Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 января 2016 г. N 06-08/16т
изготовлено в полном объеме 19января2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Монолит"(далее также -ООО "Монолит", Общество, заявитель):Григорьев И.С. (генеральный директор),
от заказчикаАдминистрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее также -Администрация,заказчик):Романова Е.Н. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее также - МКУ "УМЗ", уполномоченный орган):не явились, о времени и рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотревжалобуООО "Монолит" на действия заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на приобретение 2 жилых помещений (благоустроенных квартир) в с. Оленек Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы" (извещение N 0116300022515000069),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
30декабря 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Монолит" на действия заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на приобретение 2 жилых помещений (благоустроенных квартир) в с. Оленек Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы" (извещение N 0116300022515000069).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14января2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Монолит" пояснил следующее.
1.В нарушение требований части 6 статьи 42 Закона о контрактной системе аукционной документацией установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 08 января 2016 года, что является нерабочим днем.
2.В нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлен конкретный размер аванса.
3. Установленные в аукционной документации требования к количеству комнат в жилых помещениях нарушают требования Свода правил СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003), что в свою очередь, нарушает требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации пояснила следующее.
1. Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе действительно приходится на нерабочий день, при этом электронный аукцион проводится в рабочий день.
2.Отсутствие конкретного размера аванса в аукционной документации является технической ошибкой.
3. Свод правил СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003), на который ссылается заявитель, является рекомендуемым и не подлежит обязательному соблюдению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
24декабря2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" уполномоченным органом опубликовано извещение N0116300022515000069 о проведении электронного аукционана приобретение 2 жилых помещений (благоустроенных квартир) в с. Оленек Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы"и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила9 408 375, 00рублей.
11января 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300022515000069-1.
Согласно указанному протоколу от оператора электронной площадки не поступило ни одной заявки. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "Монолит" частичнообоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя о том, что срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе неправомерно приходится на нерабочий день, признан обоснованным в силу следующего.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в котором должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом Законом о контрактной системе не указано, что дни должны быть рабочими.
Между тем, согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерацииесли последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, законодательство Российской Федерации устанавливает, что окончание срока должно быть определено только рабочим днем.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0116300022515000069 опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 24.12.2015 года, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 408 375, 00 рублей, а датой окончания срока подачи заявок установлено 08.01.2015 года (аналогичное положение содержится в пункте 10 раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации)..
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации08.01.2015 года является нерабочим праздничным днем, а первым рабочимднем в 2016 году является 11 января 2015 года.
Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации 08.01.2015 года не может являться датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, установленный срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в нерабочий праздничный день нарушает требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Довод заявителя о том, что в проекте контракта не установлен конкретный размер аванса, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Кроме того, часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе устанавливает, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В Письме Казначейства России от 19.05.2015 года N 07-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок" указано, что согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в контракте должен указываться конкретный размер авансовых платежей с учетом требований законодательства, а также порядок их выплаты без установления дополнительных требований к целям расходования полученного аванса, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, формулировки о порядке оплаты, в том числе о выплате аванса, должны быть конкретными.
В пункте 25 раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации, в пункте 2.2.1. проекта контракта установлено следующее: "Аванс в размере до 30% от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в текущем финансовом году - в течение 20 банковских дней с момента подписания Сторонами Контракта;
- последующие выплаты производятся согласно подписанных обеими сторонами актов выполненных работ формы КС-2, КС-3, не более 60% от объема выполненных работ - в течение 10 банковских дней с момента подписания актов;
- окончательная оплата - в течение 10 банковских дней с момента государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" на жилое помещение (квартиру)".
Таким образом, в нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлен конкретный размер перечисляемого подрядчику аванса.
3. Довод заявителя о том, что установленные в аукционной документации требования к количеству комнат в жилых помещениях нарушают требования Свода правил СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003), признан необоснованным в силу следующего.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем,ни в ходе рассмотрения жалобы, ни в качестве приложения к ней, заявителем не представлено доказательств того, что Свод правил СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003) является обязательным к применению.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее также - Перечень) утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Пункт 38 перечня устанавливает следующее:
- СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.3 - 4.7, абзацы третий - шестой пункта 4.8, пункты 4.9, 4.10 (за исключением слов "все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч"), 4.11, 4.12), 5 (пункты 5.5, 5.8), 6 (пункты 6.2, 6.5 - 6.8), 7 (пункты 7.1.2, 7.1.4 - 7.1.14, абзац второй пункта 7.1.15, пункты 7.2.1 - 7.2.15, 7.3.6 - 7.3.10, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.5, 7.4.6), 8 (пункты 8.2 - 8.7, 8.11 - 8.13), 9 (пункты 9.2 - 9.4, 9.6, 9.7, 9.10 - 9.12, 9.16, 9.18 - 9.20, 9.22, 9.23, 9.25 - 9.28, 9.31, 9.32), 10 (пункт 10.6), 11 (пункты 11.3, 11.4).
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на пункты 5.3, 5.3а, 5.7 СП 54.13330, ссылка на которые отсутствует в Перечне.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1.Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 8"Требования к содержанию и составу заявки" раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки необходимо представить, в том числе разрешение на строительство.
В пункте 26 "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки разрешения на строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также-ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 части 17 статьи 51 ГрК РФвыдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Более того, согласно толковому строительно-архитектурному словарю капитальное строительство - строительство любых объектов, для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инженерных коммуникаций.
Разделом 5 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации установлено, что начальная (максимальная) цена контракта определена нормативным методом в соответствие с положениями статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённых приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013г. N 567. Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения определена на основании приказа N 28 от 18 марта 2015 года Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) (прилагается в составе аукционной документации).
Из содержания указанного приказа Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) N 28 от 18 марта 2015 года следует, что в данном случае цена рассчитывается на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) в быстровозводимых домах.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика подтвердила, что предметом закупки является приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) в быстровозводимых домах, а также то, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено из расчета предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по видам конструкций объектов жилищного строительства на быстровозводимые дома согласно приказа Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) N 28 от 18 марта 2015 года.
При этом,быстровозводимые дома не являются объектами капитального строительства, поскольку они мобильны, не имеют фундамента, не требуют возведения несущих и ограждающих конструкций.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки разрешения на строительство и представлении данного документа в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, поскольку предметом закупки является приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) в быстровозводимых домах, не являющихся объектами капитального строительства.
2.В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 408 375, 00 рублей.
Как установлено материалами дела, пунктом 8.1 проекта контракта установлено обеспечение исполнения контракта в размере 470 418,75 рублей.
При этом,в нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 64, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системетребования к размеру обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта в проекте контракта не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Монолит" на действия заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на приобретение 2 жилых помещений (благоустроенных квартир) в с. Оленек Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы" (извещение N 0116300022515000069) частично обоснованной в части неправомерного срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, не установления конкретного размера аванса.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченный орган Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район"нарушившимипункт 1 части 1 статьи 31, часть 13 статьи 34, часть 3 статьи 63, пункты 2, 8 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченному органу Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 января 2016 г. N 06-08/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2016