Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2015 г. N 06-1099/15т
изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноЭнергоРесурс" (далее также - ООО "ТехноЭнергоРесурс", заявитель): Кобяков С.Д. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "По эксплуатации и содержанию административных зданий "Лена" (далее также - ГБУ РС(Я) "ПЭСАЗ "Лена", заказчик): Пестрякова С.П. (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Сметанина Л.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ТехноЭнергоРесурс" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору и вывозу отходов с территории объектов недвижимости заказчика до городского полигона г. Якутска (извещение N 0116200007915009883), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
11 декабря 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТехноЭнергоРесурс" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору и вывозу отходов с территории объектов недвижимости заказчика до городского полигона г. Якутска (извещение N 0116200007915009883).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 декабря 2015 года в 09 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы по существу возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя были приведены следующие доводы.
Аукционная комиссия необоснованно признала соответствующими заявки общества с ограниченной ответственностью "Центральная аварийная диспетчерская служба", общества с ограниченной ответственностью "Якутская промышленная перерабатывающая компания", общества с ограниченной ответственностью "Мусороуборочное предприятие", общества с ограниченной ответственностью "Новые экологические технологии", поскольку у данных участников отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору и транспортированию в соответствии с техническим заданием.
В подтверждение прилагает копию письма Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) N 07-22/6458 от 14.12.2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась и пояснила следующее:
Согласно подпункта 4 пункта 5.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. N 2425 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия)" заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
В соответствии с этим заказчиком в пункте 20 "Информационная карта" аукционной документации требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 458-ФЗ) лицензии, выданные на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности до 01.07.2015 г., сохраняют свое действие до 01.01.2019 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно части 3.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 января 2016 года. После 01 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Описание объекта закупки не содержит указания о том, что предметом закупки является деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, поскольку предметом контракта является сбор и вывоз отходов с территории объектов недвижимости, на момент подачи заявок с 17.11.2015 года по 27.11.2015 года лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не требуется.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень признания заявок на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Поскольку в документации об электронном аукционе требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не установлено, у аукционной комиссии нет оснований для признания заявок участников закупки не соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласилась и пояснила следующее.
Предметом закупки является только сбор и вывоз отходов с территории административных зданий заказчика.
В соответствии с положениями пункта 3.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 января 2016 года. После 01 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 17.11.2015 N АС-03-03 36/20364 "О лицензировании деятельности" (вместе с "Методическими рекомендациями по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"), юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, предоставлен переходной период до 01.01.2016 для получения лицензии".
Соответственно, на момент проведения электронного аукциона наличие лицензии не являлось обязательным требованием к участникам закупки.
Более того, установление требования о наличии лицензии на сбор и транспортирование отходов на момент проведения закупки нарушило бы принципы Закона о контрактной системе, а именно принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
17 ноября 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" были размещены извещение N 0116200007915009883 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору и вывозу отходов с территории объектов недвижимости заказчика до городского полигона г. Якутска, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 918 251 рубль 44 копейки.
01 декабря 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915009883-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 7 (семь) заявок с порядковыми номерами 1, 3, 4, 5, 6, 7 (ООО "ТехноЭнергоРесурс"), 8.
Аукционная комиссия уполномоченного органа приняла решение о допуске всех участников закупки к участию в электронном аукционе.
04 декабря 2015 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116200007915009883-2.
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N1 |
04-12-2015 11:20:51 [GMT +9] |
723 910.94 |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N5 |
04-12-2015 11:32:27 [GMT +9] |
723 910.94 |
RUR |
Заявка N5 |
3 |
Участник N3 |
04-12-2015 11:14:58 [GMT +9] |
738 502.20 |
RUR |
Заявка N3 |
4 |
Участник N6 |
04-12-2015 10:07:34 [GMT +9] |
928 188.58 |
RUR |
Заявка N6 |
5 |
Участник N8 |
04-12-2015 09:46:07 [GMT +9] |
1 103 283.70 |
RUR |
Заявка N8 |
6 |
Участник N7 |
04-12-2015 09:38:47 [GMT +9] |
1 356 986.83 |
RUR |
Заявка N7 |
09 декабря 2015 года подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915009883-3.
Согласно указанному протоколу аукционной комиссией принято решение о признании заявок с порядковыми номерами 1, 3, 6, 7 (ООО "ТехноЭнергоРесурс"), 8 соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации, и заявки с порядковыми номером 5 не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ООО "ТехноЭнергоРесурс" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует признание заявок участников закупки соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116200007915009883-3 аукционной комиссией принято решение о признании заявок с порядковыми номерами 1, 3, 6, 7 (ООО "ТехноЭнергоРесурс"), 8 соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации, и заявку с порядковыми номером 5 не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
Предметом данного электронного аукциона является оказание услуг по сбору и вывозу отходов с территории объектов недвижимости заказчика до городского полигона г. Якутска.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Частью 3.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона N 458-ФЗ следует, что до 01.01.2016 г. осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности без соответствующей лицензии является возможным.
Частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, поскольку государственный контракт может быть заключен в 2015 году, а запрет на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности без соответствующей лицензии вступает в силу с 01 января 2016 года, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к выводу о том, что действия уполномоченного органа, заказчика, выразившиеся в неустановлении требований о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, не нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Между тем, из материалов дела установлено, что ООО "ТехноЭнергоРесурс" подало заявку на участие в электронном аукционе на оказание услуг по сбору и вывозу отходов с территории объектов недвижимости заказчика до городского полигона г. Якутска (извещение N 0116200007915009883). Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116200007915009883-3 аукционной комиссией принято решение о признании заявки ООО "ТехноЭнергоРесурс" соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Жалоба ООО "ТехноЭнергоРесурс" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ТехноЭнергоРесурс" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору и вывозу отходов с территории объектов недвижимости заказчика до городского полигона г. Якутска (извещение N 0116200007915009883) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2015 г. N 06-1099/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2016