Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 января 2016 г. N 06-1215/15т
изготовлено в полном объеме 27 января2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссияантимонопольного органа) в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя КомиссииЯкутского УФАС России;
Нановой Т.А. -заместителя начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена КомиссииЯкутского УФАС России;
Васильевой С.Н. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена КомиссииЯкутского УФАС России;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью"Адгезия-металлоконструкции" (далее также -ООО "Адгезия-металлоконструкции", Общество, заявитель):Федоров П.С. (представитель по доверенности),
от конкурсной комиссии и уполномоченного органа Окружной администрации городского округа "Город Якутск"(далее также -Администрация, конкурсная комиссия,уполномоченный орган):Антонова С.Д. (представитель по доверенности),
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (далее также - заказчик, МКУ "Главстрой"): Пак-Син-Хэ О.В., Баль А.В. (представители по доверенностям),
от заинтересованного лица ООО "Ростройпроект" (далее - заинтересованное лицо): Горохова О.Е., Шелковникова М.М. (представители по доверенностям),
от Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия): Никитин П.К. (представитель),
рассмотрев жалобуООО "Адгезия-металлоконструкции"на действия конкурсной комиссии Администрации, заказчика МКУ "Главстрой" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства социальных объектов в городском округе "город Якутск":лот N 1 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства административно-культурного центра "Ритм" в с. Маган" и лот N 2 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства культурно-спортивного центра "Кедр" в с. Табага" (извещение N 0116300000115001124), проведя в соответствии с пунктом 1 част31и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
31 декабря2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Адгезия-металлоконструкции"на действия конкурсной комиссии Администрации,заказчика МКУ "Главстрой" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства социальных объектов в городском округе "город Якутск":лот N 1 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства административно-культурного центра "Ритм" в с. Маган" и лот N 2 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства культурно-спортивного центра "Кедр" в с. Табага" (извещение N 0116300000115001124).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения 15 января 2016 года в 16 часов 30 минут.
Объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15 часов 30 минут22 января 2016 года в связи с необходимостью направления запроса о привлечении специалиста в рассмотрении дела по существу.
Входе рассмотрения дела представитель ООО "Адгезия-металлоконструкции"жалобу поддержал в полном объеме и огласил следующие доводы:
Довод первый. Конкурсная комиссия Администрации в нарушение положений конкурсной документации, Закона о контрактной системе неправомерно признала конкурсную заявку участника закупки ЗАО "Якутпромстройпроект" соответствующей требованиям конкурсной документации.
Поскольку при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками установлено, что конверт с заявкой ЗАО "Якутпромстройпроект" по лоту N 1 содержала заявку по лоту N 2, и соответственно, конверт с заявкой по лоту N 2 содержала заявку по лоту N 1. Данный факт не отражен в протоколе вскрытия конвертов с заявками.
Комиссией нарушен п. 5.2.4 конкурсной документации в части незаконного допуска к участию в открытом конкурсе участника закупки ЗАО "Якутпромстройпроект".
Довод второй.
По мнению представителя заявителя, заказчиком/уполномоченным органом в нарушение п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе неправомерно избран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса. В данном случае должна быть осуществлена закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в силу следующего.
Согласно пункту 5 раздела IV"Задание на проектирование" конкурсной документации по лотам N 1 и 2 осуществляется привязка повторного применения проекта "Строительство КСЦ "Чэчир" по ул. Заводская в микрорайоне Марха г. Якутск" шифр 18.13, разработанного ООО "Адгезия-металлоконструкции" для строительства социальных объектов ГО "город Якутск".
Данная проектно-сметная документация разработана ООО "Адгезия-металлоконструкции" согласно муниципальному контракту N ПСД 4/2013 от 27.05.2013 г.
Составной частью проектно-сметной документации является архитектурное решение (пункт 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов являются объектами авторских прав.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 г. N 169- ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об архитектурной деятельности) архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона об архитектурной деятельности изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта, а в случае отклонения от требований архитектурно-планировочного задания также по согласованию с соответствующим органом архитектуры и градостроительства.
В силу п. 1 ст. 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.
Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.
Таким образом, поскольку обладателем исключительный прав на архитектурное решение проектной документации "Строительство КСЦ "Чэчир" по ул. Заводская в микрорайоне Марха г. Якутск" по контракту N ПСД 4/2013 от 27.05.2013 г. является ООО "Адгезия-металлоконструкции", а предметом данной закупки является привязка повторного применения проекта "Строительство КСЦ "Чэчир" по ул. Заводская в микрорайоне Марха г. Якутск" шифр 18.13, разработанного ООО "Адгезия-металлоконструкции" для строительства социальных объектов ГО "город Якутск" по лотам 1 и 2 с внесением изменений в архитектурное решение, заказчик/уполномоченный орган обязан был осуществить закупку у ООО "Адгезия-металлоконструкции", как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обладателя исключительных прав.
После объявленного перерыва представитель заявителя дополнил жалобу следующим.
Муниципальный контракт N ПСД 4/2013 от 27.05.2013 г., заключенный между МКУ "Главстрой" и ООО "Адгезия-металлоконструкции"не содержит условий передачи/отчужденияисключительных прав на архитектурную часть проектной документации заказчику МКУ "Главстрой", а также о размере вознаграждения или порядке его определения.
Следовательно, из положений муниципального контракта у заказчика не возникло правовых оснований для утраты у Общества исключительных прав на архитектурное решение, соответственно, у заказчика не возникли права на предмет контракта, а также, что у МКУ "Главстрой" возникло право однократной реализации проекта, а при его повторном использовании необходимо согласие его автора.
Просит признать жалобу обоснованной. Выдать соответствующее предписание.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрация пояснила следующее.
По первому доводу жалобы заявителя.
В законодательстве о контрактной системе в сфере закупок отсутствуют требования к оформлению конвертов и основания отклонения от участия в открытом конкурсе за ненадлежащее оформление конвертов при вскрытии.
По второму доводу жалобы.
В п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе указаны конкретные случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а именно произведения литературы и искусства определенных авторов(за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы. При этом, отсутствует указания приобретения архитектурного проекта.
Код ОКПД "74.20.21.000" указанный в извещении о проведении открытого конкурса и в плане-графике, и КБК лимитов были выделены на оказание услуг, на которые заказчик обязан осуществлять конкурентные торги в соответствии с Законом о контрактной системе.
Более того, в соответствии со ст. 93 Закона о контрактной системе у заказчика право осуществлять закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а не обязанность.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика поддержали позицию представителя Администрации.
Входе рассмотрения дела представители заинтересованного лица такжеподдержали позиции представителей Администрации и заказчика.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
18 ноября 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ruбыли размещены извещение N0116300000115001124о проведении открытого конкурса на оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства социальных объектов в городском округе "город Якутск":лот N 1 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства административно-культурного центра "Ритм" в с. Маган" и лот N 2 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства культурно-спортивного центра "Кедр" в с. Табага" (извещение N 0116300000115001124), а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 1 составила 1 327 500,00руб.
Начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2 составила 1 327 500,00 руб.
04 декабря 2015 уполномоченным органом/заказчиком внесены изменения в положения конкурсной документации.
22 декабря2015 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по лоту N 1 и 2, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе по лоту N 1 поданычетыре конкурсныезаявки от участников закупки ЗАО "Якутпромстройпроект" (заявка N 150), ООО "Адгезия-металлоконструкции" (N 165), ООО "Ростройпроект" (N 167), ООО "Проектное бюро "Инженерные системы" (N 169); по лоту N 2 поданы также четыре заявки от тех же участников закупки.
23 декабря2015 года состоялась процедура рассмотренияи оценки заявок на участие в открытом конкурсе по лотам N 1 и 2, о чем составлен протокол N ПРО1.
Согласно указанному протоколу,конкурснаякомиссия рассмотрела представленные заявки на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, и приняла решение о признании всех участников закупки по двум лотам соответствующими требованиям конкурсной документации.
Победителем по двум лотам признан участник закупки ООО "Ростройпроект".
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Адгезия-металлоконструкции"признала частично обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы о неправомерном допуске к участию в открытом конкурсе участника закупки ЗАО "Якутпромстройпроект" подлежит признанию обоснованным в силу следующего.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 по лотам N 1 и 2 от 23.12.2015 года конкурсной комиссией принято решение о признании конкурсных заявок участника закупки ЗАО "Якутпромстройпроект"соответствующими требованиям конкурсной документации по двум лотам.
Пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Также ч. 7 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе указано, что участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).
Как следует из материалов дела, предметом открытого конкурса является оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства социальных объектов в городском округе "город Якутск", в частности по лоту N 1 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства административно-культурного центра "Ритм" в с. Маган", по лоту N 2 " Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства культурно-спортивного центра "Кедр" в с. Табага".
Таким образом, в силу вышеуказанных норм статьи Закона о контрактной системе, участники закупки подают заявки на участие в открытом конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией) в отношении каждого предмета закупки и с предложениемучастника открытого конкурса в отношении объекта закупки, в рассматриваемом случае в отношении каждого лотаданного открытого конкурса.
Как установлено материалами дела, а сторонамидела не оспаривается, конверт с заявкой по лоту N 1 содержал в себе заявку по лоту N 2, и соответственно, конверт с заявкой по лоту N 2 содержал - заявку по лоту N 1.
Таким образом, предложения участника открытого конкурса в отношении каждого объекта закупки (по лотам N 1 и 2)не соответствуют наименованию, описанию объекта закупки и условиям контракта, установленным в конкурсной документации.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системеналичие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Исходя из правового анализа вышеприведенной нормы, следует, что информация озвученная в ходе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, и информация, внесенная в соответствующий протокол должны быть тождественными и в силу требований статьи 7 Закона о контрактной системе полными и достоверными.
Так, в указанном протоколе содержится лишь констатация факта о присутствии документов, представленных в составе конкурсных заявок, а не полная информация и сведения о представленных участниками закупки документов, а также условий исполнения контракта, в частности отом, что конверт с заявкой по лоту N 1 содержит в себе заявку по лоту N 2, и соответственно, конверт с заявкой по лоту N 2 содержит - заявку по лоту N 1.
Конкурсной комиссией нарушены требования чч. 2, 3 ст. 7, ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Подпунктом 2 пункта 5.2.4 конкурсной документации установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если заявка участника открытого конкурса признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации по следующим основаниям:
- непредоставления указанных в Информационной карте конкурса информации и документов либо наличия в таких информации и документах недостоверных сведений об участнике открытого конкурса, объекте закупки;
- несоответствие предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки наименованию и описанию объекта закупки и условиям Контракта, установленным в конкурсной документации;
- несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям настоящей конкурсной документации, в том числе наличие в заявке на участие в конкурсе предложения о цене Контракта, превышающей начальную (максимальную) цену Контракта (цену лота).
- не предоставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);
- невыполнения условий перечисления денежных средств, предусмотренных п. 4.5.4. настоящей Инструкции.
Таким образом, конкурсной комиссией в нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе и пп. 2 п. 5.4.2 конкурсной документации неправомерно допущен к процедуре оценки конкурсных заявок по двум лотам участник закупки ЗАО "Якутпромстройпроект".
Довод о неправомерном выборе способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в форме открытого конкурса признан необоснованным, в силу следующего.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закон.
Таким образом, приоритетным способом осуществления закупки для определения исполнителя (поставщика, подрядчика)является открытый конкурс, за исключением случаем, предусмотренных частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованием Закона о контрактной системе распоряжением Правительством Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-рутвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса код ОКПД объекта закупки установлен "74.20.21.000" - "Консультации в области архитектуры, относящиеся к предпроектной стадии".
Между тем, данный код ОКПД не входитв Перечень, в соответствии с которым заказчик обязан проводить электронный аукцион.
Относительно применения п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, антимонопольный орган поясняет, что в соответствии с данной статьей Закона у заказчика право, а не обязанность осуществлять закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В связи с вышеуказанным, данный довод жалобы подлежит признанию антимонопольным органом необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Адгезия-металлоконструкции" на действия конкурсной комиссии Окружной Администрации ГО "Город Якутск", заказчику МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск"при проведении открытого конкурса на оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства социальных объектов в городском округе "город Якутск":лот N 1 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства административно-культурного центра "Ритм" в с. Маган" и лот N 2 "Оказание услуг по привязке проекта повторного применения для строительства культурно-спортивного центра "Кедр" в с. Табага" (извещение N 0116300000115001124)частично обоснованной, в части неправомерного допуска к участию в открытом конкурсе участника закупки ЗАО "Якутпромстройпроект" конкурсной комиссией Администрации.
2. Признать конкурсную комиссию Окружной Администрации ГО "Город Якутск" нарушившейчч. 2,3 ст. 7, ч. 6 ст. 52,ч. 2ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать конкурсной комиссии Окружной Администрации ГО "Город Якутск" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Сроки, определенные предписанием представить доказательства исполнения выданного предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 января 2016 г. N 06-1215/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2016