Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 ноября 2015 г. N 06-928/15т
изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н.- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма"АФИНА"(далее также -ООО ЮФ "АФИНА", заявитель): Мазур Т.В. (генеральный директор), Бурнашева С.В.(представитель по доверенности);
от конкурсной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС(Я) "ЦПП РС(Я)", заказчик): Кириллин Л.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО ЮФ "АФИНА" на действия заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание юридических и иных консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по деятельности института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите правпредпринимателей и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915008854),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
17 ноября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ЮФ "АФИНА" на действия заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание юридических и иных консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по деятельности института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915008854).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 24 ноября 2015 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представителями заявителя приведены следующие доводы жалобы.
1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены (далее также - НМЦК) контракта.
Согласно ч. 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта документации при обосновании НМЦК был применен метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) согласно ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии - однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 13 ст. 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
В силу ч. 15 ст. 22 Закона о контрактной системе однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Согласно ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована ДЛЯ целей определения НМЦК, относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами и т.д.
В соответствии с ч. 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" конкурсной документации в целях получения ценовой информации в отношении товара работы услуги для определения НМЦК, как указано, были просмотрены 2 сайта по оказанию юридических консультационных услуг.
В силу ч. 1ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчик в своем ответе N 1133-01 от 16.11.2015 года запрос о даче разъяснений конкурсной документации об открытом конкурсе отказался от предоставления информации об адресах сайтов на основании данных, которых была определена выбранная заказчиком цена за единицу услуги, и по каким идентичным или однородным видам юридических консультаций, установлены цены, которые послужили основой для расчета цены единицы услуги, а также конкретное наименование юридических услуг, стоимость которых была использована при определении НМЦК. В связи с чем заявителем сделан вывод о необъективности расчета НМКЦ.
Таким образом, ООО ЮФ "АФИНА" считает, что действиями заказчика, выраженными в отказе от предоставления информации, на основании которой определена НМЦК, нарушен принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотренный ст. 7 Закона о контрактной систем, а также нарушена ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик мог использовать для расчета НМЦК информацию о ценах, содержащихся в контрактах, заключенных по результатам предыдущих закупок с аналогичным предметом.
2.Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, в конкурсной документации, в случае установления такого критерия как квалификация участника открытого конкурса, должны быть указаны требования к составу и содержанию заявки в соответствии с нормой ст. 51 Закона о контрактной системе, определяющие перечень документов для подтверждения квалификации участника закупки.
Согласно п. 13 ч. 1 "Информационная карта" конкурсной документации установлено следующее:
Порядок подачи заявок Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие открытом конкурсе |
В соответствии со статьей 51 Закона N 44-ФЗ, заявки принимаются только на бумажном носителе. Указаны в "Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" |
В разделе 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" ч. 1 "Информационная карта" конкурсной документации отсутствует информация о составе документов, необходимых для подтверждения квалификации участника закупки, что является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, при установлении в документации такого критерия оценки как квалификация участника открытого конкурса.
3.Согласно ч. 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации по второму критерию "Квалификация участников закупки, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" имеют значение "количество договоров по оказанию консультационных услуг по вопросам сопоставимых с предметом контракта, с актами выполненных работ, подтверждающих квалификацию участника (подтверждается копиями договоров, контрактов и т.п.)".
Вместе с тем ни в разделе 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" ч. 1 "Информационная карта" конкурсной документации, ни в ч. 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации не установлены предмет, сумма договоров, отзывы по какому виду услуг, деятельности и т.д.
В ч. 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации установлено следующее:
Количество договоров по оказанию консультационных услуг по вопросам сопоставимых с проектом контракта, с актами выполненных работ подтверждающих, квалификацию участника (подтверждается копиями договоров, контрактов и т.п.):
1 договор = 30 баллов
от 2 до 3 договоров = 50 баллов
свыше 3 договоров = 100 баллов"
Из указанного следует, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяют выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с тем, что не раскрыто понятие "услуг по вопросам сопоставимых с предметом контракта", используемого в конкурсной документации.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе
4.Согласно ч. 4 "Критерии оценки заявки на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации по второму критерию "Квалификация участников закупки, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" имеет значение наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг, предусмотренных документацией.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи (пункт 9 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) в документации о закупке устанавливаются следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в
случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит
или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его "значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения абзац 1 пункта 11 Правил оценки).
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 1 О настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил (пункт 28 Правил оценки).
Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя (пункт 29 Правил оценки).
В документации по настоящему конкурсу заказчиком были установлены следующие критерии оценок заявок на участие в конкурсе:
1. Стоимостные критерии оценки: цена контракта - значимость критерия - 40%.
2. Нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, специалистов и иных
работников определенного уровня квалификации - 60%.
В свою очередь нестоимостные критерии (60%) подразделяется на подкритерии (показатели):
А) количество договоров по оказанию консультационных услуг по вопросам сопоставимых с
предметом контракта, с актами выполненных работ подтверждающих, квалификацию участника
(подтверждается копиями договоров, контрактов и т.п.) - 35 %;
Б) количество положительных отзывов, подтверждающих квалификацию участника
(подтверждается копиями отзывов) - 35%;
В) наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг, предусмотренных документацией (подтверждается копиями документов) - 30%.
По подкритерию "наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, об участии в конкурсах в сфере слуг, предусмотренных документацией" за 1 документ присуждается 30 баллов, в тоже время от 1 до 3 документов - 50 баллов.
При оценке по данному подкритерию комиссией рассматривается наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг, предусмотренных документацией. Однако за наличие 1 (одного) документа возможно присвоение как 30 баллов, так и 50 баллов.
Заявитель считает, что установленный заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю "Наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг, предусмотренных документацией".
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика не согласился с жалобой и пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация по извещению N 0116200007915008854 содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении процедур открытого конкурса в 2014 году и в 2015 году производилось методом сопоставимых рыночных цен. Был изучен рынок оказания юридических услуг. На основании этого, цена услуг в 2015 году отличается в меньшую сторону от цен 2014 года.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 5 конкурсной документации контракты или договоры подтверждающие квалификацию участника закупки должны быть по консультационным услугам независимо от тематики. Указанные в жалобе нормы пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не содержат требования о включении в конкурсную документацию положения, о наличии в требованиях к содержанию заявки, документов, подтверждающих квалификацию.
В части 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации установлено требование к количеству договоров. Требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системы соблюдены.
В части 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" в части количества свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг, предусмотренных документацией, установлено требование за 1 документ и от 1 до 4 документов. Здесь имеется виду 2 или 3 документа, т.е. за 1 документ начисляется 30 баллов, и не может быть начислено 50 баллов. Данный критерий составлен в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Состав первичной консультации в виде обработки полученных жалоб и обращений, поступивших к уполномоченному в РС(Я) регламентирован Положением об Общественной приемной института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, утвержденным приказов Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) 26 марта 2014 года N 6-п.
Обработка полученных жалоб и обращений, поступивших к уполномоченному в РС(Я) в ходе вторичной консультации включает вторичный, более глубокий и детальный анализ обращения предпринимателя с выработкой тактики действия по восстановлению нарушенных законных прав и интересов предприятия.
Привлечение экспертов по согласованию с Уполномоченным для целей обработки и анализа поступивших жалоб и обращений возможно как при первичной, так и при вторичной консультации. По привлечении эксперта, последним проводится указанные выше мероприятия.
Каждая консультация учитывается в составе первичной и/или вторичной консультаций.
В части 2 конкурсной документации единица измерения "чел." отсутствует. Единицы измерения "шт." и "ед." являются идентичными. Под данным видом имеется ввиду консультация оказанная донному субъекту малого и среднего предпринимательства.
Процедура открытого конкурса была выбрана заказчиком с целью получения субъектами малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) качественных услуг по консультированию в различных сферах деятельности. Критерии разрабатывались для прохождения конкурсного отбора опытными предпринимателями, которые могут оказать юридическую помощь по защите прав предпринимателей. Все требования Закона о контрактной системе были соблюдены.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа не согласился с жалобой и пояснил следующее.
Согласно п. 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 N 2425, заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке и проект государственного контракта (договора); обосновывает и утверждает начальную (максимальную) цену контракта, в том числе начальную (максимальную) цену каждой позиции, если в заявку на закупку включены несколько видов товаров, работ, услуг; определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе критерии оценки и величины их значимости в целях применения для оценки заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений участников закупки.
1.Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567, обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями ФЗ-44.
Таким образом, документы (в том числе данные сети Интернет), использованные при обосновании НМЦК не подлежат опубликованию.
Кроме того, по данной закупке никаких запросов не поступало.
В соответствии с частью 1 статьи 22Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Заказчиком выбран метод сопоставимых рыночных цен и проведено обоснование НМЦК в соответствии с Методическими рекомендациями.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
При этом законодательством не определена приоритетность использования указанных источников информации, соответственно, заказчик использует их по своему усмотрению.
2. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В части 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" документации об открытом конкурсе указаны документы, которые могут прикладываться участниками закупки для подтверждения своей квалификации.
3.Для участия в открытом конкурсе подано 6 заявок, из которых 2 признаны соответствующими требованиям документации и были оценены конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки, которые установлены в части 4 документации.
4.Конкурсной комиссией при оценке заявок по третьему показателю (наличие свидетельств о_) за предоставление 1 документа выставлялось 30 баллов. При этом, заявителем не указывается каким образом нарушаются его права и законные интересы опиской по установленному показателю. Так, если бы заявитель подал заявку и представил по данному показателю 1 документ - он, как и все участники закупки с 1 документом, получил бы 30 баллов.
Согласно части 1 статьи 105Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, законодатель закрепил возможность обжалования действий (бездействия) заказчика не по формальным признакам нарушения, а в случае только нарушения его прав и законных интересов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
19 октября 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116200007915008854 о проведении открытого конкурса на оказание юридических и иных консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по деятельности института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) и конкурсная документация.
02 ноября 2015 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию N ИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 000 000 рублей 00 копеек.
19 ноября 2015 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано 6 (шесть) заявок с номерами 01-20/7000, 01-20/7077, 01-20/7215, 01-20/7246, 01-20/7249, 01-20/7254.
23 ноября 2015 года проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРО1.
Согласно указанному протоколу конкурсная комиссия приняла решение признать заявки с номерами 01-20/7246, 01-20/7249 соответствующими требованиям, установленным в конкурсной документации, и признать не соответствующими требованиям, установленным в конкурсной документации, заявки с номерами 01-20/7000, 01-20/7077, 01-20/7215, 01-20/7254.
Победителем признан участник закупки индивидуальный предприниматель Гоголев Айаал Владимирович с номером заявки 01-20/7246 с предложением о цене контракта 751000 рублей 00 копеек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО ЮФ "АФИНА" частично обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения конкурсной документации.
1. Довод заявителя в части нарушения заказчиком принципа открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а именно непредставления Обществу информации, на основании которой определена начальная (максимальная) цена контракта, а также относительно неиспользования заказчиком для обоснования НМЦК ценовой информации по предыдущим закупкам подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
Следовательно, при расчете начальной (максимальной) цены контракта заказчик праве воспользоваться, в том числе общедоступной информацией с сети "Интернет".
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года N 567 обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В Методических рекомендациях по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем содержатся также аналогичные с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе положения.
Предметом закупки согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116200007915008854 является оказание юридических и иных консультаций.
В соответствии с частью 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации (опубликованной, в том числе на официальном сайте zakupki.gov.ru)расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) на основании информации сайтов в сети "Интернет" по оказанию юридических консультационных услуг, в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а именно следующим образом:
N п/п |
Наименование товара, работы, услуги |
Ед. изм. |
Коли-чество (v) |
Цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i (), руб. |
Цена, выбранная заказчиком, руб. |
средняя цена, ВСЕГО |
|
|
|
|
|
КП 1, б\н, б-д |
КП 2, б\н, б-д |
|
|
1 |
Оказание услуг экспертов, первичная консультация |
шт. |
162 |
2 000,00 |
3 000,00 |
2 500,00 |
405 000,00 |
2 |
Оказание услуг экспертов, вторичная консультация |
шт. |
84 |
7 000,00 |
8 000,00 |
7 500,00 |
630 000,00 |
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
1 035 000,00 |
В материалы дела представителем заказчика представлены скриншоты сайтов в сети "Интернет", содержащих прайсы юридических услуг, на основании которых произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Антимонопольный орган отмечает, что законодательством не установлена обязанность заказчика публиковать информацию относительно сайтов в сети "Интернет", на основании которых произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта, а также не установлена обязанность заказчика представлять данную информацию участникам закупки по запросу.
При этом, принцип открытости и прозрачности информации об осуществлении закупок товаров (работ, услуг) в отношении начальной (максимальной) цены контракта в данном случае соблюден заказчиком, так как фактически расчет такой цены опубликован на сайте www.zakupki.gov.ru.
Кроме того, выбор метода расчета начальной (максимальной) цены контракта является прерогативой заказчика, и законодательством не установлена обязанность заказчика при расчете начальной (максимальной) цены контракта использовать информацию о ценах контрактов по ранее осуществленным закупкам с аналогичным предметом.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N ПВК1 от 19 ноября 2015 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано 6 (шесть) заявок. Следовательно, шесть участников закупки согласились с установленным условиями и положениями конкурсной документации, в том числе с установленным размером начальной (максимальной) цены контракта. Более того, участник закупки с порядковым номером 01-20/7246 (победитель закупки) предложил цену контракта в размере 751000 рублей.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, никаких доказательств того, что НМЦК необъективна, а именно необоснованно занижена/завышена, представителями заявителя не представлено.
2. Довод заявителя в части отсутствия информации о составе документов, необходимых для подтверждения квалификации участника закупки в части 1 "Информационная карта" конкурсной документации, подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, в конкурсной документации, в случае установления такого критерия как квалификация участника открытого конкурса, должны быть указаны требования к составу и содержанию заявки в соответствии с нормой статьи 51 Закона о контрактной системе, определяющие перечень документов для подтверждения квалификации участника закупки.
Из материалов дела установлено, что в пункте 13 части 1 "Информационная карта" конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
Порядок подачи заявок Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе |
В соответствии со статьей 51 Закона N44-ФЗ, заявки принимаются только на бумажном носителе. Указаны в "Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" |
Разделом 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" конкурсной документации установлено следующее: Участник закупки готовит заявку на участие в конкурсе в соответствии с формами документов, установленными частью "Образцы форм для заполнения участниками закупки".
В части 5"Образцы форм" касаемо формы представления сведений по критериям оценки заявок указано следующее:
N |
Критерии оценки |
Показатели |
Кол-во |
1 |
Цена контракта |
|
|
2 |
"Квалификация участников закупки": |
Количество договоров по оказанию консультационных услуг с актами выполненных работ подтверждающих, квалификацию участника (подтверждается копиями договоров, контрактов и т.п.) |
|
Количество положительных отзывов, подтверждающих квалификацию участника (подтверждается копиями отзывов) |
|
||
Наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг предусмотренных документацией (подтверждается копиями документов) |
|
При этом, относительно данной формы представления сведений по критериям оценки заявок имеется следующее примечание: "Для обязательного заполнения участниками открытого конкурса".
Кроме того, в части 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
Наименование критерия |
Значимость подкритерия |
Порядок оценки заявок по критериям оценки заявок |
1. Цена контракта (Цена за единицу услуги)
40% |
|
Значимость критерия () определяется по следующей формуле:
где, - минимальное предложение, - предложение участника |
2. Квалификация участников закупки, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 60 % |
35 % |
Количество договоров по оказанию консультационных услуг по вопросам сопоставимых с предметом контракта, с актами выполненных работ подтверждающих, квалификацию участника (подтверждается копиями договоров, контрактов и т.п.): 1 договор = 30 баллов от 2 до 3 договоров = 50 баллов свыше 3 договоров = 100 баллов |
35 % |
Количество положительных отзывов, подтверждающих квалификацию участника (подтверждается копиями отзывов): 1 отзыв = 30 баллов от 2 до 3 отзывов = 50 баллов от 4 до 5 отзывов = 70 баллов свыше 5 отзывов = 100 баллов |
|
30 % |
Наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг предусмотренных документацией (подтверждается копиями документов): 1 документ = 30 баллов от 1 до 3 документов = 50 баллов от 4 до 5 документов = 70 баллов свыше 5 документов = 100 баллов |
|
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию умножается на соответствующую указанному критерию значимость. Итоговый рейтинг определяется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявок. Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. |
Таким образом, в конкурсной документации имеется информация о составе документов, необходимых для подтверждения квалификации участника закупки.
3. Довод заявителя в части неустановления в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок, в частности, не раскрытия понятия "Услуги по вопросам, сопоставимым с предметом контракта", а именно, в наименовании объекта закупки заказчиком указано "оказание юридических и иных услуг", при этом, не раскрыто, что понимается под словосочетанием "иные услуги", подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии, а именно квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела установлено, что в части 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" указан подкритерий: Количество договоров по оказанию консультационных услуг по вопросам сопоставимых с предметом контракта, с актами выполненных работ подтверждающих, квалификацию участника (подтверждается копиями договоров, контрактов и т.п.)".
Пунктом 5 части 1 "Информационная карта" конкурсной документации установлено следующее:
Наименование объекта закупки (предмет контракта) |
Оказание юридических и иных консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по деятельности института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) |
При этом, в ходе рассмотрения дела установлено, что фактически в предмет оказываемых услуг входят только юридические.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В части 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации содержится описание объекта закупки.
Таким образом, исходя из содержания конкурсной документации, установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, при этом, также конкурсная документация содержит описание объекта закупки, что в соответствии с пунктом 5 части 1 "Информационная карта" конкурсной документации является предметом контракта.
4. Довод заявителя в части не установления в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок, в частности, отсутствия установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми участниками закупки сведениями по показателю "Наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг, предусмотренных документацией", подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии, а именно квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Из материалов дела установлено, что в части 4 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе следующее:
Значимость подкритерия |
Порядок оценки заявок по критериям оценки заявок |
30 % |
Наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг предусмотренных документацией (подтверждается копиями документов): 1 документ = 30 баллов от 1 до 3 документов = 50 баллов от 4 до 5 документов = 70 баллов свыше 5 документов = 100 баллов |
Между тем, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что в данном случае имеются разночтения в порядке оценки заявок по критериям оценки заявок.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушен пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Между тем, из пояснения представителей заказчика, уполномоченного органа следует, что за 1 документ начисляется 30 баллов, от 2 до 3 документов - 50 баллов, что также из материалов дела установлено, что одним из участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе был представлен 1 документ с присуждением30 баллов, то есть при проведении процедуры рассмотрения и оценки конкурсных заявок конкурсная комиссия присуждала за один представленный документ 30 баллов, а за представление 2-3 документов - 50 баллов.
Таким образом, данное разночтение не повлияло на процедуру рассмотрения и оценки конкурсных заявок.
Жалоба ООО ЮФ "АФИНА"подлежит признанию частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО ЮФ "АФИНА" на действия заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытых конкурсов на оказание юридических и иных консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по деятельности института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915008854) частично обоснованной в части разночтений между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми участниками закупки сведениями по показателю "Наличие свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатов о прохождении семинаров, дипломов об участии в конкурсах в сфере услуг, предусмотренных документацией".
2. Признать заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)"/уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушившими пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на итоги осуществления закупки, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 ноября 2015 г. N 06-928/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016