302,400 рублей.
В соответствии с пунктами 6, 7 и 8 статьи 7 Федерального закона N 225-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона N 225-ФЗ при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
В пункте 11 статьи 7 Федерального закона N 225-ФЗ установлено, что порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с Федеральный законом N 225-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 225-ФЗ профессиональное объединение страховщиков: обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования, разрабатывает и устанавливает обязательные для профессионального объединения страховщиков и его членов стандарты и правила профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 225-ФЗ указано, что профессиональным объединением страховщиков устанавливаются стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта.
В разделе IV "Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии" Постановления N 808 предусмотрено, что размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, определяется как произведение страховой суммы и страхового тарифа, полученного путем умножения базовой ставки страхового тарифа (раздел I данного документа) на значения коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта и коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших.
Согласно пункту 1 раздела I Постановления N 808 базовые ставки определяются по типовым видам объектов - для гидротехнических сооружений этот показатель составляет 0,10%.
Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев устанавливается равным единице на период до 31 декабря 2016 года включительно. Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта: при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (пункты 1, 2, 3 раздела II Постановления N 808).
Таким образом, АО "СОГАЗ" было обязано рассчитать страховую премию исходя из сведений, сообщенных страхователем.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Федерального закона "О защите конкуренции", недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что не допускается недобросовестная конкуренция.
Комиссией Дагестанского УФАС России установлено, что АО "СОГАЗ" и ОАО "АльфаСтрахование" работают на одном рынке оказания услуг обязательного страхования владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в границах Российской Федерации, следовательно, являются конкурентами.
АО "СОГАЗ", рассчитывая страховую премию, применило страховые тарифы по уровню безопасности, определяемому на основании декларации безопасности ГТС, "нормальный", отличный от установленного Заказчиком и указанных в конкурсной документации.
Применив заниженный коэффициент, АО "СОГАЗ" уменьшило итоговую сумму страховой премии с 494 400,00 рублей до 302 400,00 рублей. В результате уменьшения суммы страховой премии при подведении итогов конкурса АО "СОГАЗ" признан победителем.
Действия АО "СОГАЗ" противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, а именно пункту 11 статьи 7 Федерального закона N225-ФЗ, которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
АО "СОГАЗ" своими неправомерными действиями по занижению страховых тарифов, и в итоге страховой премии, получило преимущество. Заказчик заключил контракт от 28.12.2015г. N 16 именно с АО "СОГАЗ".
Таким образом, действия АО "СОГАЗ" направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Действия АО "СОГАЗ" причинило убытки добросовестному страховщику, участвовавшему в конкурсе, поскольку, конкурент лишился возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить договор со страхователем.
Комиссия Дагестанского УФАС России считает, что данные действия АО "СОГАЗ" являются недобросовестной конкуренцией.
В соответствии со статьей 14.2 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
Таким образом, действия АО "СОГАЗ" противоречат требованиям статьи 14.2 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать необоснованной.
2. Передать материалы дела N1928ЗК-2015 в отдел контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Дагестанского УФАС России для проверки наличия в действиях должностных лиц АО "СОГАЗ" нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении 3-х месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Исп. Ванатиев Н.Р.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 12 января 2016 г. N 1928ЗК-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2016