Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 января 2016 г. N 07-04-16
резолютивная часть решения объявлена 15.01.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 20.01.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Центрум" (далее - ООО "Центрум", заявитель) в лице генерального директора., действующего на основании решения N5 от 28.02.2014г. "О продлении срока полномочий на должности генерального директора ООО "Центрум";
от муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчика" местной администрации г.о. Нальчик (далее - заказчик), действующего на основании доверенности Nб/н от 23.11.2015г.;
от уполномоченного органа - Управления по муниципальным заказам Местной администрации городского округа Нальчик (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N45-1-24/48 от 14.01.2016г.,
рассмотрев жалобу ООО "Центрум" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300014415000656 "Содержание средств технического регулирования дорожного движения в г.о.Нальчик на 2016 год" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "Центрум" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением норм Закона о контрактной системе, тем самым ущемляя права и законные интересы участников закупок, в частности: 1) в соответствии с условиями документации об аукционе предусмотрено выполнение работ в выходные и праздничные дни, а также в любое время суток (ночное время), а смете не предусмотрена оплата работы в выходные и праздничные дни, ночное время, дежурство. В контракте не учтен порядок оплаты за работу в выходные и праздничные дни, в ночное время. Работы в выходные, праздничные дни, в ночное время предусмотрены в техническом задании, однако, по мнению заявителя, в самом контракте отсутствуют оплата и условия учета; 2) контакт предусматривает работы в течение всего года, в значительном временном отрезке, а также предусмотрены работы значительного объема и различные по составу работ и материалам. При этом контракт предусматривает сдачу, приемку всех работ по окончании контракта и оплату до 31.12.2016г. Единовременная оплата по текущим работам не соответствует гражданскому законодательству. Если формы КС-2 ежемесячные, заявитель считает, что в муниципальный контракт необходимо включить график выполнения работ и график оплаты ежемесячно; 3) в контракте не прописаны сроки приема-передачи работ, если заказчик не назначает экспертизу согласно доводам жалобы; 4) с учетом сложности состава работ, протяженности во времени, вида работ - текущие работы в течение всего года, трудового законодательства - необходимости выплаты заработной платы подрядчику, налогового законодательства - необходимости выполнения периодичных платежей в бюджет и внебюджетные фонды работы по текущему контракту должны оплачиваться периодично. При заключении контракта средства на оплату предусмотрены в бюджете, то есть у заказчика есть средства для периодичных платежей, однако по условиям контракта подрядчик находиться в заведомо невыгодных (кабальных) условиях перед заказчиком; 5) пункт 7.3 проекта контракта в части штрафных санкций не соответствует Постановлению Правительства РФ N1063 от 25.11.2013г.; 6) в контракте предусмотрена установка дорожных знаков с указанием размеров дорожных знаков, однако отсутствует спецификация дорожных знаков с указанием номера знака по ГОСТ; 7)аукцион объявлен 25.12.2015г., срок окончания заявок 11.01.2016г. (основной срок подачи заявок попадает в выходные и праздничные дни). С учетом работы электронной площадки, государственных органов, заказчика, банков заказчиком ограничивается допуск участников к аукциону. Вышеизложенные обстоятельства, свидетельствуют стремление заказчика ограничить допуск участников к аукциону; 8) в соответствии с условиями контракта (п.5.4.2, 5.4.13) на подрядчика возлагаются не свойственные ему функции и обязанности, в частности: исполнение предписания контрольно-надзорных органов возложено на подрядчика, при этом указанные органы не выдают предписания подрядчику, а выдают их заказчику и обязанность заказчика обеспечивать исполнение указанных предписаний; оплата штрафов возложена на подрядчика, но не понятно каких именно штрафов, подрядчик не обязан оплачивать штрафы за невыполнение предписаний надзорных органов выданных заказчику. Заказчик самостоятельно отвечает перед надзорными органами за невыполнение предписаний, подрядчик отвечает перед заказчиком за несвоевременное и некачественное выполнение работ; 9) в техническом задании (приложении к контракту) предусмотрено выполнение работ в срок, предусмотренный нормативными документами. Однако непонятно о каких документах идет речь; 10) В техническом задании указаны параметры знаков 700х700х700, таких знаков в соответствии с ГОСТ не существует; 11) В техническом задании указанны знаки в количестве 3491, что не соответствует локально-сметному расчету 349шт.
На основании вышеизложенного, заявитель просит защитить права и законные интересы ООО "Центрум"; отменить проведение электронного аукциона; обязать заказчика внести изменения в документацию об аукционе, привести документацию об аукционе в соответствие с нормами Закона о контрактной системе и гражданского законодательства; разместить электронный аукцион без ограничения прав потенциальных участников.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 15 января 2016г., представитель уполномоченного органа пояснил, что в пункта 65, 66, 67, 68 технического задания приведен перечень знаков, устанавливаемых при выполнении работ, с указанием типов знаков по ГОСТ. Пункт 5.4.2. проекта контракта говорит об обязанности подрядчика исполнять предписание контрольно-надзорных органов в случае, если такие предписания будут иметь место. Данный пункт проекта не предусматривает для подрядчика исполнять никаких дополнительных видов работ, либо обязанностей. Типоразмер знаков 700х700х700мм соответствует действующим нормативам (например знак "Железнодорожный переезд со шлагбаумом", "Железнодорожный переезд без шлагбаума" ГОСТ Р 52290-2004). В техническом задании аукционной документации (ведомость объемов работ) указанно количество знаков 349шт, аналогичное количество указанно в приложении N1 к проекту контракта "Техническое задание" и в прикрепленном в качестве обоснования начальной (максимальной) цены "Локальный ресурсный сметный расчет N1 - Установка дорожных знаков", в связи с чем у участников есть возможность определить количество требуемых дорожных знаков.
Представитель заказчика пояснили, что извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе подготовлены с учетом требований Закона о контрактной системе.
Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Рассмотрев доводы ООО "Центрум", выслушав представителя заказчика и уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
25.12.2015г. 17:38ч. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru электронный аукцион N0104300014415000656 "Содержание средств технического регулирования дорожного движения в г.о.Нальчик на 2016 год" опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 376 961.00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 25.12.2015г. 17:38ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 11.01.2016г. 18:00ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.01.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 21.01.2016г.
В техническом задании документации об аукционе предусмотрено выполнение полного комплекса работ по установке дорожных знаков, нанесению дорожной разметки, ремонту и обслуживанию светофорных объектов, ремонту и установке пешеходных ограждений, в частности, исполнитель обязан устранять повреждения, поломки, неисправности независимо от погодных условий, времени суток, дней недели, праздничных и выходных дней в сроки, установленные нормативными документами. Оплата труда рабочей силы при выполнении вышеуказанных работ заложена в локально-сметном расчете N1, утвержденном заказчиком 21 декабря 2015 года, и является неотъемлемой частью документации об аукционе. Более того, в локально-сметном расчете учитывается сметная прибыль, а также непредвиденные затраты 2 %, что также подтверждается представителем заказчика.
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Следовательно, заказчиком формируются извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе и техническое задание исходя из потребностей заказчика с указанием параметров к товарам, материалам, установленных в государственных, национальных, межгосударственных стандартов.
В техническом задании указанно: при выполнении работ по содержанию светофорных объектов следует руководствоваться следующими нормативными документами: ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы, основные параметры, общие технические требования, методы испытаний. ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ВСН 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ.
Заказчиком формируются извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе и техническое задание исходя из потребностей заказчика.
В рамках пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 2.4 статьи 2 проекта муниципального контракта муниципальный заказчик оплачивает работы подрядчика, выполненные в соответствии с настоящим Контрактом, путем перечисления Цены Контракта на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в статье 14 настоящего Контракта, за счет средств из местного бюджета до 31 декабря 2016 года.
Порядок и сроки осуществления заказчиком приемки выполнения работы (ее результатов) предусмотрены в статье 4 проекта муниципального контракта, в частности, 4.1)в течение 3 (трех) рабочих дней после завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик представляет Муниципальному заказчику комплект отчетной документации и Акт сдачи-приемки работ (Форма КС-2) с расшифровкой непредвиденных работ и затрат, подписанный Подрядчиком, в 2 (двух) экземплярах; 4.2) в течение 10 (десяти) дней после получения от Подрядчика документов, указанных в пункте 4.1 Контракта, Муниципальный заказчик с особенностями, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ, назначает экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта с оформлением экспертного заключения; 4.2.1) в случае получения от Муниципального заказчика, экспертом, экспертной организацией запроса о предоставлении дополнительных материалов, предоставлении разъяснений касательно результатов работ, относящихся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта, Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней обязан предоставить Муниципальному заказчику, эксперту, экспертной организации запрашиваемые дополнительные материалы, разъяснения в отношении выполненных работ; 4.2.2) не позднее 10 (десяти) дней после оформления заключения по итогам экспертизы Муниципальный заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту на предмет соответствия объема и качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Сметной документации, и направляет Подрядчику подписанный Муниципальным заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки работ. В случае отказа Муниципального заказчика от принятия результатов выполненных работ на основании экспертного заключения в связи с необходимостью устранения недостатков и (или) доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в экспертном заключении (акте, составленном Муниципальным заказчиком), устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет; 4.3) для проверки соответствия качества выполненных Подрядчиком работ требованиям, установленным настоящим Контрактом, Муниципальный заказчик вправе привлекать независимых экспертов; 4.4) в случае получения от Муниципального заказчика мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ, или экспертного заключения (акта) с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения Подрядчик в срок, установленный в указанном мотивированном отказе, экспертном заключении (акте), содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, обязан устранить полученные от Муниципального заказчика замечания/недостатки, произвести доработки и передать Муниципальному заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями/замечаниями комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков, выполнении необходимых доработок, а также повторный подписанный Подрядчиком Акт сдачи-приемки работ в 2 (двух) экземплярах для принятия Муниципальным заказчиком выполненных работ; 4.5) в случае, если по результатам рассмотрения отчета, содержащего выявленные недостатки и необходимые доработки, Муниципальным заказчиком будет принято решение об устранении Подрядчиком недостатков/выполнении доработок в надлежащем порядке и в установленные сроки, а также в случае отсутствия у Муниципального заказчика запросов касательно представления разъяснений в отношении выполненных работ, Заказчик принимает выполненные работы и подписывает 2 (два) экземпляра Акта сдачи-приемки работ, один из которых направляет Подрядчику в порядке и сроки, предусмотренные в пункте 4.2 Контракта; 4.6) Подписанный Муниципальным заказчиком и Подрядчиком Акт сдачи-приемки работ и предъявленный Подрядчиком Муниципальному заказчику счет на оплату Цены Контракта являются основанием для оплаты Подрядчику выполненных работ; 4.7) с момента начала работ и до их завершения Подрядчик ведет журнал производства работ. Если Муниципальный заказчик не удовлетворен ходом и качеством работ или записями Подрядчика, то он излагает свое мнение в журнале производства работ. Подрядчик обязан принять меры к устранению недостатков, обоснованно указанных Муниципальным заказчиком в журнале; 4.8) Риск случайной гибели или случайного повреждения результата работы до его приемки несет Подрядчик.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - ПП от 25.11.2013 N1063) установлены правила определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
В силу части 5 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В части 7.2 статьи 7 проекта муниципального контракта предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение Муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств по Контракту, начисляется штраф в виде фиксированной суммы в размере 2 % цены Контракта, что соответствует требованиям части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и ПП от 25.11.2013 N1063.
В рамках части 4 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно части 7.3 статьи 7 ПП от 25.11.2013 N1063 штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа является фиксированным и составляет 5 % цены контракта в каждом случае, что соответствует требованиям части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и ПП от 25.11.2013 N1063.
25.12.2015г. 17:38ч. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0104300014415000656 "Содержание средств технического регулирования дорожного движения в г.о.Нальчик на 2016 год", указав срок окончания срока подачи заявок - 11.01.2016г. 18:00ч.
На основании частей 2,3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, период между днем опубликования извещения и днем окончания срока подачи заявок на участие в аукционе доложен составлять 15 дней, что было осуществлено уполномоченным органом, указав срок окончания заявок на участие в аукционе - 11.01.2016г. 18:00ч.
В соответствии с ГОСТ Р 522290-2004 предусмотрено наличие знаков с размерами 700х700х700мм, установленный заказчиком в техническом задании.
В части II аукционной документации указанно, что предполагается установить тип дорожных знаков: 700х700х700мм - 3491 шт. Ведомостью объемов работ аукционной документации предусмотрено количество знаков 349шт, аналогичное количество указанно в приложении N1 к проекту контракта "Техническое задание" и в прикрепленном в качестве обоснования начальной (максимальной) цены "Локальный ресурсный сметный расчет N1 - Установка дорожных знаков".
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Исполнение муниципального контракта также должно осуществляться на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключен муниципальный контракт.
Вместе с тем данное не соответствие не может повлиять на результат определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что звяки на участие в аукционе формируется с учетом требования к характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ (Средства тех.регулирования) установленных заказчиком.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Центрум" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 января 2016 г. N 07-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2016