Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 января 2016 г. N РЗ-35-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика -Бедоидзе Л.Ю.
от ООО "СпецПоставкаПлюс" - представитель не прибыл.
от ИП Киц Н.И. - Ломакин В.Г., Инощемцева В.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "СпецПоставкаПлюс" и ИП Киц Н.И. на действия заказчика - Администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300021915000021 "Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и сооружений на них Левокумского муниципального района Ставропольского края в 2016 году".
По мнению заявителей жалоб документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "СпецПоставка Плюс"- установлено:
1). Документация электронного аукциона подготовлена и опубликована Заказчиком без учета внесения изменений в Федеральный закон N44-ФЗ от 13.07.2015 г. Так, например, в разделе 1 "Понятия, термины и сокращения" аукционной документации Заказчиком установлено:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получившие аккредитацию на электронной площадке.
Однако в соответствии с п.4 ст.3 44-ФЗ:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
2). В п. 13.5. раздела 13 аукционной документации установлено: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту, соответствующий подрядчик (поставщик, исполнитель) обязуется в течение десяти банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящем разделе документации".
Из буквального толкования приведенного пункта проекта контракта следует, что он дает заказчику право требовать замены обеспечения в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
Согласно пункту 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 96 закреплено: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. При этом у заказчика имеется возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии. Так как согласно части 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Кроме того, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка.
Таким образом, у заказчика имеется возможность удостовериться в действительности банковской гарантии до заключения муниципального контракта, убедиться, что срок ее действия соответствует пункту 3 статьи 96 44-ФЗ и любое расширительное толкование договора в данном случае считаем недопустимым и возлагающим на участника дополнительную нецелесообразную обязанность и ответственность.
3). В п.4.4 Проекта контракта указано: "4.4. Подрядчик обязан в течение 30 дней с момента заключения им договора с субподрядчиками предоставить Муниципальному заказчику информацию обо всех субподрядчиках, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, цена которого или общая цена которых составляет не менее чем 15 % от цены Контракта".
В п.3.2.1 Технического задания указано: "3.2.1. подрядчик обязан в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиками предоставить государственному заказчику информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта. Работы должны быть выполнены в соответствии с условиями контракта".
Возникшее разночтение не позволяет определить, в течение какого времени подрядчик должен предоставить сведения обо всех субподрядчиках, а также минимальный размер общей суммы. Что в свою очередь может привести к ненадлежащему исполнению контракта ( в случае предоставления подрядчиком информации в течении 30 дней, вместо предполагаемых заказчиком 10 дней).
4). В разделе 8 Проекта контракта заказчиком неверно определен размер штрафа.
Заказчиком указано: "8.2.1.2. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренного пунктом 2.5. Контракта. Штраф устанавливается в размере 2,5 % цены контракта, что составляет _______ (________________________) рубль ______ копеек, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8.3.1.2. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Штраф устанавливается в размере 10 % от цены контракта, что составляет _________ (__________________________) рублей 00 копеек, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
НМЦК контракта составляет 9 510 290,00 рублей.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N1063
"4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей".
Таким образом, заказчиком неверно определен размер штрафа, о чем также было сообщено в разъяснении положений документации. Однако заказчик изменения не внес. Заказчиком нарушено требования ч. 5,8 ст. 34 Закона N44-ФЗ.
Данный довод также отражен в жалобе заявителя ИП Киц Н.И.
5). В п.7 Технического задания заказчиком определен список государственным стандартам, требования которых подрядчик должен соблюдать при выполнении работ, в том числе ГОСТ 22266-94, ГОСТ Р 51692-2000,ГОСТ 23735-79,ГОСТ 8736-93.
Однако ГОСТ 22266-94 прекратил действие 01 января 2015 г.
ГОСТ Р 51692-2000 прекратил действие 01 января 2015 г.
ГОСТ 23735-79 прекратил действие 01 июля 2015 г.
ГОСТ 8736-93 прекратил действие 01 апреля 2015 г.
Таким образом, заказчик установил требование недействующим государственным стандартам, что является нарушением ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителей жалоб ООО "СпецПоставкаПлюс" и ИП Киц Н.И. обоснованные, остальные не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика - Администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края установлены нарушения требований п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33; п. 4 ст. 3; ст. 45; ч. 5, 8 ст. 34 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "СпецПоставкаПлюс" и ИП Киц Н.И. на действия заказчика - Администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300021915000021 "Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и сооружений на них Левокумского муниципального района Ставропольского края в 2016 году" - частично-обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края не соответствующими требованиям п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33; п. 4 ст. 3; ст. 45; ч. 5, 8 ст. 34 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 января 2016 г. N РЗ-35-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2016