Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 21 января 2016 г. N 4-03з/2016
Резолютивная часть решения оглашена "21" января 2016 года. В полном объеме решение изготовлено "25" января 2016 года.
в присутствии до объявленного перерыва: /___.../, в присутствии после объявленного перерыва: /___.../, рассмотрев жалобу N4-03з/2016 ООО "Медилайн" по существу, установила: |
14.01.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Медилайн" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУЗ "Клиническая больница N8 ФМБА России" при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте N0337100018815000450), предметом которого является поставка изделий медицинского назначения для нужд больницы.
ООО "Медилайн" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению конкуренции.
Заказчиком - ФГБУЗ "Клиническая больница N8 ФМБА России" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Медилайн", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 30.12.2015г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0337100018815000450 о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения для нужд больницы (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 12 684 670,76 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФГБУЗ "Клиническая больница N8 ФМБА России".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении электронного аукциона - 14.01.2016 10:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Медилайн" совокупность характеристик, заявленных в описании объекта закупки по рассматриваемому аукциону, позволяет предложить к поставке только определенный товар определенного производителя, что приводит к ограничению конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Медилайн", Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заказчика на следующие обстоятельства.
Согласно доводам жалобы ООО "Медилайн" совокупности характеристик, заявленных в Техническом задании, соответствует только определенный товар определенного производителя, что приводит к ограничению конкуренции, а именно:
1) По позиции 7 Игла двусторонняя, N 100:
- Длина прозрачной камеры не более 6 мм; объём камеры не более 4 мкл крови;
- Требуется наличие точки на муфте иглы, для корректного ориентирования заточки иглы по отношению к вене пациента.
Согласно доводам жалобы ООО "Медилайн" из представленных на рынке зарегистрированных в качестве медицинского изделия товаров только иглы VacuetteR/Greiner Bio One (Австрия) соответствуют совокупности характеристик, заявленных в п.7 Технического задания, в частности только эти иглы имеют длину прозрачной камеры не более 6 мм.
Иные товары, представленные на рынке, а именно иглы производства Becton Dickinson (США), Gua ngzhou Improve Medical Instruments Co., Ltd. (Китай), Chengdu PUTH Medical Plastics Packaging Co., Ltd (Китай), Vacute st KIMAs.r.l. (Италия), Shando ng Weigao group medical polymer (Китай), Soyag reentec (Китай), соответствуя всем прочим характеристикам, заявленным в техническом задании, не соответствуют требованиям технического задания по длине прозрачной камеры и наличию точки на муфте иглы.
Таким образом, ограничения, установленные в Техническом задании, являются необъективными и не позволяют предложить к поставке эквивалентный взаимозаменяемый товар, представленный на рынке.
2) По позиция 4 Насадки к вакуумным пробиркам, N 500.
Согласно доводам жалобы ООО "Медилайн" насадки маркировочные для пробирок в России зарегистрированы только одним производителем, VacuetteR/Greiner Bio One (Австрия). Другие производители используют иные средства дополнительного разделения потоков проб - мгновенной идентификации срочных, инфицированных и специальных проб, например, цветовая маркировка этикетки или колпачка пробирки.
3) По позиции 5 Пробирки с колпачком серого цвета, N 50:
- Вакуумная пробирка с двойными стенками, материал наружной пробирки - ПЭТФ, внутренней - полипропилен;
- Пробирки содержат забуференный раствор натрия ЭДТА, фторид натрия, лимонную кислоту и цитрат натрия;
Согласно доводам жалобы ООО "Медилайн" заявленные в п. 5 ТЗ пробирки с двойными стенками и содержанием забуференного раствора натрия ЭДТА, фторида натрия, лимонной кислоты и цитрата натрия, относятся только к пробиркам VacuetteR/Greiner Bio One (Австрия). Из указанных реагентов только фторид натрия является стабилизатором, а остальные три - антикоагулянтами. Таким образом, максимальный срок хранения пробы составляет 24 часа, что подтверждается данными в каталоге производителя. Данное значение является стандартным для всех производителей и не является улучшением технических характеристик.
Согласно пояснениям представителя ООО "Медилайн" пробирки для исследования глюкозы всех производителей содержат два типа наполнителей, выполняющие разные функции:
1.Стабилизатор глюкозы (позволяет сохранить уровень глюкозы в крови неизменным на протяжении 24 часов)
2. Антикоагулянт (блокирует каскад свёртывания крови).
Комбинации наполнителей могут различаться, но все они выполняют одну и ту же функцию и, таким образом, являются взаимозаменяемыми.
В подтверждение своих доводов, заявителем жалобы представлена сравнительная таблица соответствия всем запрашиваемым в техническом задании характеристикам товаров 7 производителей. По вышеуказанным позициям (4,5,7) всем характеристикам соответствует только товар VacuetteR/Greiner Bio One (Австрия).
Кроме того, заявителем жалобы представлены копии скрин-шотов с официальных сайтов производителей (официальных дилеров) с характеристиками товаров.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заказчика, что в ходе рассмотрения жалобы представителями Заказчика не представлено документов, подтверждающих наличие эквивалентного товара, характеристики которого соответствуют в совокупности вышеуказанным требованиям Технического задания аукционной документации.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы по существу представители Заказчика затруднились пояснить в чем выражена потребность в поставке товара исключительно производства VacuetteR/Greiner Bio One (Австрия).
Представителями заказчика в материалы жалобы были представлены коммерческие предложения, поступившие в адрес заказчика, вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что в поступивших в адрес заказчика коммерческих предложениях отсутствуют сведения о производителях товара предлагаемого поставщиками к поставке.
В соответствии с представленными копиями заявок участников аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд больницы, на участие в аукционе поступили 2 заявки. В составе заявок содержатся регистрационные удостоверения, выданные на медицинские изделия производства "Грейнер Био-Уан", Австрия, а так же страной происхождения товара в обеих заявках указана Австрия.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - ФГБУЗ "Клиническая больница N8 ФМБА России" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения для нужд больницы имеются нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Медилайн" Действия Заказчика в части установления срока на подачу заявок на участие в электронном аукционе являются недобросовестными и не соответствуют Федеральному закону от 05.04.2013 N44, поскольку не позволяют потенциальным участникам реализовать предоставленные законом права и возможности.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.12.2015 15:13.
Дата и время окончания подачи заявок 14.01.2016 10:00.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком не нарушены требования статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ, т.к. Федеральный закон от 05.04.2013г. 44-ФЗ не предусматривает возможности изменения сроков, установленных в статье 63 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ в зависимости от категории дня. Субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность подать заявку на участие в аукционе, в том числе в выходные (праздничные) дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции и доступ к ЕИС обеспечивается в любое удобное для участников время. ЕИС работает круглосуточно.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки размещаемой закупки, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.12.2015 15:13.
Дата и время окончания подачи заявок 14.01.2016 10:00.
Начальная (максимальная) цена контракта 12 684 670,76 рублей.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Исходя из части 2 статьи 63, части 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, днем окончания срока представления заявок должен быть день, который наступает после истечения соответственно 15-го дня, начало отсчета дней должен начинаться на следующий день после размещения извещения на официальном сайте, т.е. с 31.12.2015.
Таким образом, в рассматриваемом Аукционе 14.01.2016 является 15-ым днем, следовательно, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, должен быть не ранее 15.01.2016г.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - ФГБУЗ "Клиническая больница N8 ФМБА России" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения для нужд больницы имеются нарушения части 3 статьи 63, части 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Медилайн" в проекте контракта содержатся требования о предоставлении при поставке документов, наличие которых на поставляемый товар не предусмотрено действующим законодательством. Закупаемая в рамках рассматриваемого аукциона продукция не требует оформления обязательного сертификата соответствия или принятия декларации о соответствии.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы ООО "Медилайн", Комиссия Калужского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 2.2 Проекта Контракта установлено, что качество поставляемого товара должно соответствовать существующим нормативам и подтверждаться сертификатом соответствия или декларацией о соответствии/копией сертификата соответствия, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат/товарно-сопроводительными документами, оформленные изготовителем или поставщиком и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), заверенные подписью и печатью изготовителя или поставщика с указанием его адреса и телефона.
В пункте 4.8. Проекта Контракта указано: при передаче Товара Поставщик предоставляет оригиналы следующих документов в двух экземплярах, подписанные уполномоченными лицами: счета, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные (товарные накладные), с обязательной ссылкой на номер и дату Контракта, акт приемки-передачи товара и иные необходимые документы. При поставке Товара без надлежащей документации, Товар принятию и оплате не подлежит.
При поставке продукции Поставщик обязан передать Заказчику заверенные печатью: копии документов, подтверждающие качество товара (товарно-сопроводительный документ, оформленный поставщиком и содержащий по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, и/или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший, и/или номер паспорта качества и дата выдачи, наименование изготовителя, и/или отказное письмо ВНИИС о необязательной сертификации товара). Такие документы должны быть заверенные подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 456 Гражданского Кодекса если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара в случае, если это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством РФ.
Отказное письмо ВНИИС является официальным документом, подтверждающим, что представленной продукции не требуется прохождение обязательной сертификации в системе ГОСТ Р.
Отказное письмо ВНИИС, выдается аккредитованным органом по сертификации (ВНИИС), в котором говорится, что продукция не подлежит обязательной сертификации. Отказное письмо требуется, когда не совсем очевидно, по какому коду ОКП можно классифицировать продукцию.
В данном случае государственный Заказчик имеет право быть уведомленным о том, что поставляемый товар не подлежит обязательной сертификации и Поставщик не нарушает Законодательство РФ в части непредставления документов, подтверждающих качество поставляемой продукции в соответствии с Законодательством.
Таким образом, требование отказного письма ВНИИС при поставке товара не нарушает прав и интересов Поставщика.
6. Исследовав все материалы жалобы по существу, в связи с допущенными существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте N0337100018815000450), предметом которого является право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения для нужд больницы.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Медилайн" частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ФГБУЗ "Клиническая больница N8 ФМБА России" при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте N0337100018815000450), предметом которого является заключение контракта на поставку изделий медицинского назначения для нужд больницы, нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33; пунктов 1,2 части 1 статьи 64; части 3 статьи 63; части 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ФГБУЗ "Клиническая больница N8 ФМБА России" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона N0337100018815000450, предметом которого является заключение контракта на поставку изделий медицинского назначения для нужд больницы;
4. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность заказчику - ФГБУЗ "Клиническая больница N8 ФМБА России" аннулировать электронный аукцион N0337100018815000450, предметом которого является право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения для нужд больницы.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
________________ |
/___.../ |
Члены комиссии: |
________________ |
/___.../ |
|
________________ |
/___.../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 21 января 2016 г. N 4-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2016