Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 января 2016 г. N 06-05/16т
изготовлено в полном объеме 22 января 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Саввиновой Ю.И. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Хабарова Николая Васильевича (далее также - ИП Хабаров Н.В., заявитель): не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заказчика Администрации Табалахского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация Табалахского наслега Верхоянского района РС(Я), заказчик): Потапов Г.В. (глава администрации Табалахского наслега Верхоянского района РС(Я)),
рассмотрев жалобу ИП Хабарова Н.В. на действия заказчика администрации Табалахского наслега Верхоянского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) (извещение N 0116300041315000010), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
12 января 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Хабарова Н.В. на действия заказчика администрации Табалахского наслега Верхоянского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) (извещение N 0116300041315000010).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 19 января 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ИП Хабарова Н.В. оглашена в полном объеме:
1. Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены излишние требования к участникам закупки в части наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Закона о контрактной системе) - указанные требования, в соответствии с Постановлением правительства N 99 от 04.02.2015 г. должны предъявляться к участникам закупки в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей. Начальная (максимальная) цена контракта при проведении электронного аукциона на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) (извещение N 0116300041315000010) составляет 571 200,00 рублей, таким образом указанное требование установлено заказчиком неправомерно.
2. В текстах извещения о проведении электронного аукциона и информационной карты аукционной документации имеются разночтения - в извещении сроком исполнения контракта указан февраль 2016 года, в информационной карте - 01 июля 2016 года.
3. В пункте 12 информационной карты документации об электронном аукционе "Требования к участникам закупки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также заказчиком" установлено, что к участникам предъявляются требования о правомочности участника закупки заключать контракт. Между тем, пункт 2 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливающий данное требование в настоящее время утратил силу.
Просит проверить документацию об электронном аукционе на соответствие законодательству о контрактной системе.
Представитель заказчика с жалобой заявителя не согласился и пояснил следующее:
При составлении извещения о проведении электронного аукциона на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) (извещение N 0116300041315000010) ответственным секретарем допущена техническая ошибка, вследствие которой в извещение было включено требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. В информационной карте документации об электронном аукционе указанное требование отсутствует.
Указывает, что в соответствии с положением части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалобу на положения документации могут подавать только участники закупки, ИП Хабаров Н.В. таковым не является, заявка на участие в закупке им не подавалась.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
28 декабря 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0116300041315000010 о проведении электронного аукциона на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 571 200,00 рублей.
14 января 2016 года состоялось рассмотрение единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300041315000010-1.
Аукционная комиссия, рассмотрев единственную заявку на участие в электронном аукционе, признала ее соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта заказчиком приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Хабарова Н.В. обоснованной на основании следующего.
Как следует из текста извещения о проведении закупки от 28.12.2015 г. N0116300041315000010 к участникам закупки установлено, в том числе, требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию.:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99.
Так, приложением 1 к указанному постановлению установлено, что дополнительные требования к участникам закупки, такие как наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе, с условием, что стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, устанавливаются к участникам закупки в том случае, если предметом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Из извещения о проведении электронного аукциона N 0116300041315000010 на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я), а также из аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 571 200,00 рублей. Следовательно, учитывая, что начальная (максимальная) цена составляет менее чем 10 млн. рублей, заказчиком к участникам закупки неправомерно установлены требования предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик признается нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Перечень сведений, включаемых заказчиком в извещение о проведении электронного аукциона установлен частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещение о проведении электронного аукциона помимо прочего должны включаться сведения, предусмотренные статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать в себе краткое изложение условий контракта, в том числе сроки завершения работы либо график оказания услуг.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона должна соответствовать условиям контракта, заключение которого является предметом закупки.
Между тем, в разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения о проведении электронного аукциона N 0116300041315000010 на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) указано следующее: "Срок исполнения контракта: год 2016 месяц Февраль; Срок исполнения отдельных этапов контракта: 28.02.2016; Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): Ремонт улиц", в пункте 4 приложения N 1 к проекту муниципального контракта "Техническое задание на выполнение работ по отсыпке автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района Республики Саха (Якутия)" указано следующее: "Срок выполнения работ с момента подписания муниципального контракта, сдача работ до 01.07.2016 года", пунктом 6 "Сроки поставки товара" раздела Х аукционной документации "Информационная карта аукциона в электронной форме" установлено следующее: "Завершение работы: "01" июля 2016 года".
Таким образом, в извещении о проведении электронного аукциона и проекте муниципального контракта содержатся разночтения в части информации о сроках выполнения работ по отсыпке автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я).
В связи с вышеизложенным заказчик признается нарушившим пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Как установлено материалами дела, пунктом 12 "Требования к участникам закупки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также заказчиком" раздела Х аукционной документации "Информационная карта аукциона в электронной форме" установлено, что к участникам предъявляются следующие требования:
- Правомочность участника закупки заключать контракт;
- Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
- Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.
- Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
- Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
- Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
- Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Между тем, перечень единых требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, определен частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требование о правомочности участника закупки заключать контракт исключено из указанного перечня с вступлением в силу Федерального закона от 04.06.2014 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .
В связи с вышеизложенным заказчик признается нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Жалоба индивидуального предпринимателя Хабарова Н.В. признается обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Пунктом 11 части 1 статьи 64 установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) (извещение N 0116300041315000010) не содержит указания даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Однако в нарушение положений пункта 10 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) (извещение N 0116300041315000010) отсутствует требование к участникам такого аукциона в части того, чтобы участник закупки не являлся офшорной компанией.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Пунктом 7 Правил установлено, что размер ставки определяется по формуле:
где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Согласно пункту 8 Правил, коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Как установлено материалами дела начальная (максимальная) цена контракта составляет 571 200,00 руб.
Из материалов дела следует, что в проекте государственного контракта не указаны размеры штрафов, предусмотренных Правилами, а также отсутствует формула расчета пени в соответствии с Правилами.
Из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер неустойки, штрафов, пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
Между тем в проекте муниципального контракта на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) не указаны размеры штрафов, предусмотренных Правилами, а также отсутствует указание размера и формула расчета пени в соответствии с Правилами.
Заказчиком нарушена часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе в проекте муниципального контракта на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с. Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) отсутствует условие о порядке и сроках оплаты работ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы, а также о сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из материалов дела следует, что размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 57 120,00 рублей.
Между тем, в проекте муниципального контракта на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) отсутствует требование обеспечения исполнения контракта, а также указание сроков возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчиком нарушены часть 1 статьи 96, часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Между тем пунктом 26 "Срок подписания контракта победителем аукциона или иным его участником, с которым заключается контракт. Условия признания победителя аукциона или данного участника уклонившимися от заключения контракта" раздела Х аукционной документации "Информационная карта аукциона в электронной форме" установлено, что контракт заключается не ранее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом заказчиком нарушена часть 9 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между тем, как установлено материалами дела, в пункте 1.1 раздела 1 "Предмет контракта" в проекта муниципального контракта на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с. Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) указано следующее: "Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по осуществлению общестроительных работ: Отсыпка автомобильной дороги на территории строительства ИЖС с.Улахан-Кюель, обеспечивая безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также благоустройство и повышение пропускной способности участка автомобильной дороги, при этом пунктом 2.1.1 раздела 2 "Обязанности сторон" указанного муниципального контракта установлено следующее: "Муниципальный заказчик обязуется направлять подрядчику задания на выполнение общестроительных работ по строительству спортивной площадки по адресу:".
На основании вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС России по контролю в сфере закупок приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку положения проекта муниципального контракта на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с. Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) являются противоречивыми и не соответствуют нормам гражданского законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а
1. Признать жалобу ИП Хабарова Николая Васильевича на действия заказчика администрации Табалахского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на отсыпку автомобильной дороги на территории ИЖС с.Улахан-Кюель МО "Табалахский наслег" Верхоянского района РС (Я) (извещение N 0116300041315000010) обоснованной.
2. Признать заказчика администрацию Табалахского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 4 статьи 34, часть 13 статьи 34, часть 27 статьи 34, пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 9 статьи 70, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику администрации Табалахского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия), а также аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
Ю.И. Саввинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 января 2016 г. N 06-05/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2016