Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 декабря 2015 г. N 06-1118/15т
изготовлено в полном объеме 28 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее также - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Дорисс-Восток" (далее также - ООО "Дорисс-Восток", заявитель): Михеев М.А., Трофимова Л.П. (представители по доверенностям);
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", заказчик): Павлов Р.Н. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Кинг-95" (далее также - ООО "Кинг-95", заинтересованное лицо): Ануфриев А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Дорисс-Восток", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.Томмот Алданского района" (извещение N 0116200007915010062), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
16 декабря 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Дорисс-Восток", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.Томмот Алданского района" (извещение N 0116200007915010062).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 23 декабря 2015 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" была оглашена в полном объеме.
1) Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В разъяснениях, размещаемых заказчиком на официальном сайте заказчик не дает разъяснений по существу запроса, не приводит текст самого запроса, тем самым не отражает предмет запроса.
Учитывая изложенное, а именно отсутствие в тексте разъяснений, размещенных заказчиком на официальном сайте, предмета запроса о разъяснениях положений документации об аукционе, позволяет сделать вывод об отсутствии полноты ответа заказчика на поставленные в запросе о разъяснении положений аукционной документации вопросы.
Таким образом, действия заказчика, не разместившего надлежащим образом на официальном сайте разъяснения о положениях документации об аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылаются на решение Федеральной антимонопольной службы от 25 февраля 2015 г. N К-141/15.
2) В проекте контракта указано:
"15.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена Контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения Контрактов; С - размер ставки)".
Условия контракта относительно определения пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013.
3) документация о закупке не содержит требование о наличии у участников данной лицензии, не смотря на присутствие лицензируемых работ в предмете контракта (пожарная сигнализация).
Ссылаются на письмо МЧС России от 22.04.2013 г. N 43-1744-19.
4) в описании объекта закупки содержится указание на товарные знаки ("Техновент-Оптима") без обязательной оговорки об эквивалентности:
"<_>Утеплитель наружных стен - Техновент-Оптима<_>".
В ходе рассмотрения дела представителями ООО "Дорисс-Восток" были приведены следующие доводы жалобы.
Заявителем был направлен заказчику запрос на разъяснение конкурсной документации.
В запросе на разъяснение конкурсной документации указывалось, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчик в конкурсной документации установил критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость следующим образом:
"При оценке и сопоставлении заявок конкурсной комиссией используются следующие критерии:
1) Цена контракта - 0,40 (значимость-50%);
2) Квалификация участника при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг - 0,50 (значимость-60%)".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительством Российской Федерации 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с указанным постановлением и приложением к нему минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) при проведении конкурсов на выполнение работ (в том числе строительных) составляет 60%, а минимальная значимость нестоимостных критериев составляет 40%.
Также заявитель указывал на необходимость внесения изменений в конкурсную документацию.
14.12.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещен следующий ответ на запрос: "Оценка заявок на участие в открытом конкурсе будет проводиться согласно постановления Правительства РФ от 28.11.2013г. N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, ООО "Дорисс-Восток" считает, что заказчик обязан был внести изменения в конкурсную документацию в части устранения ошибок в критериях оценки и сопоставления заявок.
Таким образом, оставив критерии оценки и сопоставления заявок без изменений и не устранив замечания, заказчик нарушил пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заказчиком в нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе ответ на запрос размещен без указания предмета запроса.
Также отмечают, что в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе был указан пункт 6 "Наличие сертификатов соответствия ИСО (Системы менеджмента качества 9001, Экологического менеджмента 14001, Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала 18001) применительно к строительно-монтажным работам".
В конкурсной документации данный показатель не был установлен.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобами не согласился и пояснил следующее.
По первому доводу.
Действительно предмет запроса не размещен, однако, данное формальное нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе по существу не привело к нарушению законных прав и интересов ООО "Стройтехгрупп", что в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе не дает заявителю права обжаловать указанное бездействие. Заявитель не обращался с запросом о разъяснении положений документации в части критериев оценки и величин их значимости, не подавал жалобу на положения документации в этой части, что означает, что документация в этой части ему понятна.
По второму доводу.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из буквальной трактовки данной нормы закона следует, что пеня устанавливается в контракте в размере определенном Правительством РФ, при этом оговорка о том, что указанная пеня не может быть ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ не должна включаться в контракт в обязательном порядке, поскольку данное законодательно закрепленное условие указывает на то, что Правительство РФ не вправе установить пеню ниже указанного размера.
Указанная в пункте 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, формула расчета пени установлена в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, что соответствует части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
По третьему доводу.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническом) обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Положение определяет порядок лицензирования деятельности но монтажу, техническому обслуживанию и ремонт) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.
Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций являющиеся объектом закупки входят в данный перечень.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, при этом из проекта контракта не следует, что участник закупки, с которым будет заключаться контракт, обязан выполнить работы лично. Участник закупки вправе выполнить работы по организации строительства и соответственно привлечь к выполнению работ субподрядчиков.
Кроме того, в соответствии с общими принципами правоприменения общий закон (в данном случае Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) действует на правоотношение только в части, не урегулированной специальными законами (в данном случае Градостроительный кодекс РФ).
Таким образом, при установлении требований к участникам закупки, в случаях, когда предметом закупки является строительство, необходимо руководствоваться нормами Градостроительного кодекса РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ст. 52 ГрК РФ, а также другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальном) ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч. 4.3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В пункте 26 Информационной карты установлено требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО в соответствии с п. 33.3 Перечня, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, что указывает на возможность привлечения участником закупки субподрядчиков, имеющих лицензию МЧС.
Исходя из вышесказанного, заказчиком верно не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии МЧС.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На запрос ООО "Дорисс-Восток" по факту неверного установления значимости критериев цена контракта 50% и квалификация участника закупки 60% был дан ответ о том, что значимость критерия цена контракта 60%, а значимость критерия квалификация участника закупки 40%.
Данные разъяснения не изменяют суть документации. Согласно толковому словарю русского языка суть - это самое главное и существенное в чём-нибудь. В данном случае самым главным и существенным являются не величины значимости, а установленные критерии оценки.
В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать установленном порядке в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В данном случае дачей разъяснений на положения документации, а также наличием формального нарушения по неразмещению предмета запроса нарушений прав и законных интересов заявителя не имеется. ООО "Дорисс-Восток" получил ответ на свой запрос, как следует из содержания жалобы ему ясно, что размещенный ответ относится непосредственно к его запросу. Дача указанного ответа не могло препятствовать подаче заявки. Кроме того, в данном случае поступила лишь одна заявка, соответственно установленные критерии оценки конкурсной комиссией не применялись.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика поддержал позицию уполномоченного органа и пояснил следующее.
Предмет запроса указан в самом ответе на запрос разъяснения положений конкурсной документации.
Подтверждает, что "Техновент-Оптима" является товарным знаком, между тем, требований к применяемым при выполнении работ материалам в конкурсной документации не установлено.
Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ под ключ.
Согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "Под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147) строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Строительные и монтажные работы, в том числе монтаж пожарной сигнализации, непрерывно связаны. Заявителем не представлены доказательства того, что заказчиком данные работы неправомерно объединены в один лот.
Ссылается на письмо ФАС России от 07.07.2011 года N ИА/26163.
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица поддержал позицию заказчика и уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
25 ноября 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116200007915010062 о проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.Томмот Алданского района" и конкурсная документация.
03 декабря 2015 года уполномоченным органом внесены изменения извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию N ИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 651 570 927 рублей 50 копеек.
18 декабря 2015 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана 1 (одна) заявка с номером 01-20/7944.
Открытый конкурс признан несостоявшимся.
18 декабря 2015 года проведена процедура рассмотрения и оценки единственной заявки на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРЕ1.
Согласно указанному протоколу конкурсная комиссия приняла решение признать единственную заявку соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" частично обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Довод заявителя в части отсутствия в тексте разъяснений, размещенных заказчиком на официальном сайте, предмета запроса о разъяснениях положений документации об аукционе подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно сведениям с официального сайта www.zakupki.gov.ru размещены разъяснение положений конкурсной документации от 14.12.2015 года N РД3, разъяснение положений конкурсной документации от 10.12.2015 NРД2
Между тем, в тексте данных разъяснений положений конкурсной документации предмет запросов не был указан.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления в проекте контракта условия относительно определения пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации <_> подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из материалов дела установлено, что в пункте 15.2 проекта контракта указано следующее: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена Контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения Контрактов; С - размер ставки)".
Между тем, указание "в размере 1/300" входит в диапазон значений "не менее чем одна трехсотая".
Довод заявителя в части неустановления требования к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение соответствующих работ подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Из материалов дела установлено, что в приложении N 1 описания объекта закупки аукционной документации установлен перечень выполняемых строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.ТоммотАлданского района", в том числе, включены следующие работы:
Nпп |
Обоснование (N л.с.) |
Наименование работ |
Всего в текущих ценах с НДС, в руб. |
2.7. |
N949801470 |
Пожарная сигнализация |
6 546 978,79 |
Также пунктом 1.1 проекта контракта установлено следующее: "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в установленный настоящим Контрактом срок выполнить собственными силами и средствами строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.Томмот Алданского района", (далее - Объект) в соответствии с условиями настоящего Контракта, проектной документацией, перечнем выполняемых строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N 1), графиком производства работ (Приложение N2), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта, и сдать их Заказчику".
Приложением N 1 к проекту контракта установлен перечень выполняемых строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.Томмот Алданского района", в том числе:
2.7. |
N949801470 |
Пожарная сигнализация |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) определен перечень видов деятельности, которые должны выполняться на основании лицензий (разрешений), выданных федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее также - Постановление Правительства РФ N 1225) определен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
Приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В данный перечень входят монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Таким образом, наличие лицензии МЧС России является обязательным условием для осуществления указанной деятельности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В этой связи, в целях соблюдения законных прав субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, организациям, осуществляющим работы и услуги в указанной сфере и являющимся членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, необходимо иметь лицензию МЧС России.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Между тем, из материалов дела и пояснения представителей заказчика, уполномоченного органа следует, что требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии на выполнение лицензируемых работ не установлено.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части наличия в конкурсной документации указания на товарный знак без включения слов "эквивалент" подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом данной закупки является выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.Томмот Алданского района".
Из материалов дела установлено, что в части 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации установлены "Утеплитель наружных стен - Техновент-Оптима".
Из пояснения представителя заказчика следует, что данное указание в отношении товарного знака относится к пояснительной записке к проектно-сметной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
По итогам закупки контракт будет заключен, в том числе на условиях данной части конкурсной документации. Соответственно, подрядчик при выполнении работ будет обязан руководствоваться положениями конкурсной документации в полном объеме, в том числе данной части.
Следовательно, требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе распространяются, в том числе и на данную часть конкурсной документации.
Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" подлежит признанию частично обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ООО "Дорисс-Восток" обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Довод заявителя в части установления величин значимости критериев оценки заявок не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение) определяется Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 9 Правил установлено, что сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта".
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Приложением к Правилам установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, следующие:
|
Предельные величины значимости критериев оценки |
||
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
||
2. |
Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг |
60 |
40 |
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Из материалов дела установлено, что в части 4 "Критерии" конкурсной документации указано следующее: "При оценке и сопоставлении заявок конкурсной комиссией используются следующие критерии:
1) Цена контракта - 0,40 (значимость-50%);
2) Квалификация участника при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг - 0,50 (значимость-60%)".
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части не указания предмета запроса в разъяснении положений конкурсной документации подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно сведениям с официального сайта www.zakupki.gov.ru разъяснение положений конкурсной документации N РД3 размещено 14.12.2015 года.
Между тем, в тексте данного разъяснения положений конкурсной документации предмет запроса не указан.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Дорисс-Восток" подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.Томмот Алданского района" (извещение N 0116200007915010062) частично обоснованной в части неустановления требования к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение соответствующих работ, отсутствия в тексте разъяснений, размещенных заказчиком на официальном сайте, предмета запроса о разъяснениях положений документации об аукционе, наличия в конкурсной документации указания на товарный знак без включения слов "эквивалент".
2. Признать жалобу ООО "Дорисс-Восток" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Томмотский психоневрологический дом -интернат на 395 мест в г.Томмот Алданского района" (извещение N 0116200007915010062) обоснованной.
3. Признать заказчика Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 3 статьи 49, пункты 1, 9 части 1, часть 8 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 декабря 2015 г. N 06-1118/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016