Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 21 января 2016 г. N 08/10-02
Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2016 г.
Изготовлено в полном объеме 26.01.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Хонинов Ю.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Давинов О.Э. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" Нимгиров В.С.
от Уполномоченного органа - Администрации г. Элисты Уланова А.Т.
в отсутствии представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНООПТ Плюс", который надлежащим образом уведомленный,
рассмотрев в открытом заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНООПТ Плюс",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 14.01.2015 г. поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНООПТ Плюс" (далее - Заявитель), в которой обжалуются действия заказчика - Муниципальное казанное учреждение "Дирекция единого заказчика" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: "Наружные инженерные сети и благоустройство 9-ти этажного 144-х квартирного жилого дома для переселения граждан из аварийного жилого фонда на 10 микрорайоне г Элиста РК (завершение строительства - 2 этап)" (реестровый номер N 0105300000715000226).
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона размещена с нарушением Закона о контрактной системе.
Заказчик и Уполномоченный орган возражали относительно доводов жалобы Заявителя согласно, письменным объяснениям, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к выводам о не обоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. 31.12.2015 г. Уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0105300000715000226 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по завершению строительства 9 этажного 144 кв. жилого дома для переселения граждан из аварийного жилого фонда на 10 микрорайоне г. Элиста, Республики Калмыкия (завершение строительства 2 этап).
Согласно извещению N 0105300000715000226 от 31.12.2015 г., начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 60 338 900 (шестьдесят миллионов триста тридцать восемь тысяч девятьсот) рублей 00 копеек.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0105300000715000226 от 15.01.2016 г., заявка единственного участника ООО "АлексСтрой" признана соответствующей требованиям документации электронного аукциона и Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены требования к документации электронного аукциона.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установлено, что в п. 26.1 раздела II "Информационная карта" документации электронного аукциона предусмотрено следующее:
- снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема услуг, качества оказываемых услуг и иных условий Контракта: допускается.
Согласно п. 17 "Изменение и расторжение контракта" раздела III "Проект контракт" документации электронного аукциона установлено, что:
17.16. Изменение условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением:
17.16.1. Перемены Подрядчика - если новый подрядчик является правопреемником Подрядчика по Контракту вследствие реорганизации Подрядчика в форме преобразования, слияния или присоединения;
17.16.2. Если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренный Контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный Контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в Контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объема работы Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы работы;
17.16.3. Выполнения работ, качество которых является улучшенным по сравнению с качеством, указанным в Контракте (в этом случае соответствующие изменения должны быть внесены Заказчиком в реестр контрактов, заключенных Заказчиком).
Из вышеизложенного следует, что Информационная карта и Проект контракта документации электронного аукциона содержат различные друг от друга возможности изменить существенные условия контракта.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу, что такие разночтения в документации электронного аукциона, нарушают требования п. 9 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно с ч. 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
В п. 6.8 ст. 6 "Обеспечение исполнения обязательств по контракту" раздела III "Проект контракта" документации электронного аукциона установлено, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (Десяти) банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по Контракту на условиях и в размере, установленных Контрактом и соответствующее положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При рассмотрении жалобы ООО "ТЕХНООПТ Плюс", представители Администрации г. Элисты и МКУ "ДЕЗ" пояснили, что данное положение проекта контракта не противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Как выше было указано, ООО "ТЕХНООПТ Плюс" на рассмотрение жалобы своего представителя не направило, и не представило доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод ООО "ТЕХНООПТ Плюс" не нашел своего подтверждения.
3. В п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложением к разделу IV "Техническое задание" документации электронного аукциона, установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, путем использования минимальных и максимальных значений, в том числе, установлены требования к веществам и компонентам (химическому составу) из которых состоят используемые материалы.
В частности, такие требования установлены в позициях: "песок природный для строительных работ средний"; "бензин растворитель БР-2"; "олифа для улучшенной окраски"; "грунтовка гф-021 красно-коричневая"; "Мука андезитовая кислотоупорная марка А"; "Олифа комбинированная марки К-3"; "флюс АН-47".
Учитывая, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Таким образом, действия МКУ "ДЕЗ", установившего указанные требования к описанию участниками закупок химического состава, компонентов товаров, используемых при выполнении работ, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следовательно, довод ООО "ТЕХНООПТ Плюс", о необоснованном установлении требований к химическому составу материалов, нашел свое подтверждение.
4. По доводу о том, что: "Ящик главной заземляющей шины ГЗШ" указан ГОСТ Р 513321.1, однако в данный момент действует ГОСТ 513321.1-2007; также в данной позиции указан ГОСТ 15150, что также не соответствует действительности, т.к в настоящее время действует ГОСТ 15150-69 и "Щитки квартирные навесные" указан ГОСТ 15150, что не соответствует действительности, т.к в настоящее время действует ГОСТ 15150-69.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки в документации о закупке необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что ГОСТ Р 513321.1, ГОСТ 15150 действительно являются не действующими.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчик не установил стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Следовательно, Аукционная документация не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указано, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ТЕХНООПТ Плюс", Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что документы закупки и ее приложения с реестровым номером 0105300000715000226 доступны для ознакомления.
Следовательно, довод ООО "ТЕХНООПТ Плюс" о нарушении ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" несостоятелен.
Таким образом, МКУ "ДЕЗ" при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по завершению строительства 9 этажного 144 кв. жилого дома для переселения граждан из аварийного жилого фонда на 10 микрорайоне г. Элиста, Республики Калмыкия (завершение строительства 2 этап) извещение N 0105300000715000226, допущены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 8 ч. 1 ст. 64, п. 9 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вышеуказанные нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" свидетельствуют о признаках совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Калмыцкого УФАС России решая вопрос о применении административной процедуры, предусмотренной ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части выдачи предписания об устранении выявленных нарушений считает, что допущенные МКУ "ДЕЗ" нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
В этой связи, Комиссия Калмыцкого УФАС России руководствуясь п. 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г., не выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОПТ Плюс" - частично обоснованной.
2. Признать МКУ "ДЕЗ" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 8 ч. 1 ст. 64, п. 9 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела должностному лицу, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Хонинов Ю.В.
Давинов О.Э.
Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 21 января 2016 г. N 08/10-02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2016