Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 января 2016 г. N 43
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - специалист-эксперт контрольного отдела Д.С. Кислицын, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "ОНИС", ООО "КИТОЙ" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентство государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 9739/15 "Выполнение работ по приведению здания (помещения) в соответствии с требованиями, установленным для открытия структурного подразделения КГБУ МФЦ по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Кирова, д.42 (капитальный ремонт)", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000115008819, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "ОНИС", ООО "КИТОЙ" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона ЭА 9739/15 "Выполнение работ по приведению здания (помещения) в соответствии с требованиями, установленным для открытия структурного подразделения КГБУ МФЦ по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Кирова, д.42 (капитальный ремонт)" (далее - жалоба).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалоб.
Заказчику, уполномоченному органу, подателям жалоб было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Зенкова Ольга Игоревна (доверенность N33 от 18.012.2016);
- представители уполномоченного органа Зубрицкий Дмитрий Александрович (доверенность N 18 от 14.01.2016), Прохоренко Эдуард Владимирович (доверенность N 19 от 14.01.2016).
ООО "ОНИС" ООО "КИТОЙ", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалоб, своих представителей не направили.
Из содержания жалобы ООО "ОНИС" следует, что при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом было допущено нарушение положений Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении требований о наличии у участника размещения заказа действующего Свидетельство СРО с функцией генерального подрядчика "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ). Учитывая в совокупности положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, аукционной документации и Закона о контрактной системе, ООО "ОНИС" отмечает, что наличие у участника закупки такого допуска СРО исключает обязательное условие наличия у участника закупки Лицензии МЧС. Отсутствие требования о наличии у участника размещения заказа действующего Свидетельство СРО не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и нарушают права и законные интересы потенциальных участников электронного аукциона.
Из содержания жалобы ООО "КИТОЙ" следует, что при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом было допущены следующие нарушение положений Закона о контрактной системе. Раздел "Описание объекта закупки" Аукционной документации, содержит требования, предъявляемые к используемому товару. п.1 Требований содержит указания на плитки керамические для полов гладкие неглазурованные. Однако, сметой (Обоснование НМЦК) не предусмотрено использование подобного товара при производстве работ, следовательно подобное требование нарушает положения ст. 33 Закона о контрактной системе. п.7 Требований содержит указания на торговую марку и модель, а именно "EFFEST EE40-350", что также нарушает положения ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика и представители уполномоченного органа не согласились с доводами жалоб и пояснили в отношении жалобы ООО "ОНИС", что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В аукционной документации отсутствуют работы, на которые в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 необходимо наличие свидетельства СРО. На основании вышеизложенного работы по капитальному ремонту могут выполнять любые физические или юридические лица.
В отношении жалобы ООО "КИТОЙ" представитель заказчика и представители уполномоченного органа пояснили, что согласно пунктам 12, 13, 14 Локального сметного расчета (Обоснования НМЦК) предусмотрены работы по "устройству покрытий на растворе из сухой смеси с приготовлением раствора в построечных условиях из плиток гладких неглазурованных керамических для полов одноцветных". В отношении п.7 Требований, который содержит указания на торговую марку и модель, а именно "EFFEST ЕЕ40-350", представители согласились, требованиях, предъявляемых к используемому товару, указана торговая марка не самого светильника, а входящего в его состав блока питания. Заказчиком при формировании аукционной документации были пропущены слова "или эквивалент". В данных светильниках допустимо применение альтернативных блоков питания, а именно BLDPS-40-12.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом в связи с возникшей потребностью заказчика совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона N ЭА 9739/15 "Выполнение работ по приведению здания (помещения) в соответствии с требованиями, установленным для открытия структурного подразделения КГБУ МФЦ по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Кирова, д.42 (капитальный ремонт)", номер извещения 0119200000115008819.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется указанным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
К указанным видам работ относятся также работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в электронном аукционе на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями Закона о контрактной системе являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства, а также содержанием документации об электронном аукционе подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право выполнять работы самостоятельно или с привлечением субподрядных организаций.
Пунктом 4.3 проекта контракта предусмотрено следующее: "_в случае привлечения Подрядчиком третьих лиц для выполнения работ по контракту Подрядчик несет ответственность за действия и результаты выполненных работ третьими лицами как за свои собственные".
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пунктом 4 раздела 4.5 аукционной документации (инструкция по заполнению заявки) предусмотрено требование, в том числе о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии в соответствии с Постановлением Правительства "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2011 N1225:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Учитывая в совокупности вышеустановленные положения ГрК РФ, аукционной документации и Закона о контрактной системе, Комиссия делает вывод о том, что наличие у участника закупки допуска СРО с функцией генерального подрядчика, осуществляющего организацию и координацию работ по капитальному ремонту, в том числе работ не влияющих на безопасность объектов капитального строительства. "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства") позволит исключить обязательное условие наличия у участника закупки соответствующей Лицензии МЧС.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом нарушены положения части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия Красноярского УФАС России считает необоснованным довод ООО "КИТОЙ" о том, что сметой (Обоснование НМЦК) не предусмотрено использование плиток керамических для полов ввиду следующего.
Согласно пунктам 13, 14 Локального сметного расчета (Обоснования НМЦК) предусмотрены "Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные одноцветные с красителем квадратные и прямоугольные" и "Керамогранит". Также пунктом 12 Локального сметного расчета (Обоснования НМЦК) предусмотрены работы по "устройству покрытий на растворе из сухой смеси с приготовлением раствора в построечных условиях из плиток гладких неглазурованных керамических для полов одноцветных - керамогранит".
В отношении довода ООО "КИТОЙ" об указании на торговую марку блока питания светильника "EFFEST EE40-350" Комиссия Красноярского УФАС России считает его обоснованным.
Согласно пункту 7. Раздела "Описание объекта закупки" Аукционной документации, установлены требования: "Светильник светодиодный для потолков. Технические характеристики: габаритные размеры не менее 297*595*40 мм; герметичность IP40; материал корпуса-сталь, не менее 0,55мм; климатическое исполнение УХЛ4; тип монтажа - накладной/подвесной; рассеиватель из светотехнического полистирола (на выбор)-85%: призма, микропризма, колотый лед; 70% - матовая микропризма: блок питания EFFEST EE-40-350; коэффициент пульсации менее 1%, КПД 89%, напряжение питания от 70 до 100В; диапазон температур с полным покрытием от -30°С до +50°С; вес не менее 1,7 кг". Однако, блок питания светильника EFFEST EE-40-350 указан без указания слов "или эквивалент", что нарушает положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы ООО "ОНИС по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "ОНИС" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "КИТОЙ" частично обоснованной.
3. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
5. Передать материалы по жалобам уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о применении мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Д.С. Кислицын |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 января 2016 г. N 43
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2016