Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 25 декабря 2015 г. N 792/04-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:- заместитель руководителя;
Члены комиссии:
- начальник отдела контроля торгов;
- специалист-эксперт отдела контроля торгов,
рассмотрев жалобу АО "Специализированное строительное управление",
в присутствии:
от Заявителя:- представитель по доверенности;
от Заказчика:- представитель по доверенности;
от уполномоченного органа:- директор департамента;.- представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от АО "Специализированное строительное управление" на действия Заказчика - Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении электронного аукциона на содержание автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на ней (извещение N 0120200004715000731) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ;
- установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением норм Закона N 44-ФЗ;
- инструкция по заполнению первой части заявки не позволяет подать заявку в полном соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация о проведении аукциона на содержание автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на ней.
Согласно извещению и документации о проведении аукциона предметом закупки является содержание автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на ней.
Заказчик при размещении извещения о проведении закупки на официальном сайте указал код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007: 45.23.12.150.
Согласно вышеуказанного классификатора к данному коду относятся "Работы общестроительные по ремонту дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог".
Пунктом 5.1 Технического задания документации обжалуемого аукциона установлено, что работы по содержанию автомобильной дороги и дорожных сооружений включают в себя надзор, уход, профилактику. Там же дана детализация этих понятий.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 24 Информационной карты документации об Аукционе к участникам закупки установлены следующие требования к участникам: "наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации: в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к следующей группе строительных работ: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что установление вышеуказанного требования в документации об Аукционе неправомерно, поскольку объектом закупки является техническое содержание дорожных покрытий автомобильных дорог, а не работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с документацией об аукционе, фактически выполнению подлежат, в том числе, очистка дорожных знаков от снега вручную, замена дорожных знаков на стойках, уборка снега у барьерного ограждения, очистка световозвращающих элементов металлического барьерного ограждения, погрузка снега при вывозке из населенных пунктах и другие.
Указанные работы относимы к коду ОКПД 70.32.13.724 "Работы по техническому обслуживанию (содержанию) дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог".
При этом на заседании Комиссии не представлено доказательств, о том что документация об Аукционе содержит работы, относимые к ОКПД 45.23.12.150 "Работы общестроительные по ремонту дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог".
На основании изложенного дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, применены неправомерно.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации о закупке дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, нарушают часть 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, например: "Плотная асфальтобетонная смесь тип Б марки II. Размер минеральных зерен должен быть до 20 мм. Величина остаточной пористости должна быть свыше 2,5% но менее 5,0%. Предел прочности при сжатии при температуре 50°С - не менее 1,0 МПа. Предел прочности при сжатии при температуре 20°С - не менее 2,2 МПа,_", "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для оснований. Смесь С5. Наибольший размер зерен должен быть свыше сорока миллиметров. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы не более 35%,_".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об аукционе, не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закона N 44-ФЗ не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и т. д.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Также в инструкции по заполнению первой части заявки установлено, что в случае, если для показателя товара производителем товара и/или нормативным документом установлен интервал, диапазон значений (открытый или закрытый) и/или допустимая погрешность, участнику закупки в своей заявке необходимо указать значение такого показателя товара с учетом требований (сведений) производителя товара и/или нормативного документа с обязательной формулировкой "в соответствии с технической и/или нормативной документацией".
В Приложении N 1 к Техническому заданию обжалуемого аукциона установлены требования к показателям товаров, которые должны применяться в ходе выполнения работ.
В позиции 4 установлены требования к показателям товара "Смеси щебеночно-гравийнопесчаные для оснований. Смесь С5".
Заказчиком установлены требования: "Наибольший размер зерен должен быть свыше сорока миллиметров. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы не более 35%. Товар (строительный материал) должен соответствовать требованиям "ГОСТ 25607-2009. Смеси щебёночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Пунктом 3.2.1 ГОСТ 25607-2009 установлено, что зерновой состав готовых смесей должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3.
В указанной таблице 3 ГОСТ 25607-2009 для смеси С5 по показателю "Наибольший размер зерен" установлено конкретное значение (без использования слов "не более", "не менее", "свыше"): "Наибольший размер зерен Д, мм" = 40.
Указанная формулировка ГОСТ 25607-2009 исключает возможность указания для смеси С5 значения наибольшего размера зерен, отличного от 40 мм.
Следовательно, заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. документация об аукционе не содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Специализированное строительное управление" на действия Заказчика - Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении электронного аукциона на содержание автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на ней (извещение N 0120200004715000731) обоснованной.
2. Признать по результатам рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки, что заказчик допустил нарушение:
- части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, т. к. установил требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. описал объект закупки не в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. инструкция по заполнению первой части заявки не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе в полном соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 25 декабря 2015 г. N 792/04-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2016